
Полностью беспилотное такси Waymo скоро появится в Лос-Анджелесе, и на этой неделе оно станет доступно для широкой публики. Мы получили возможность совершить поездку на этих электромобилях с автопилотом и почувствовать, на что способна эта система 4-го уровня в одной из самых хаотичных дорожных ситуаций в городе, полном хаотичных дорожных ситуаций: в выходные дни в Санта-Монике и Венис-Бич.
Waymo — подразделение Google/Alphabet, занимающееся разработкой самоуправляемых автомобилей, основанное в 2009 году. Оно специализируется на предоставлении полностью автономных беспилотных такси.
Компания так или иначе использует самоуправляемые автомобили на дорогах общего пользования с 2017 года, когда она начала эксплуатацию роботакси с контролем со стороны человека в районе Феникса. Сначала использовались гибриды Pacifica, а теперь — Jaguar I-Paces, оснащенные всевозможным дополнительным сенсорным оборудованием.
На данный момент Waymo расширила зону обслуживания в Фениксе и открыла службу беспилотных такси в Сан-Франциско. В настоящее время эти усилия зашли так далеко, что компания уже принимает плату за поездки в обеих локациях.
В общей сложности Waymo в настоящее время охватывает около 45 квадратных миль в Сан-Франциско (что, по сути, является всем городом Сан-Франциско — это довольно небольшая общая площадь) и 225 квадратных миль в Фениксе, что, по утверждению Waymo, является крупнейшей единой зоной обслуживания автономных автомобилей в мире.
По данным Waymo, за время своей работы компания обслужила «десятки тысяч» пассажиров.

Но до сих пор Waymo не работала в Лос-Анджелесе, городе, полном электромобилей. Автомобили компании уже несколько месяцев курсируют по городу, тестируя и картографируя регион, но общественность еще не могла вызвать их. Все это меняется на этой неделе.
Как работает беспилотное такси Waymo
Я взял с собой друга, чтобы он помогал следить за машиной и анализировать ее решения (и, ну, потому что это был забавный день), но машина все равно была в невыгодном положении — наши четыре глаза не могли сравниться с девятью камерами, шестью радарами и пятью вращающимися лазерными детекторами (LiDAR) Waymo. А датчики Waymo расположены по углам и над автомобилем, обеспечивая больше углов обзора, чем может обеспечить водитель.

Как утверждает компания, все эти датчики были разработаны и изготовлены самой Waymo, поскольку компания не смогла найти оборудование, соответствующее ее потребностям, когда начала его искать.
Waymo заявляет, что эти датчики в совокупности отслеживают все, что происходит вокруг автомобиля, включая идентификацию различных классов пешеходов (взрослые, дети, пользователи инвалидных колясок и т. д.) и даже определение намерений пешеходов (например, собирается ли кто-то перейти улицу).

Системы автономного вождения классифицируются от уровня 0 до 5, описывая возможности системы. Как правило, уровни 0–2 — это в основном управление человеком, а уровни 3–5 — в основном автономное управление.
Большинство производителей автомобилей сегодня предлагают системы помощи водителю, которые можно отнести к уровню 2. Существует одна система уровня 3, Mercedes DRIVE PILOT, которая скоро появится в США (мы тестировали ее в Санта-Монике в прошлом месяце). Эта система может брать на себя управление автомобилем в определенных ограниченных ситуациях и юридически считается водителем, но вы все равно должны сидеть на месте водителя в качестве резервного водителя.
Но компании, занимающиеся беспилотными такси, такие как Waymo и Cruise от GM, относятся к уровню 4. Это означает, что автомобили сертифицированы для постоянной эксплуатации без резервного водителя и без кого-либо на месте водителя — хотя они могут быть ограничены определенными районами, условиями или временем суток (уровень 5 в конечном итоге не будет иметь этих ограничений).
Тур Waymo по Лос-Анджелесу — хотите прокатиться? Вот как
В данном случае зона покрытия Waymo в Лос-Анджелесе в настоящее время ограничена Санта-Моникой и Венис-Бич, но в настоящее время работает круглосуточно в этой области:

