
Fisker Ocean уже несколько месяцев на дорогах, но большинство тест-драйвов были относительно короткими. Однако во время автосалона в Лос-Анджелесе Fisker предоставил нам Ocean на ночь, чтобы мы могли протестировать новый электрический внедорожник без присмотра.
По результатам наших испытаний мы остались впечатлены несколькими моментами, но в целом пришли к выводу, что предстоит еще многое сделать, прежде чем этот автомобиль будет готов к широкому выпуску.
Хорошие моменты
Fisker Ocean — красивый автомобиль. Этого и следовало ожидать от легендарного дизайнера автомобилей Хенрика Фискера. Но его другие дизайны были более эффектными, чем Ocean, тогда как Ocean более сдержан.
Он выглядит солидно, но не настолько выделяется, чтобы водитель должен был быть любителем привлекать к себе внимание. Он выглядит достаточно иначе, чем все остальные «яйцеобразные» внедорожники на дороге сегодня, но при этом его может водить обычный человек, не привлекая к себе лишнего внимания. Это хороший баланс. (Однако мне не нравится фальшивая решетка радиатора – на дворе 2023 год, мы уже прошли это).

В салоне не хватает нескольких вещей (карманов на сиденьях, держателя для бутылок в дверях, ручек), но в целом он просторный и комфортный, с достаточным пространством для головы и ног, а сиденья удобные.
Большое внимание было уделено устойчивости всех материалов, использованных в автомобиле, и Fisker предоставил нам подробный отчет о своих шагах в направлении устойчивости, которые кажутся гораздо более продуманными, чем у большинства производителей. Каждый Ocean содержит 110 фунтов (50 кг) переработанных материалов, и Fisker утверждает, что Ocean имеет самый низкий опубликованный углеродный след жизненного цикла среди всех электрических внедорожников – хотя для сравнения существует всего несколько опубликованных цифр.
Органы управления в салоне представляют собой комбинацию физических и цифровых элементов: на приборной панели и рулевом колесе есть множество стандартных кнопок, а также некоторые физические кнопки под центральным экраном, обеспечивающие доступ к основным функциям, таким как климат-контроль и громкость. Эти физические органы управления приветствуются, поскольку они позволяют избежать использования сенсорного экрана или углубления в меню для выполнения наиболее распространенных действий.
Существует множество «интересных» функций, которые впечатлят пассажиров и предложат некоторые приятные функциональные преимущества.
Главная особенность — «Режим Калифорния», который открывает все стеклянные элементы автомобиля, кроме лобового стекла, включая заднее стекло и крошечные окна между задними стойками C и D. Это не совсем то же самое, что кабриолет, но обеспечивает очень воздушную поездку, так что не забудьте головные уборы и резинки для волос. И это большая «вау»-функция — видеть, как открываются все эти окна (что можно сделать с помощью брелока или кнопки внутри).
Он также открывает стеклянную панорамную крышу, но даже при закрытой крыше внутри автомобиля будет тень, потому что вся она покрыта солнечными панелями. Fisker утверждает, что это даст около 1500 миль запаса хода в год – хотя мы думаем, что это, вероятно, оптимистичная цифра. Пока нет способа узнать, сколько энергии вы получаете от нее, но Fisker говорит, что добавит эту функцию в будущем обновлении программного обеспечения.
Более практично то, что возможность опустить заднее стекло может помочь при загрузке мелких предметов в багажник и из него, не открывая весь багажник, а также делает поездку с одним опущенным окном менее проблематичной – опустите заднее окно, и воздух будет проходить без турбулентности/«хлопающего» эффекта, который обычно сопровождает это. Таким образом, задний пассажир может получить свежий воздух, не мешая остальным пассажирам автомобиля.
Есть ряд других функций, большинство из которых имеют соответствующее название «режим» (Фискер любит свои «режимы»). Один из них — «Режим Голливуд», который поворачивает основной экран из портретного в альбомное соотношение сторон и позволяет смотреть YouTube или другой видеоконтент. Другой — «Режим Лимузин», который включает в себя небольшой сенсорный экран в средней задней подлокотнике, который задние пассажиры могут сложить, чтобы контролировать климат-контроль и мультимедиа. А третий — «тако-лотки» для водителя и пассажира, небольшие лотки, куда можно положить еду или, возможно, очень маленький ноутбук, пока вы сидите в машине и смотрите «Режим Голливуд» или ждете зарядки, или что-то еще.
Но помимо всего этого, есть много проблем, настолько много, что кажется, мы не можем сделать полный обзор этого автомобиля, поскольку в нем до сих пор не хватает многих обещанных функций и многих, которые он действительно должен иметь – обещанных или нет.
