Выбросы от автомобилей *могли* бы снизиться на 30%, но внедорожники испортили все: Отчет

Новый отчет дает нам представление о том, как мог бы выглядеть наш мир, если бы вокруг не ездило так много больших, громоздких внедорожников. Благодаря росту числа электромобилей выбросы углерода от автомобилей могли бы сократиться более чем на 30% за последние 10 лет, но этого не произошло — и, по словам авторов отчета, виной тому наша мировая тяга к гигантским автомобилям.

С 2010 по 2022 год, если бы автомобили оставались прежних размеров и тенденция раздувания внедорожников никогда не возникла, выбросы углерода могли бы быть сокращены более чем на 30%, согласно отчету Глобальной инициативы по экономии топлива (GFEI). Вместо этого выбросы от автомобилей сократились всего на 4,2%, фактически сведя на нет все преимущества электромобилей.

На внедорожники приходится 51% рынка новых автомобилей, а средний вес легких транспортных средств достиг рекордной отметки — более 1,5 тонн. Размеры внедорожников растут: площадь их основания в среднем составляет около 4,2 квадратных метров (примерно 45 квадратных футов). Кроме того, автопроизводители получают огромную прибыль от внедорожников, которые продаются по премиальным ценам, но имеют пропорционально более низкую себестоимость производства, поэтому они стремятся продвигать их среди потребителей.

Электромобили, на долю которых пришлось 15% мировых продаж новых автомобилей в 2022 году, потребляют в три-шесть раз меньше энергии, чем автомобили с ДВС, для преодоления одинакового расстояния. Рынки с сильным ростом в секторе электромобилей, включая Китай и Европу, продемонстрировали самое большое ежегодное улучшение энергоэффективности — около 6%. Северная Америка, где доля электромобилей на рынке ниже, показала ежегодный прирост на 1,6%.

«Рост размеров автомобилей — огромная проблема, угрожающая многим аспектам устойчивой мобильности, от климата до безопасности дорожного движения», — заявила Шейла Уотсон, заместитель директора FIA Foundation, природоохранной некоммерческой организации. «Этот отчет показывает, что мы должны отказаться от этих мега-автомобилей, если хотим достичь цели GFEI по удвоению топливной эффективности автомобилей к 2030 году. Размер автомобиля имеет значение — и в данном случае больше — это определенно не лучше».

Это включает в себя большие, тяжелые электрические внедорожники — хотя у них нет выхлопных газов, у них также огромные потребности в аккумуляторах и энергии, не говоря уже о том, что они убивают больше пешеходов, чем любые другие автомобили. «Обращение вспять тенденции к увеличению размеров и веса автомобилей является ключом к достижению более устойчивой мобильности», — сказал Дэн Сперлинг, основатель и директор Института транспортных исследований Калифорнийского университета в Дэвисе. «Это относится и к электрической мобильности, чтобы сделать рынок электромобилей более справедливым и инклюзивным, а также снизить потребность в критически важных минералах и электроэнергии».

Чтобы изменить ситуацию, в отчете содержится призыв к правительствам установить ограничения на размер транспортных средств (как гибридных и электрических, так и с ДВС), чтобы переломить тенденцию к росту внедорожников и ускорить переход к меньшим электромобилям — Париж в настоящее время предлагает такое ограничение. Кроме того, авторы отчета рекомендуют более строгие экологические нормы и нормы безопасности для часто используемых транспортных средств, таких как корпоративные автомобили, такси, государственные автопарки, а также сервисы каршеринга и райдшеринга.

Они также призывают к увеличению инвестиций в возобновляемые источники энергии, отмене субсидий на ископаемое топливо с применением ценообразования на углерод, регулирования минимального развертывания зарядных станций для электромобилей и финансовых инструментов, предназначенных для облегчения доступного доступа к электромобилям.