Но Waymo в ближайшие месяцы «отправится в тур» по другим районам Лос-Анджелеса и будет проводить временные мероприятия в различных местах, где общественность сможет узнать о Waymo и получить билет на бесплатное использование сервиса в течение недели.
Автомобили будут перевозить пассажиров в Санта-Монике до 18 ноября, а затем отправятся в пять других мест в Лос-Анджелесе примерно на месяц в каждом. Временные мероприятия для Санта-Моники/Венис пройдут 11 октября на Third Street Promenade и 11 ноября на Abbot Kinney. О временных мероприятиях в других частях города будет объявлено позже:


Вы также можете зарегистрироваться в списке ожидания и надеяться получить приглашение, когда сервис появится в вашем районе.
Вызов беспилотного такси
Чтобы заказать автомобиль, вы используете приложение Waymo One, которое работает почти так же, как любое другое приложение для заказа такси. Разрешено до четырех пассажиров — как и в других приложениях для заказа такси, вы можете сидеть на любом месте, кроме места водителя.
Вы выбираете пункт назначения, и приложение автоматически выбирает хорошее место для посадки поблизости. Это может быть в нескольких минутах ходьбы от выбранного вами места (в наших трех случаях посадки и высадки это всегда было так), в этом случае приложение предоставит вам пешеходные указания, куда идти. Что касается ценообразования, то пока в Лос-Анджелесе это бесплатно, но Waymo «оценивает ценовые модели». Ранее компания заявляла, что будет использовать динамическое ценообразование, в то время как Cruise заявил, что не будет.




Даже несмотря на то, что автомобиль сам выбирает места посадки/высадки, вы все равно должны использовать свой человеческий мозг и не перекладывать все решения на автомобиль (хотя в этом и заключается весь смысл этого упражнения). Мы заметили, что автомобиль иногда принимал странные решения, например, думал, что может подобрать вас в месте, где было бы трудно найти место для остановки, или за платным шлагбаумом на общественной парковке.
Поэтому, прежде чем вызывать такси, постарайтесь осмотреться и найти хорошее место для посадки. А если вы знаете, что едете в труднодоступное место для высадки, возможно, помогите автомобилю выбрать место на квартал дальше. И было бы неплохо, если бы Waymo добавил примечание об этом в процесс адаптации новых пользователей.
Вы можете отслеживать приближение автомобиля так же, как и в любом другом приложении для заказа такси — единственное отличие от других приложений заключается в том, что перед выбором нет живой карты, показывающей перемещающиеся автомобили. Waymo не сообщила нам, сколько автомобилей работает в этом районе (просто сказав, что тур использует «ограниченное» количество автомобилей на данный момент), но нам никогда не приходилось ждать более нескольких минут, и мы совершили три поездки на трех разных автомобилях.
Когда автомобиль подъезжает, у вас должен быть с собой телефон, чтобы разблокировать его. Если у вас возникли трудности с поиском автомобиля, или если беспилотные такси настолько распространены в этом районе, что вы не можете определить, какой из них ваш, вы можете установить в приложении двухбуквенный монограмм выбранного вами цвета, и ваш автомобиль будет помечен вашим монограммом. А если у вас нарушения зрения или вы просто хотите повеселиться, вы можете использовать приложение, чтобы посигналить автомобилю или сыграть нежную мелодию, чтобы помочь вам найти свою карету.
У него даже довольно вместительный багажник, хотя мы им не пользовались. Это пригодится для аэропортовой службы Waymo в Фениксе, и, возможно, когда-нибудь мы увидим то же самое для LAX (хотя, если говорить о хаотичных аэропортовых дорожных ситуациях, любой житель Лос-Анджелеса знает, что LAX ужасен на мировом уровне, так что, возможно, не стоит на это рассчитывать).
Как только вы впервые окажетесь в машине, вы увидите минутное видео с основной информацией о работе системы. В кармане сиденья есть информационная табличка, как в самолете, а в некоторых машинах, на которых мы ездили, были заботливо приготовлены маски N95 и пакеты для рвоты (возможно, другие были взяты как сувениры… или использованы).
Затем вы можете слушать музыку из машины или со своего телефона, хотя машина будет взаимодействовать с вашей музыкой только через экосистему приложений Google (я бы предпочел, чтобы она была способна на какую-либо спонтанную Bluetooth-связь без необходимости загрузки еще одного приложения, чтобы аудио из других приложений, например, Apple Podcasts, было доступно).
Венис в выходные: наша поездка в идеальном хаосе
Получив возможность заранее прокатиться на системе, мы решили дать машине настоящее испытание в одной из самых хаотичных ситуаций в городе, полном хаотичных дорожных ситуаций: Венис-Бич в выходные.
Как и во многих пляжных городках, в Венис-Бич может быть сложно ездить. Там полно бесцельно бродящих пешеходов, туристов, которые не знают дорог и отвлекаются на достопримечательности, людей, ищущих парковку (или припаркованных в два ряда), обычно узкие и старые дороги, переулки, улицы с односторонним движением, велосипеды… и иногда даже человек, везущий стиральную машину на тележке (да, машина распознала это препятствие).


