
Сервисные работники Tesla в Швеции бастуют, и Tesla впервые публично прокомментировала забастовку по мере расширения забастовок солидарности на работников судоходства, уборки и электриков.
В конце прошлого месяца сервисные работники Tesla в Швеции пригрозили забастовкой из-за отсутствия коллективного договора, регулирующего их условия труда. После того как Tesla не отреагировала, забастовка началась почти две недели назад.
Tesla не имеет производственных мощностей в Швеции, но поскольку электромобили очень популярны в Швеции, занимая около 60% рынка новых автомобилей, существует множество автомобилей Tesla, которые нуждаются в обслуживании.
Но эти сервисные работники Tesla не охвачены коллективным договором, в отличие от 90% шведских сотрудников. А IF Metall, крупный профсоюз, объединяющий сотни тысяч промышленных рабочих по всей Швеции, говорит, что это проблема. Поэтому профсоюз возглавляет забастовку против компании.
Забастовка относительно невелика и охватывает около 130 работников в 7 местах. Не все, кто работает в этих местах, являются членами профсоюза, и из-за европейских правил конфиденциальности данных ни профсоюз, ни работники не обязаны указывать, какие именно работники являются членами профсоюза.
Хотя 130 работников могут показаться небольшим числом для всей страны, Швеция пережила подобную небольшую забастовку, когда Toys ‘R’ Us вышла на шведский рынок и отказалась подписать коллективный договор. Около 80 розничных работников решили бастовать, и эта забастовка распространилась на многие другие отрасли, пока Toys ‘R’ Us не была вынуждена уступить, став единственной территорией в мире, где компания подписала коллективный договор.
Из-за почти всеобщего охвата коллективными договорами и истории побед трудящихся забастовки в Швеции относительно редки. Компании знают, что лучше сесть за стол переговоров, чем доводить переговоры до состояния забастовки.
Таким образом, у Швеции есть сильная история соблюдения «шведской модели» трудовых отношений. Как идут дела у Tesla всего через пару недель?
Работа остановлена или нет?
Вопрос о том, насколько эффективна забастовка на данный момент, остается открытым. С одной стороны, в день начала забастовки Tesla Club Sweden предположил, что никто не явился после посещения одного сервисного центра под Стокгольмом и разговора с некоторыми сотрудниками.
С другой стороны, шведская профсоюзная газета Dagens Arbete сообщила о нескольких местах и заявила, что в некоторых из них наблюдались значительные забастовочные действия, а в некоторых — нет. Например, в Норрчёпинге никто не бастует, а в Умео — почти все. Пикетчиков встретил «англоязычный мужчина» в Мальмё, который сказал, что вызовет полицию, если они выйдут из-под контроля. А IF Metall говорит, что забастовка пользуется «сильной поддержкой» со стороны работников.
Tesla обязалась нанять штрейкбрехеров, также известных как «подрывники», и поступили сообщения о появлении неопознанных механиков в такси в определенных местах, что может указывать на новых нанятых сотрудников или на то, что Tesla перемещает оставшихся сотрудников из одного места в другое. IF Metall заявляет, что наем штрейкбрехеров «пересечет все границы. Такое случалось в Швеции в 1920-х и 30-х годах».
Tesla отвечает, начинаются переговоры
IF Metall встретился с представителями Tesla 1 и 6 ноября для обсуждений. IF Metall заявляет, что встреча 1 ноября была конструктивной, но обсуждение в понедельник ничего не дало, по словам Вали-Пекка Сяккяля из IF Metall. Он сказал: «Мы ясно даем понять: соглашения не будет».
После второй встречи Tesla впервые выступила с публичным заявлением о забастовке — редкое событие для Tesla, которая обычно не комментирует публично, поскольку не имеет отдела по связям с общественностью/коммуникациям (хотя для Tesla более обычным является комментирование в других странах).
В TT, шведском национальном информационном агентстве, представитель Tesla процитирован следующим образом:
К сожалению, IF Metall предпринял эти меры. Tesla соблюдает шведское трудовое законодательство, но, как и многие другие компании, решила не заключать коллективный договор. Мы уже предлагаем эквивалентные или лучшие условия, чем те, которые охватываются коллективными договорами, и не видим причин подписывать какой-либо другой договор.
Однако бастующие говорят, что проблема заключается не столько в льготах, таких как оплата труда, сколько в условиях труда и стабильности. Некоторые сотрудники Tesla утверждают, что сроки ремонта слишком жесткие, из-за чего Tesla отправляет клиентам поврежденные автомобили и поощряет сотрудников, выполняющих работу некачественно, наказывая тех, кто тратит время на полное решение проблемы.
Забастовка распространяется на докеров, уборщиков, сторонние мастерские
Сегодня забастовка распространилась на докеров. Шведский профсоюз докеров заявил, что если забастовка не будет урегулирована к 7 ноября, он прекратит разгрузку автомобилей в четырех шведских портах, а срок для этого начался сегодня. Таким образом, Tesla больше не сможет осуществлять поставки в Мальмё, Сёдэртелье, Гётеборг и Треллеборг.
