
В Китае. Я не хотел слишком сильно скрывать главную новость. Сегодня NIO и Changan Automobile объявили, что две компании договорились разработать единый стандарт для сменных батарей электромобилей. NIO является крупнейшим оператором сменных аккумуляторных батарей для легковых электромобилей в мире, имея более 2000 станций замены батарей на своем домашнем рынке в Китае, а также небольшую сеть в Европе. Но сегодняшняя новость — это важная веха для замены батарей.
Компании не предоставили никаких сроков, когда это сотрудничество начнет приносить плоды, но они планируют работать над дизайном сменных батарей и развитием сети общих станций замены батарей. В настоящее время Changan не имеет электромобилей со сменными батареями, но это третий или четвертый по величине автопроизводитель в Китае (в зависимости от квартала), продающий более миллиона автомобилей в год. NIO, тем временем, является самым зрелым оператором в сфере замены батарей в мире и заявляет, что уже выполнила более 30 миллионов замен батарей для своих клиентов — электромобилей. Конечно, неясно, насколько далеко зайдет сотрудничество — то есть, планирует ли Changan адаптировать дизайны батарей NIO для собственных электромобилей, или просто то, что будущие батареи Changan будут разработаны для совместимости с инфраструктурой NIO для замены.
Сегодняшнее соглашение о сотрудничестве между Changan и Nio — это не столько о технических деталях, сколько о том, что автопроизводители делают то, что мы видим довольно редко: соглашаются создавать взаимозаменяемые (или, по крайней мере, взаимообслуживаемые — слово, которое я только что изобрел) детали и сервисную инфраструктуру. В отрасли, где собственная разработка является таким же маркетинговым активом, как и технологическим, необычно, когда конкуренты объединяются для стандартизации основных компонентов на благо клиентов. (Фактически, производители ДВС долгое время всячески скрывали, что их автомобили могут иметь общую техническую основу — практика, достигшая своего апогея в эпоху «инжиниринга шильдиков» в 1980-х годах).
Замена батарей дает реальные преимущества для водителей: станции NIO Power завершают процесс всего за 3 минуты. Компания даже тестирует использование своих станций замены батарей для возврата энергии в сеть — это может значительно повысить потенциальную ценность такого рода инфраструктуры на общественном уровне.
Прочтите пресс-релиз двух компаний здесь.
Мнение Electrek
Представьте мир, где каждый бренд автомобилей с ДВС должен пользоваться заправочной станцией, принадлежащей автопроизводителю, даже несмотря на то, что все они поставляют бензин одной базовой формулы. Это кошмар, который представляет собой замена батарей. Конечно, это связано с гораздо более технически обоснованными причинами; а именно, разработка взаимосовместимых сменных батарей между автопроизводителями — это непростая задача. Но масштабирование замены батарей таким образом, чтобы сделать ее устойчивой, почти наверняка требует определенной формы совместимости.
Тот факт, что это происходит именно в Китае, совсем неудивительно. Хотя Китай может быть родиной некоторых из самых агрессивно экспансивных и конкурентоспособных брендов электромобилей в мире, внутренний рынок страны по-прежнему функционирует в условиях строго регулируемой, квази-централизованно планируемой экономики. Это также рынок с высокой чувствительностью к ценам, и все, что может лучше распределить затраты на электрификацию, вероятно, будет рассмотрено.
Changan — старейший автопроизводитель страны, полностью принадлежащий китайскому государству. Его сотрудничество здесь теоретически может инициировать эффект домино, в котором другие китайские автопроизводители начнут объединяться вокруг общей системы замены батарей — особенно если возникнет консенсус, что правительство может обязать это в будущем (и это кажется далеко не немыслимым). И если китайские автопроизводители широко объединятся вокруг такого стандарта, это может дать всей их индустрии электромобилей значительное конкурентное преимущество на глобальном уровне.
Тем не менее, нет никакой гарантии, что объявление о сотрудничестве приведет к тому, что два бренда электромобилей будут использовать одну и ту же станцию замены батарей — все может произойти и иногда распадается. Но концепция здесь привлекательна, и Китай далеко впереди всех (без каламбура) в плане электромобилей со сменными батареями.