Так что это, безусловно, было сложное окружение для беспилотного такси, и оно должно было продемонстрировать его способность принимать решения (или ее потенциальное отсутствие?).
Вскоре после начала движения мы стали свидетелями работы системы определения намерений пешехода. Машина довольно резко остановилась перед пешеходом, который, на наш взгляд, не очень-то сигнализировал о своем намерении перейти дорогу. Лично я думаю, что в этой ситуации я бы продолжил движение через перекресток, так как если бы машина сохраняла скорость, пешеход просто прошел бы позади нас, и не было очевидно, что он вообще хотел перейти. Тем не менее, я думаю, что это было хорошее решение, принятое автомобилем.

Это сразу навело нас на мысль, что алгоритм Google, похоже, ставит во главу угла вежливость на дороге, особенно по отношению к более уязвимым участникам дорожного движения.
Вскоре после этого мы снова увидели подобное, когда пешеходы шли по дороге поперек нашего зеленого света. Они увидели нас и остановились на разделительной полосе, но машина все равно замедлилась в ожидании и из-за их присутствия рядом с нашим путем (примечание: в качестве позитивного шага против чрезмерной зависимости от автомобилей, переход дороги в неположенном месте больше не карается штрафом в Калифорнии, хотя пешеходы должны оставаться осторожными/внимательными).
Что касается других взаимодействий с участниками дорожного движения, не являющимися автомобилями, то автомобиль также:
- Отследил столик с сидящими людьми, расположенный далеко от проезжей части и за полустеной.
- Дождался, пока некоторые пешеходы перейдут дорогу, пока не стало очевидно, что они собираются пропустить автомобиль (возможно, можно добавить сигнал от автомобиля, чтобы пешеходы знали, что его видят?).
- Осторожно следовал и перестраивался, чтобы избежать группы из шести велосипедов в нашей полосе.
- Замедлился, когда мимо пробежал бегун с коляской, хотя они были отделены от проезжей части полосой травы.


Все это отражалось на дисплее в салоне. Приятно видеть отражения реального мира на экране, чтобы у пассажиров была уверенность в том, что автомобиль не выдумывает все на ходу.
Дисплей немного менее детализирован, чем в других системах: он отображает плоские квадраты и круги вместо представлений каждого отслеживаемого объекта. Это выглядит чище и стабильнее (в отличие от часто дергающихся линий Tesla FSD), но не так впечатляюще, как видеть маленькие грузовики и мотоциклы, правильно отрисованные в визуализации (хотя мы предполагаем, что стиральные машины не попали бы в список для рендеринга).
При высадке в Венис наш беспилотный таксист довольно нерешительно приближался к точке высадки. Мы заметили такое поведение при каждой высадке, хотя автомобиль обычно выбирал удобные места для высадки (низкий трафик, широкие дороги и т. д.), он часто казался нерешительным на последних 20 футах, чтобы найти место для остановки.
После быстрой прогулки мы вызвали еще одно такси, но вскоре поняли, что стоим на платной парковке, обслуживаемой смотрителем, куда автомобиль не смог бы попасть. Автомобиль, вероятно, выбрал бы место для остановки, но учитывая затор из автомобилей, ожидающих въезда на платную парковку или поворота в переулок, чтобы избежать ее, это, вероятно, вызвало бы еще больший хаос.