Однако на этой неделе SVT сообщила, что Tesla, как сообщается, перестроила свои автомобильные перевозки в обход затронутых портов. Обычно один корабль в неделю заходит в порт Сёдэртелье, но, по словам генерального директора порта, транспортов от автобренда не ожидается.
И поэтому профсоюз докеров решил расширить прекращение работ на все порты, а не только на четыре ранее упомянутых. Докеры продолжат разгружать суда по всей стране, но не будут разгружать автомобили Tesla, начиная с 17 ноября.
Кроме того, профсоюз работников сферы обслуживания зданий Fastighets заявил, что присоединится к забастовке на объектах Tesla в Huddinge, Segeltorp, Umeå и Upplands Väsby в тот же день, 17 ноября. Это означает, что с этой даты эти объекты не будут убираться профсоюзными работниками.
Когда Tesla последовательно отказывается подписывать коллективный договор, это ставит под угрозу стабильность шведского рынка труда. Все, кто работает в Швеции, должны быть охвачены шведской системой оплаты труда и шведскими условиями.
Юаким Оскарссон, Fastighets, в комментарии для SVT
Забастовка распространилась и на сторонние ремонтные мастерские: 17 дополнительных мастерских по всей стране отказались работать с автомобилями Tesla. SVT попытался взять интервью у одной из таких мастерских в Гётеборге, которая ответила: «мы решили не участвовать в медийных контекстах во время этого конфликта и текущих переговоров, поскольку мы не являемся стороной основного конфликта».
А Elektrikerna, шведский профсоюз электриков, также откажется выполнять электромонтажные работы на мастерских и зарядных станциях Tesla, начиная с 15 ноября. Другие профсоюзы, входящие в LO, Шведскую конфедерацию профсоюзов, могут присоединиться позже.
Обновление: Рабочие почтовой доставки присоединятся к забастовке 20 ноября.
Мнение Electrek
Как и в случае любого неизбежно конфронтационного конфликта, существует множество конкурирующих мнений о том, что происходит или не происходит во время забастовки.
И, как я уже неоднократно заявлял в статьях, связанных с забастовками, лично я — сторонник профсоюзов. И я думаю, что все должны быть таковыми — разумно, чтобы люди имели свои интересы, представленные коллективно, и чтобы люди могли объединяться, чтобы поддерживать друг друга и осуществлять свою власть коллективно, а не индивидуально.
Именно это делают компании с отраслевыми организациями, лоббистскими организациями, торговыми палатами и так далее. И это то, что делают люди, когда организуются в местные, региональные или национальные правительства. Поэтому, естественно, работники должны делать то же самое.
Мы видели, как это работает в США, где UAW недавно добился больших успехов в своей беспрецедентной забастовке против всех трех крупнейших американских автопроизводителей, и это, в свою очередь, пошло на пользу другим работникам, когда Toyota повысила заработную плату сразу после урегулирования забастовки.
Похоже, это успех и в Швеции, где работники обычно имеют высокую медианную заработную плату, высокий уровень удовлетворенности жизнью и в целом хорошее качество жизни и хорошую защиту прав трудящихся. Такие виды защиты становятся стандартом, когда 90% страны охвачено коллективными договорами — они настолько стандартны, что в Швеции фактически нет национального минимального размера оплаты труда, поскольку профсоюзная власть достаточно сильна, чтобы обеспечить хорошее отношение к работникам без вмешательства закона.
И, судя по нашему значительному опыту работы с Tesla, очевидно, что это компания, которая предлагает хорошие потенциальные выгоды для работников, но страдает от высокой текучести кадров и выгорания, и ведет себя недобросовестно в отношении государственных норм. Сотрудники одного шведского сервисного центра говорят, что это не так, по крайней мере, согласно фан-форуму Tesla, так что, возможно, в Швеции все по-другому. Но здесь, в Калифорнии, сотрудники Tesla повсеместно признают высокую текучесть кадров — даже те, кто сам проработал в компании долгое время.
Поэтому я склонен думать, что у бастующих, вероятно, есть основания — все, что я знаю о Tesla, делает сообщения о спешной работе и тяжелых условиях абсолютно правдоподобными. И хотя «стартап-менталитет» Tesla предполагает, что именно дерзкий подход, откладывающий методичные действия, является лучшим способом двигаться вперед, возможно, компания, которой сейчас 20 лет и в которой работает более 100 000 сотрудников, могла бы немного повзрослеть, сосредоточиться на качестве и удержании сотрудников (способствуя накоплению институциональной памяти, которой не хватает в Tesla) и играть по правилам в стране, которая уже останавливала другие антипрофсоюзные компании на их пути.
Лучший комментарий от Chawl
Понравилось 8 людям
Я очень рад видеть такой прекрасный пример того, чего может добиться всеобъемлющее рабочее движение.
Я также рад, что до сих пор здесь нет комментариев, жалующихся на то, что работники объединяются в профсоюзы. Такая странная позиция — выступать за более низкую заработную плату для своего соседа.
Посмотреть все комментарии