
На этой неделе Стокгольм объявил о планах стать первой крупной столицей, которая полностью запретит бензиновые и дизельные автомобили в 20 кварталах коммерческого и финансового центра города, чтобы сократить загрязнение воздуха и шум от двигателей. Конечно, выделение части города для пешеходов, велосипедистов и электромобилей — это отличная новость, но зона составляет всего 180 000 квадратных метров, и жителям придется ждать до 2025 года, пока мечта не воплотится в жизнь – и даже дольше, прежде чем правительственные чиновники рассмотрят возможность расширения зоны за пределы центра.
Правда, Стокгольм идет гораздо дальше других крупных городов в своих ограничениях. Париж, Мадрид и Афины запретили дизельные автомобили, чтобы сократить загрязнение воздуха. Лондон недавно развернул более амбициозный план для всех своих районов – «зоны сверхнизких выбросов», где несоответствующие транспортные средства платят относительно высокую ежедневную плату за въезд в город.
«Модель Стокгольма более дальновидная. Бензиновые и дизельные автомобили запрещены, и точка», — заявил газете Air Quality News член городского совета по транспорту и член парламента Ларс Стромгрен. «Это более «ультра», чем зона сверхнизких выбросов Лондона. Мы выбрали район, где большое количество велосипедистов и пешеходов ежедневно подвергаются воздействию нездорового воздуха. Это также часть города, где расположены дальновидные компании, стремящиеся возглавить переход к более устойчивому будущему».
Согласно правилам, в новую зону смогут въезжать некоторые гибридные грузовики и автомобили на топливных элементах, а также машины скорой помощи, полиции и транспортные средства, водители которых имеют документально подтвержденную инвалидность.
Новый запрет на автомобили с ДВС включает улицы в районе между Кунгсгатан, Биргер-Ярлсгатан, Хамнгатан и Свеавеген – коммерческие районы, где много грузовых автомобилей, поэтому легко представить, насколько чище и тише станет.
После объявления новых мер во вторник политические партии (что неудивительно) заняли свои позиции: шведские умеренные утверждают, что эта мера, введенная Партией зеленых, превращает их город в «экспериментальную мастерскую», и что лучший способ сократить загрязнение воздуха — это стимулировать всех к использованию электромобилей, увеличивая количество зарядных станций и предлагая специальные парковочные места для электромобилей.
Мнение Electrek
Хотя это капля в море, ограничение движения в плотном, загрязненном финансовом и коммерческом районе только для электромобилей — это хорошее начало, и все это приближает к конечной цели — превращению города в зеленую утопию для пешеходов и велосипедистов, а не в место, построенное для личных автомобилей любого типа. «Открытые пространства с достаточным количеством места для прогулок и езды на велосипеде», — видит транспортный советник и член парламента Ларс Стромгрен. «В Стокгольме каждый должен иметь возможность дышать воздухом, не болея». По крайней мере, такой план предлагает Партия зеленых Швеции (Miljöpartiet), которая стремится к тому, чтобы к 2030 году центр города был полностью свободен от выбросов, а автомобильный трафик к 2030 году сократился на 30%.
Будем надеяться, что эта мера вдохновит другие города сделать то же самое, в более крупных масштабах и как можно скорее.