Владение ранней моделью автомобиля
На протяжении всей истории производства автомобилей известно, что существует разница между ранними и поздними моделями автомобилей. Ранние модели ценятся коллекционерами за их значимость, но поздние модели имеют свои преимущества, потому что, ну, все работает лучше.
Некоторые считают, что никогда не следует покупать раннюю модель автомобиля из-за этих проблем, но некоторым нравится получать ранние модели, потому что это круто – владеть новым предметом с новыми технологиями. Рынок, кажется, склоняется к последнему варианту, поскольку большинство моделей автомобилей обычно продаются лучше в начале своего жизненного цикла и снижаются к концу, когда люди ждут обновления (кроме Bolt…).
Я был свидетелем этого этапа Tesla Model S, первого массового автомобиля (не ручной сборки, как Roadster) от компании. И я был свидетелем всех проблем – а также того, как он изменил индустрию, отнимая продажи у крупных производителей роскошных автомобилей, несмотря на эти проблемы, потому что он был новым и крутым.




Вождение Ocean и демонстрация его людям, даже всего на один день, заставили меня почувствовать то же самое. Я обнаружил, что оправдываюсь теми же типами оправданий, что и с другими ранними электромобилями – программное обеспечение скоро будет обновлено, брелок еще не совсем доработан, нет перчаточного ящика или переднего багажника, но разве вы действительно так часто ими пользовались?… и так далее.
Есть просто много таких особенностей, которые отличаются от обычного автомобильного опыта. Некоторые из них являются намеренными дизайнерскими решениями, направленными на удаление ненужных функций (например, перчаточный ящик, потому что водительские перчатки больше никто не использует, а под сиденьем есть небольшая щель для редкого хранения) или на добавление интересных новых (перчаточный ящик заменен на «тако-лоток», который можно использовать для еды во время зарядки или чего-то еще).
Некоторые являются мерами по снижению затрат, чтобы довести цену автомобиля до относительно привлекательных 38 999 долларов США (хотя мы тестировали комплектацию «Extreme», которая начинается с 61 499 долларов США). Это на 5 000 долларов дешевле, чем Model Y (по крайней мере, на данный момент – кто знает, что будет с ценами Tesla), но Fisker не подпадает под полные налоговые льготы (хотя вы можете обойти это через лизинг).
Сам Хенрик Фискер сказал нам, что в стремлении к простоте и экономии он удалил одну функцию, которая есть в каждом автомобиле, но не сказал нам, какую именно, потому что никто еще не жаловался, а если мы об этом напишем, то это сделают все. Учитывая, что произошло, когда поклонники Tesla распространили «контрольные списки» среди людей, которые никогда раньше не задумывались о том, чтобы принести штангенциркуль для покупки автомобиля, мы думаем, он прав.
Но если копнуть глубже, то в автомобиле просто много чего не хватает. Давайте пройдемся по некоторым (не всем) вещам, которые, на мой взгляд, неправильны, отсутствуют или являются плохими решениями:
- Электронный стояночный тормоз имеет тенденцию оставаться включенным при включении передачи, и его приходится отключать вручную.
- Нет режима одной педали – рекуперация недостаточно сильна для этого, даже на максимуме.
- Только кратковременная фиксация на уклоне (секунда-две), нет постоянной фиксации на уклоне.
- «Режим Лимузин», позволяющий задним пассажирам регулировать климат-контроль/громкость, распространяется на весь автомобиль, а не только на заднюю зону. (Нет отдельной климатической зоны для задней части, а аудиозона сзади может быть активирована только спереди, глубоко в меню.)
- Обязательный низкоскоростной шум слишком громкий и неприятный звук.
- Брелок работал не очень хорошо, и нет системы «телефон как ключ» (но есть предупреждение «телефон оставлен в автомобиле» на дисплее водителя, если вы попытаетесь выйти из машины без телефона, что довольно круто).
- Многие настройки не сохраняются между поездками.
- Рулевое колесо слишком толстое и имеет странную форму, его не очень удобно держать в положении «9 и 3» (то есть как его следует держать).
- Дисплей водителя меняет цвета и имеет анимацию «дыхания» при ускорении и замедлении. Однако постоянное изменение цветов раздражало и отвлекало при поддержании относительно постоянной скорости, а пульсация была не плавной (что соответствует в целом низкому кадровому соотношению на дисплеях автомобиля).
- Скорость зарядки уровня 2 была необъяснимо низкой на моем домашнем зарядном устройстве (потребляя 5,6 кВт при 32 А), и было бы неплохо иметь возможность устанавливать силу тока с шагом меньше, чем 16 А или 32 А.