Итак, это пример того, почему мы должны использовать наш человеческий мозг и глаза, чтобы обеспечить хорошие места для посадки, потому что карта, казалось, не знала о въезде на эту парковку. К счастью, приложение позволяет изменить место посадки после вызова такси (хотя приложение зависло после нашей просьбы об изменении и потребовало перезагрузки, но изменение все равно было зарегистрировано).
Но мы не смогли изменить пункт назначения в приложении, пока автомобиль был в движении — возможно, из-за ошибки в приложении, поскольку существует кнопка для внесения изменений, просто она у нас не сработала.
Это было связано, вероятно, с худшим моментом поездки, когда наш беспилотный таксист хотел совершить незащищенный левый поворот из переулка в две полосы движения с пробками и просто не мог найти место для этого. Несмотря на несколько вариантов: «свободная зона» напротив с второй целевой полосой, в которую он мог бы въехать, или поворот направо, или прямо в другой переулок, он хотел ждать встречный трафик, чтобы предоставить ему достаточно места для поворота налево. Но этого просто не могло произойти в условиях дорожного движения в выходные дни на пляже.


Так он ждал. Два цикла светофора. Пока машина не остановилась позади нас и не начала сигналить, затем две машины подъехали вокруг нас и начали сигналить первой сигналящей машине. Затем машина обратилась за помощью, и «команда» вмешалась, чтобы все вернуть на правильный путь.
У Waymo есть «команда реагирования на парк», которая может реагировать в таких ситуациях, когда все становится непредсказуемым. Автомобиль по-прежнему контролирует ситуацию, но команда реагирования может «предоставлять руководство» автомобилям. Вот как Waymo описала это нам:
Команда реагирования на парк Waymo — это как диспетчерская вышка для наших полностью автономных автомобилей. Наша полностью автономная система разработана для распознавания неожиданных ситуаций и обращения в нашу команду реагирования на парк, которая может подтвердить то, что видит автомобиль, и предоставить дополнительную контекстную информацию.
Например, если автомобиль Waymo обнаружит, что дорога впереди закрыта из-за строительных работ, он может остановиться и запросить подтверждение у наших специалистов по реагированию на парк, прежде чем выбрать альтернативный маршрут. Наши специалисты затем могут подтвердить, что автомобиль правильно распознал строительную зону, и сообщить о закрытии полосы движения остальной части парка.
Полностью автономные автомобили Waymo несут ответственность за принятие всех решений о вождении на дороге и не полагаются на водителя-человека, ни в автомобиле, ни удаленно.
Запросы на ввод данных от парка автономных автомобилей Waymo распределяются между командой реагирования на парк, которая может предоставлять руководства Waymo Driver по запросу.
Вскоре после того, как «команда» вмешалась, мы повернули направо, что, вероятно, было бы правильным решением с самого начала, а затем продолжили движение через остальную часть Венис. Затем, всего через минуту после худшего момента поездки, мы испытали лучший момент.
Наш автомобиль выехал на диагональный перекресток, ведущий на перекресток с закрытыми полосами движения справа, из-за чего поток автомобилей должен был перестраиваться на встречные полосы. За нами стоял автобус и большой знак «впереди работы над деревьями», загораживающий обзор встречного потока, въезжающего на полосу, на которую мы должны были перестроиться. Автомобиль намеревался повернуть налево через частично закрытый перекресток, но на пути стояли два припаркованных автомобиля.


Поэтому автомобиль выехал и объехал два припаркованных автомобиля, заняв полосу для поворота налево, на мгновение уступил дорогу встречному потоку, а затем повернул налево в пространство перед встречным автобусом, которого было достаточно, чтобы проехать, но мы бы не удивились, если бы он подождал.
Это, как мне показалось, был особенно умный ход в сложной ситуации, который уважал правила и других водителей, но при этом позволял нам быстрее добраться до места назначения, чем бесконечное ожидание, пока все прояснится. Это ощущалось компетентно, уверенно и спланировано. Почти как человек.
Но вскоре последовала еще одна сложная ситуация. Я попросил автомобиль высадить нас на пирсе Санта-Моники, зная, что на самом пирсе есть парковка. Автомобиль разумно решил, что это абсурдная идея, и выбрал парковку прямо рядом с пирсом, для въезда на которую потребовался смелый маневр.

