
Европа и США заявляют, что китайское производство электромобилей развивается стремительно и бесконтрольно, угрожая захватить мировой рынок электромобилями, с которыми остальной мир не может конкурировать. Но теперь Китай заявил, что «притормозит» некоторые свои масштабные планы по расширению производства электромобилей в ответ на критику «несправедливой» промышленной и торговой политики.
The Financial Times сообщает, что правительство Пекина возьмет под контроль «слепое» строительство новых проектов электромобилей внутри страны, принимая «силовые меры». Что это означает, остается только гадать.
«Также наблюдаются некоторые формы беспорядочной конкуренции», — заявил Синь Гобинь, заместитель министра промышленности и информационных технологий, газете Financial Times.
Китайская индустрия электромобилей — это настоящая сверхдержава и один из немногих положительных моментов для экономики страны, сообщает FT. Но она оказалась под пристальным вниманием Европы, в частности, из-за политики субсидирования, которая ставит Европу в невыгодное конкурентное положение, в то время как она втянута в торговую войну с Северной Америкой и Европой.
Еще в сентябре ЕС начал расследование в отношении китайской индустрии электромобилей, поскольку европейские компании с трудом конкурируют с дешевым, высокотехнологичным китайским импортом, произведенным с использованием низкооплачиваемого труда, поступающим в ЕС. ЕС расследует то, что он называет несправедливыми субсидиями и банковским кредитованием со стороны Пекина, которые способствовали опережающему росту в Китае, опасаясь, что Китай строит заводы электромобилей далеко за пределами потребностей внутреннего рынка. Тем временем США и Европа ужесточают правила продажи китайских автомобилей и комплектующих для электромобилей в своих странах, вводя настолько высокие тарифы в США, что Китай переключил свое внимание на другие регионы, а именно на Южную Америку, Азию и Европу.
В прошлом году Китай обогнал Японию как крупнейший в мире экспортер автомобилей, но большинство из них были автомобилями с двигателем внутреннего сгорания, проданными в Россию. Тем не менее, неудивительно, что электромобили и аккумуляторы китайского производства становятся крупным бизнесом за пределами Китая: только BYD продала 1,6 миллиона полностью электрических автомобилей в прошлом году, приближаясь к 1,8 миллионам продаж Tesla по всем типам электромобилей. Учитывая продажи всех так называемых новых энергетических транспортных средств, включая полностью электрические автомобили и подключаемые гибриды, BYD продала 3 миллиона автомобилей в 2023 году.
Мнение Electrek
По данным Counterpoint Research, в Китае насчитывается более 94 брендов, предлагающих более 300 моделей электромобилей, но Geely и BYD являются одними из компаний, оказывающих наибольшее влияние за пределами Китая. Поэтому, я не уверен, что сдерживание части этого принесет большую пользу, кроме как продемонстрировать добрые намерения — потому что, чтобы Китай действительно преуспел в качестве доминирующего игрока в мире, ему придется полагаться не только на качество продукции (не говоря уже о том, что он контролирует цепочку поставок). И импульс уже набрал обороты: BYD стимулирует международный рост, планируя построить завод электромобилей в Венгрии, а другие автопроизводители также стремятся наладить производство в Европе. Китайские компании MG, BYD и Chery также ищут площадки в Мексике и ведут переговоры с официальными лицами для облегчения доступа на североамериканский рынок, по данным Financial Times. MG планирует построить завод стоимостью 2 миллиарда долларов, в то время как BYD увеличивает инвестиции в размере сотен миллионов для собственного завода — действия, которые вызвали тревогу в Вашингтоне. Геополитическая конкуренция — это то, что невозможно уместить в аккуратный пакет, но эта история, безусловно, станет намного сложнее в наступающем году.