- По пути обратно, чтобы вернуть машину, я случайно нажал режим «P» во время движения, и машина сообщила, что не может переключиться, потому что я ехал. Но в следующий раз, когда я остановил машину – примерно через 30 секунд – машина переключилась на нейтраль, как только я пытался повернуть на перекрестке, как будто вспомнив, чего я хотел 30 секунд назад. У меня не было возможности это воспроизвести.
- Кондиционер и отопление заняли много времени, чтобы развить полную мощность, по крайней мере, в режиме Earth. Другие режимы имеют более быстрое время прогрева, но поскольку автомобиль всегда запускается в режиме Earth, вам нужно помнить, чтобы изменить его.
- На рулевом колесе есть кнопка голосового управления, но она пока не работает.
- Я мог принимать входящие звонки и слушать подкасты с телефона через Bluetooth, но когда я пытался использовать любые команды Siri, мой телефон меня не слышал и не отвечал. Это означало отправку текстов, чтение текстов, исходящие звонки, изменение навигации и т. д. во время вождения.
- Функции удержания в полосе движения и мониторинга внимания водителя работали непредсказуемо.
Почти все это можно исправить или изменить с помощью программного обеспечения, и Fisker уже взял на себя обязательства по работе над многими из них. Но более тревожно:
- По данным дисплея запаса хода автомобиля, он не приблизился к заявленному запасу хода. Автомобиль сообщил мне, что я использовал 81,8 кВтч для преодоления 135,3 миль, что составляет 533 Втч/милю. Большинство электромобилей используют около 300 Втч/милю. Экстраполируя на 106 кВтч полезной емкости аккумулятора, это составляет примерно половину заявленного запаса хода автомобиля в 360 миль. Мои условия вождения были типичными для смешанного вождения по калифорнийскому шоссе/улицам при нормальных температурах, ничего слишком необычного (была ночная гроза, но дороги были в основном сухими к тому времени, когда я ехал утром). Я не участвовал в особенно «агрессивной» езде, кроме нескольких моментов здесь и там, но я обычно находился в режиме «Hyper», потому что в режиме «Earth» была такая большая задержка в отклике дроссельной заслонки, что он был почти непригоден для вождения. Я обычно достигаю заявленного запаса хода довольно легко на электромобилях и даже приближаюсь к нему на Tesla (которые значительно завышают запас хода своих автомобилей), хотя, вероятно, я ехал немного быстрее обычного по шоссе из-за обманчиво комфортной езды Ocean.

Ответом Fisker на большинство вопросов является то, что это появится в будущем обновлении программного обеспечения, хотя это не может быть решением всего. Но в современных программно-определяемых автомобилях, каким является Ocean, это может решить большинство проблем.
Исправление появится… в будущем обновлении программного обеспечения
И большинство из того, что не так или отсутствует в Ocean, связано с программным обеспечением или может быть исправлено обновлениями программного обеспечения.
Что касается аппаратного обеспечения, то автомобиль хорошо собран, поэтому маловероятно, что он будет страдать от проблем с оборудованием. Это связано с контрактным производством от ветерана Magna Steyr, которая отвечала за производство многих автомобилей для многих компаний и имеет весьма положительную репутацию в отрасли.
Дальнейшее сокращение расходов, вероятно, не потребуется, поскольку Fisker заявляет, что уже получает прибыль от каждого проданного автомобиля – что отличает его от других стартапов в области электромобилей, кроме Tesla (которая, в любом случае, уже не является стартапом). Это также означает, что компания, вероятно, сможет остаться на плаву, чтобы обновлять программное обеспечение, поскольку риск удушения компании под тяжестью дорогостоящих производственных инвестиций ниже.
Но программное обеспечение все еще требует много работы. Многие обещанные функции отсутствуют – нет «телефон как ключ», нет адаптивного круиз-контроля, кнопка голосового управления ничего не делает, автомобиль не запоминает ваши настройки и т. д. – а пользовательский интерфейс просто слишком медленный.
Экран работает с низкой частотой кадров, и существует задержка ввода почти для всех касаний, но особенно для определенных действий (например, переключение на экран климат-контроля, все в режиме Hollywood, а также любые взаимодействия с картами/навигацией).
Пользовательский интерфейс не так ужасен, как любая устаревшая информационно-развлекательная система автомобиля, но он не так хорош, как у Tesla, Rivian или CarPlay (включая собственное приложение CarPlay от Porsche). Он достаточно хорошо организован, но просто должен быть гораздо плавнее – особенно навигационная система.