Но оказалось, что парковка была полна, шлагбаум был опущен, а на улице были расставлены конусы, мешающие людям поворачивать и застревать там.
Когда автомобиль подъехал (кратковременно избежав велосипедиста, двигавшегося навстречу по нашей полосе), он заметил конусы перед желаемой парковкой и перенаправился на другое место высадки через несколько минут. Но затем другой электромобиль, Model X, объехал конусы, и наш автомобиль захотел быть со своим другом с нулевым уровнем выбросов, поэтому он следовал главному правилу парковки: если туда едут другие люди, значит, все в порядке, верно?
Поэтому он перенаправился обратно по первоначальному маршруту, объехал конусы и… застрял. Мы нажали кнопку «высадить», которая случайно соединила нас с поддержкой, поэтому мы быстро объяснили ситуацию и вышли. Справедливости ради, мы видели, как несколько других водителей-людей проехали по той же забаррикадированной дороге, только чтобы застрять и развернуться, хотя им было гораздо легче выполнять трехточечные повороты, чем нашему автомобилю.

Мы стояли, разговаривая с прохожими, которые были весьма заинтригованы видом беспилотного такси. В конце концов, либо благодаря контакту с «командой», либо потому, что его спугнул доступный для инвалидных колясок фургон, который переехал бордюр, чтобы объехать застрявший Waymo, наш автомобиль сдал назад, понял, что может повернуть, и продолжил свой путь.
Кстати, о прохожих: на протяжении всей поездки наш автомобиль вызывал общественный интерес у всех вокруг. Было интересно наблюдать за смешанными реакциями — удивление, радость, недоумение, раздражение и так далее. И это стало легким поводом для разговора — мы могли опустить окно и поговорить с пешеходами, ожидающими на светофоре, или поговорить с кем-нибудь поблизости после высадки, потому что все были заинтересованы в том, чтобы его увидеть (и несколько человек также сделали фотографии/видео).
Наш следующий участок пути назад, по сравнению, был относительно спокоен. Кроме того, что снова пришлось корректировать место посадки — автомобиль думал, что может подобрать нас на оживленном перекрестке перед пирсом Санта-Моники, прямо у края зоны покрытия, и мы решили не перегружать машину и пройти квартал вниз, недалеко от того места, где машина застряла раньше — на обратном пути было гораздо меньше хаоса.
И под «гораздо меньшим хаосом» я подразумеваю, что только один автомобиль откровенно проехал на красный свет прямо перед нами. Наша машина сообщила нам, что «замедляется из-за транспортного средства слева», когда это произошло, но затем продолжила движение, когда автомобиль освободил перекресток, и когда заметила, что автомобили позади нас, к счастью, не проезжали на тот же красный свет.

