
Работники сервисных центров Tesla объявили забастовку по всей Швеции из-за отказа Tesla подписать коллективный договор. В ответ шведские докеры заявили, что откажутся разгружать автомобили Tesla в шведских портах, если конфликт не будет быстро урегулирован.
Tesla не имеет производственных мощностей в Швеции, но имеет значительное присутствие в сфере продаж.
Электромобили пользуются огромной популярностью в Швеции — не такой большой, как в соседней Норвегии, но почти такой же, с долей рынка подключаемых автомобилей около 60% в Швеции.
И, как и на большинстве других рынков, Tesla Model Y является там самым продаваемым автомобилем. (Другие модели Tesla значительно отстают по продажам.) В этом году Tesla продала в Швеции около 14 000 Model Y, что составляет примерно 6% от общего рынка автомобилей только этой одной моделью.
Таким образом, на дорогах довольно много Tesla, и этим Tesla нужен кто-то для обслуживания.
Проблема в том, что эти работники сервисных центров не чувствовали себя особо ценными для своего работодателя. Они говорят, что условия труда в Tesla хуже, чем у других автомехаников, и хотят, чтобы Tesla подписала коллективный договор, чтобы гарантировать, что условия будут приведены в соответствие с остальной отраслью.
Коллективные договоры невероятно распространены в странах Северной Европы. Членство в профсоюзах само по себе высоко — около двух третей работников в Швеции состоят в профсоюзах. Но многие работники, не входящие в профсоюз, по-прежнему охвачены коллективными договорами, которые часто заключаются на уровне всей отрасли. Что касается охвата коллективными переговорами, то около 90% работников шведской экономики защищены каким-либо соглашением. В стране даже нет законодательно установленной минимальной заработной платы, поскольку это покрывается коллективными договорами.
Так что, если уж на то пошло, несколько удивляет, что Tesla зашла так далеко без соглашения. Tesla известно выступает против объединения в профсоюзы, но поскольку она ушла с американского рынка (с его крошечной долей членства в профсоюзах около 10%) и вышла на международные рынки, где коллективные переговоры считаются само собой разумеющимся, конфликты были неизбежны.
Один из таких конфликтов происходит сейчас: шведские работники Tesla объявили забастовку в пятницу после того, как на прошлой неделе опубликовали уведомление о своем намерении сделать это. Tesla не пошла на переговоры в ответ на уведомление, и поэтому работники начали забастовку.
В забастовке участвуют около 130 работников в семи местах (Tesla управляет 9 сервисными центрами в 7 городах Швеции — мы не уверены, по переводу, охватывает ли забастовка семь сервисных центров или все семь городов). Не все, кто работает в этих местах, состоят в профсоюзе, и из-за европейских правил конфиденциальности данных ни профсоюз, ни работники не обязаны указывать, какие именно работники входят в профсоюз.
Ее возглавляет IF Metall, крупный профсоюз, объединяющий сотни тысяч промышленных рабочих по всей Швеции. Профсоюз заявляет, что будет продолжать забастовку до тех пор, пока не будет заключен коллективный договор, и что у него достаточно средств для поддержания забастовки в течение нескольких месяцев, если это потребуется.
Еще предстоит увидеть, как забастовка повлияет на операции Tesla. Это сделает обслуживание автомобилей в Швеции намного сложнее, но Tesla обязалась нанять штрейкбрехеров (также известных как «иуды»), чтобы операции могли продолжаться бесперебойно.
Штрейкбрехеры — обычное явление на забастовках в Америке, но в Швеции они встречаются крайне редко. Представитель IF Metall сказал: «Это пересечет все границы. Такие вещи происходили в Швеции в 1920-х и 30-х годах», как сообщает thelocal.se, новостной сайт на английском языке из Швеции.
Существуют и другие сторонние автосервисы, которые обслуживают Tesla и в настоящее время не охвачены забастовкой. Но IF Metall заявляет, что планирует расширить забастовку на 20 таких сторонних мастерских, начиная с 3 ноября, если Tesla по-прежнему не пойдет на переговоры. Эти мастерские продолжат работать в обычном режиме, но будут прекращать работу конкретно с автомобилями Tesla.
Но это не единственный способ расширения забастовки. Сегодня утром профсоюз шведских докеров заявил, что прекратит разгрузку автомобилей Tesla с судов в четырех шведских портах — Мальмё, Сёдертелье, Гётеборг и Треллеборг — если забастовка не будет урегулирована. Эта мера вступит в силу 7 ноября, если Tesla по-прежнему откажется вести переговоры с профсоюзом.
Мнение Electrek
Мы не эксперты в истории шведских трудовых действий или шведского трудового законодательства, но это кажется серьезным просчетом со стороны Tesla. Похоже, мало кто считает, что Tesla одержит победу, и их отказ вести переговоры выглядит как упрямство, невежество в отношении шведской культуры или просто отсутствие концентрации (поскольку некоторые усилия Tesla склонны становиться жертвами этого).
Забастовки редко встречаются в Швеции. Высокий уровень охвата коллективными переговорами и высокий уровень социального обеспечения в стране, наряду с прозрачностью оплаты труда и сильной социальной приверженностью равенству, означают, что все в различных отраслях находятся примерно на одной волне, когда речь идет об обращении с работниками. И когда охват коллективными переговорами так высок, компании (за исключением некоторых американских, менее осведомленных о международном контексте) обычно признают, что работники добьются своего, если дело дойдет до столкновения, поэтому лучше сразу идти на переговоры и добросовестно договариваться.
Хотя 130 работников может показаться небольшим количеством для целой страны, это не первый случай подобной ситуации в Швеции. В 1995 году Toys ‘R’ Us вышла на рынок Швеции и отказалась подписать коллективный договор, и около 80 работников розничной торговли решили бастовать по этому поводу.
Эта забастовка распространилась на работников доставки, склады, банки, рекламные агентства, даже сборщиков мусора, которые все отказались иметь дело с Toys ‘R’ Us, и информация продолжала распространяться среди потребителей и работников в Швеции и по всей Европе, призывая избегать покупок там. Хотя Toys ‘R’ Us ранее имела глобальную политику не подписывать коллективные договоры, в конечном итоге они уступили этой забастовке в Швеции. Так что, похоже, это не та страна, с которой стоит связываться в этом отношении.
Что касается личного анекдота: у меня есть шведские подруги, которые приехали навестить меня в Америку на каникулы в свои двадцать с небольшим лет. Одна из них работала на начальной должности в магазине спортивных товаров, и тем не менее смогла позволить себе 6-недельный оплачиваемый отпуск на Гавайи, в Калифорнию и Флориду, без проблем или возражений со стороны своего работодателя. Они все еще старались не тратить слишком много денег на поездку, но получить 6 оплачиваемых недель отпуска на начальной работе для поездки в дорогие туристические места — это то, о чем американцы просто не могут даже помыслить в наши дни, если только их не спонсируют родители.
И тем не менее, несмотря на все предупреждения, которые мы слышим в Америке о том, как компании не могут работать с профсоюзами, иначе они обанкротятся, компании по-прежнему могут вести бизнес в Швеции, и страна по-прежнему экономически процветает. В конце концов, у них достаточно денег, чтобы ~6% новых продаж автомобилей приходилось на Tesla, и это даже выше, чем в среднем по США.
Так что, возможно, высокий уровень охвата коллективными переговорами, даже для работников розничной торговли, не так уж плох.
Лучший комментарий от Johnny Vector
Понравилось 18 человек
Как акционер TSLA, я с энтузиазмом поддерживаю эту забастовку! Tesla может позволить себе поддерживать своих работников.
Посмотреть все комментарии