Хотя он все еще лучше многих устаревших информационно-развлекательных систем автомобилей, он не лучше другой потребительской электроники, которой владеют люди. Даже если пользователь не знает о таких вещах, как задержка ввода или визуальная разница между 15 и 60 кадрами в секунду, он знает, что у него есть iPad, а автомобиль работает не так хорошо, как его iPad. Он потратил 600 долларов на свой iPad и 40 000 долларов на свой автомобиль, так почему же его автомобиль не может работать так же хорошо, как его iPad?
Я хорошо знаком с автомобилями, в которых при выпуске отсутствуют функции программного обеспечения. Когда я делал обзор первой Tesla Model 3, мы осветили некоторые очевидные проблемы. Например, камера заднего вида была непригодна для использования. Однако интерфейс был по-прежнему чрезвычайно плавным, а самые большие проблемы были решаемыми и быстро исправлялись. Сегодня этот автомобиль, один из первых серийных Model 3, лучше, чем в день его поставки.
Программно-определяемый автомобиль с компетентной командой инженеров-программистов, приверженных регулярным обновлениям программного обеспечения, может сделать это, и это было практически неслыханно в автомобильной индустрии до сих пор. И Fisker взял на себя обязательства по этому.


Так что Ocean станет лучше, и, надеюсь, скоро. Один из инженеров-программистов Fisker сказал нам, что внутреннее программное обеспечение, которое у него есть на столе, «выглядит многообещающе», и мы уверены, что улучшения произойдут – в будущем обновлении программного обеспечения.
У нас мало сомнений, что сроки обновлений Fisker превысят сроки компаний, занимающихся производством автомобилей по старинке, но есть много улучшений, которые необходимы. Команда разработчиков программного обеспечения, должно быть, чувствует себя абсолютно перегруженной списком того, что нужно реализовать или исправить, и быстро.
Характеристики вождения тоже нуждаются в доработке
Исправления программного обеспечения нужны не только для пользовательского интерфейса, но и для программного обеспечения вождения. Мы уже знаем об одном таком исправлении – Fisker утверждает, что обновит распределение крутящего момента в системе полного привода с двумя двигателями автомобиля.
В настоящее время двигатели имеют одинаковую мощность спереди и сзади, но при ускорении вес смещается на заднюю ось, и передние колеса начинают прокручиваться. Это было настолько заметно, что я мог надежно прокручивать передние колеса практически по своему желанию.
Даже на совершенно сухой (хотя и холодной, дело было ночью) дороге у меня происходила пробуксовка передних колес при активации «режима Boost». Режим Boost – это название режима контроля запуска Fisker для максимального ускорения, и каждому автомобилю доступно всего 500 активаций (Fisker говорит, что это ограничение сделано для снижения износа трансмиссии).
Но когда я активировал его, он не ощущался настолько резким, чтобы требовать защиты трансмиссии – мне не удалось достичь заявленного Fisker времени разгона от 0 до 60 миль в час за 3,7 секунды, а вместо этого я получил время около 4,9 секунды. Это связано с тем, что передние колеса практически не участвовали в ускорении, пока я не достиг около 40 миль в час, поскольку они прокручивались (и/или восстанавливались после прокрутки через систему контроля тяги) почти все время.
Хотя 4,9 секунды – это достаточно быстро, и автомобиль по-прежнему ощущается достаточно мощным при обычном использовании, это не то, о чем стоит писать и ради чего ограничивать использование контроля запуска.
Fisker утверждает, что это будет исправлено обновлением распределения крутящего момента автомобиля, возможно, с переходом к распределению крутящего момента 45/55 спереди/сзади для улучшения устойчивости. Это исправление появится в будущем обновлении программного обеспечения.
У автомобиля три режима вождения (Фискер и его «режимы») – Earth (эко), Fun и Hyper. Автомобиль по умолчанию запускается в режиме Earth каждый раз, когда вы садитесь в него, потому что режим по умолчанию автомобиля используется для тестов EPA, поэтому Fisker хотел, чтобы режим с самым большим запасом хода был режимом по умолчанию (автомобиль сможет запоминать режимы вождения, скажем, как вы сейчас скажете, в будущем обновлении программного обеспечения).
Но режим Earth, честно говоря, был почти неиграбелен. Fisker говорит, что режим снижает максимальный крутящий момент, но самое заметное, что он делает, — это добавляет задержку в отклик педали, причем эта задержка уменьшается (но не исчезает полностью) в режимах Fun и Hyper.