Затем, после небольшого количества других событий, кроме ожидания проезжающего поезда и поиска пути на красивую широкую и пустую улицу, чтобы осторожно приблизиться к снова очень осторожной точке высадки, наш день беспилотного такси подошел к концу, и нам пришлось вернуться к использованию рук и ног, как жалким смертным.
Мнение Electrek
Что касается моего опыта автономного вождения, то я провел немало времени, управляя Tesla на автопилоте и FSD, а также в системах уровня 2 других производителей, ездил на системе Mercedes уровня 3 Drive Pilot по фривеям Санта-Моники (но не по городским улицам — она работает только на фривеях), и ездил в другом пробном геозонированном системе уровня 4 с резервным водителем и инженером в машине.
Так что это «самая автономная» поездка, которую я совершал до сих пор, моя первая настоящая поездка на беспилотном такси, без наблюдения за автомобилем. То же самое касается и моего попутчика, чей опыт ранее ограничивался системами уровней 1–2.
В итоге, несмотря на несколько странных ситуаций, с которыми мы столкнулись, мы остались под впечатлением от способности системы справиться со всеми из них — так или иначе.
Хотя иногда решения были немного нерешительными или запоздалыми, или автомобиль оказывался парализован нерешительностью, ни разу это не ощущалось как опасность. Было ли это неудобством для других водителей? Да, безусловно, несколько раз, в основном на второстепенных улицах.
Но что более важно, было ли это проблемой для пешеходов или других участников дорожного движения? В наших ограниченных (но хаотичных) тестах, казалось, что нет. Хотя однажды мы столкнулись с пешеходами, которые беспокоились о переходе, заметив отсутствие водителя, автомобиль, казалось, демонстрировал им значительное уважение, вероятно, больше, чем средний водитель.
И это важно. Честно говоря, наши дороги нуждаются в переориентации на пользователей, не являющихся автомобилистами, так что если эта система немного сдвинет эту тенденцию в этом направлении, это отлично.
Теперь — взял бы я его снова, и мог бы я полагаться на него настолько, чтобы избавиться от машины или других приложений для заказа такси (отложив на данный момент мой отказ использовать эти приложения по политическим причинам)? Я бы определенно взял его снова и предпочел бы другим приложениям для заказа такси, если бы он был дешевле.
Если бы цена была той же, то мое внутреннее желание болтать с каждым водителем такси пришлось бы конкурировать с моим внутренним желанием опробовать новые технологии (и болтать со случайными прохожими, которые восторженно снимают на видео мою безголовую колесницу). Решающим фактором, вероятно, было бы то, происходит ли в настоящее время вспышка COVID (в таком случае приятно иметь машину только для себя) — или, для людей с другими проблемами личной безопасности или социальной тревожностью, я мог бы представить, что система в ее нынешнем виде стала бы для них большим подспорьем.
И тот факт, что я сижу здесь, уравновешивая беспилотное такси относительно равномерно с профессиональным водителем-человеком, говорит о многом. Хотя оно явно не так хорошо, как хороший водитель (и не так уверенно, как даже средний), оно лучше, чем плохой, чрезмерно агрессивный или отвлекающийся водитель, и намного лучше, чем неопытные или незнакомые водители, с которыми я ездил (например, мой европейский друг был ужасно неуверен в вождении, когда впервые переехал в Калифорнию, и я бы выбрал Waymo вместо того, как он водил раньше — теперь он стал лучше, к счастью).
Но что касается избавления от машины? Здесь, в Южной Калифорнии, трудно не иметь машину, но Waymo говорит, что в других зонах обслуживания некоторые семьи с двумя машинами сократили их до одной, зная, что на Waymo можно положиться как на резерв.
Имея всего один день тестирования во временной зоне обслуживания, я не могу ответить на вопрос о общей надежности. У нас не было долгих ожиданий, но мы ехали в выходные дни предпросмотра для СМИ и не были ни на каком конкретном графике.
Так что для водителя из Южной Калифорнии, вероятно, трудно полностью отказаться от машины прямо сейчас — особенно учитывая ограниченные зоны покрытия, но, возможно, даже если бы зона охватывала весь бассейн Лос-Анджелеса, из-за отсутствия здесь другой неавтомобильной транспортной инфраструктуры.
Но в городах, где больше пешеходных зон или есть другие виды общественного транспорта (*кашель* спасибо GM…), таких как Сан-Франциско, я, конечно, мог бы видеть Waymo не просто как новинку, даже с его текущими возможностями, и рассматривать его как еще один эффективный вид транспорта, который можно использовать регулярно, когда этого требуют ситуации. Даже выше других приложений для вызова такси. На самом деле, я знаю кого-то, кто сделал это — он переехал в Сан-Франциско, продал свою Tesla и использует Waymo как один из своих основных вариантов транспорта, наряду с BART и Muni.
Сам факт того, что замена водителя-человека на робота уже является предметом обсуждения, похоже, является триумфом для сервиса беспилотных такси Waymo. Теперь нам просто нужно посмотреть, смогут ли они масштабироваться за счет большего количества тестов, большего количества автомобилей, разумных тарифов, большей зоны покрытия, уровня 5… ну, вы знаете. Ничего особенного.
Но, черт возьми, финишная черта по крайней мере выглядит так, как будто она *существует*, верно? Даже если нужно немного прищуриться, чтобы ее увидеть. И это уже что-то.
(На протяжении всей статьи я включил ссылки с метками времени на 33-минутное видео с небольшим редактированием всех поездок за день, но если вы хотите посмотреть всё целиком и самостоятельно разобраться, вы можете сделать это ниже или на YouTube)
Лучший комментарий от amigajoe
Понравилось 10 людям
Я, конечно, не инженер, но я не вижу, как Tesla может достичь такого же уровня безопасности без камер или эквивалентных датчиков по углам автомобилей. В различных обычных ситуациях камеры или датчики по углам будут «видеть» то, что текущая конфигурация Tesla просто не может.
Посмотреть все комментарии