Эта задержка может привести к ситуации, когда, когда вы запрашиваете ускорение, а не получаете его (из-за более длительной задержки в режиме Earth по умолчанию), вы нажимаете педаль немного сильнее, и внезапно автомобиль начинает ускоряться сильнее, чем вы ожидали. И это произойдет, если люди привыкнут ездить в режиме Hyper (который был наиболее удобным режимом, поскольку имел наименьшую задержку дроссельной заслонки), а автомобиль будет переключаться обратно в режим Earth при каждой поездке.
Задержка также применима к активации рекуперации, которая не включается немедленно при отпускании педали акселератора.
Я был так же разочарован смешанными тормозами автомобиля, которые мне никогда особо не нравились ни в одном автомобиле. (Все электромобили группы VW делают это.) Смешанная тормозная система означает, что педаль тормоза сначала активирует рекуперативное торможение при легком нажатии, а затем фрикционные тормоза при более глубоком нажатии. Это делает торможение непостоянным и создает ощущение некоторой задержки педали тормоза.
И, наконец, характеристики управляемости автомобиля также не внушали большого доверия. Рулевое управление было неинформативным и не регулировалось, в отличие от некоторых других электромобилей последнего времени. И, несмотря на то, что аккумулятор размещен низко в автомобиле, как и в большинстве электромобилей, высокий Ocean ощущался шатким даже при небольших коррекциях направления.
В целом, это привело к нечувствительному опыту вождения. Это высокий внедорожник, так что он не будет супер-маневренным изначально, но даже для внедорожника он не ощущался достаточно хорошо.
Выводы…?
По всем этим причинам трудно сделать какой-либо вывод о Fisker Ocean в его нынешнем виде. Слишком много функций еще не выпущено или могут быть улучшены с помощью программного обеспечения, поэтому любой обзор, сделанный сегодня, будет совершенно иным, если сделать его через год.
Как упоминалось ранее, в этом и заключается преимущество программно-определяемого автомобиля – его можно улучшать – и от небольшой компании, которая только начинает, отдельные голоса могут влиять на направление развития программного обеспечения автомобиля. Если всего несколько пользователей запросят определенную функцию на форумах или на мероприятиях Fisker, компания может прислушаться и предложить новый режим (Fisker и его режимы), чтобы удовлетворить этот сегмент клиентов.
Итак, расчет покупки этого автомобиля сильно отличается от расчета покупки большинства других. Считаете ли вы, что Fisker сможет достаточно быстро внести необходимые улучшения? Кажется ли вам захватывающей идея участвовать в формировании направления компании? Или все это кажется более хлопотным, чем того стоит?
Короче говоря, если вы хотите испытать владение Model S в 2012 году, то этот автомобиль для вас.
По крайней мере, я бы сказал, что Fisker Ocean в его нынешнем виде — это автомобиль, который требует тест-драйва перед покупкой. Попробуйте его. Посмотрите, приемлемы ли для вас характеристики вождения. Посмотрите, было ли достаточно улучшено программное обеспечение для ваших вкусов. Посмотрите, достаточно ли его комфорт, пространство, привлекательный внешний вид и разумная цена, чтобы временно закрыть глаза на отсутствующие детали.
Или подождите – для… будущего обновления программного обеспечения.
Лучший комментарий от Philip234
Понравилось 10 людям
Спасибо за то, что, на мой взгляд, является первым настоящим обзором этого автомобиля (я слежу за Ocean уже два года и даже имел бронирование, которое недавно отменил)! Я совершенно не уверен, что программный беспорядок будет устранен, поскольку Х. Фискер отрицал наличие проблем с программным обеспечением шесть месяцев назад, когда Bloomberg написал об этом (и напал на репортера в Твиттере за ложь), а главный операционный директор/финансовый директор/доктор – госпожа Фискер нападала на людей, которые осмеливались указывать на медленную работу экрана. Так что еще неизвестно, действительно ли компания понимает проблему с программным обеспечением. (Ожидайте, что вас будут преследовать в Instagram, поскольку Хенрик не пользуется X, потому что он ссорится с Илоном, закатывая глаза.)
Большую обеспокоенность вызывают обширные финансовые проблемы компании. Она не получает прибыли от каждого проданного автомобиля (по крайней мере, не согласно последним отчетам), и два главных бухгалтера уволились за последние два месяца, а компания до сих пор не подала свои сильно просроченные квартальные отчеты в SEC. Акции упали примерно на 80% в этом году, а рыночная капитализация на 95% ниже текущей стоимости Rivian. Вложение 60 000 долларов США и более в Fisker — это большой скачок веры, даже больший, чем тот, который люди совершили в начале истории Tesla.
Посмотреть все комментарии