
Недавно Daimler представила новый бренд среднетоннажных электрических грузовиков класса 4-5 — RIZON, и у нас появилась возможность оценить его в деле.
Мы были впечатлены тем, насколько хорошо он управляется (для транспортного средства с полной массой 8165 кг) и насколько комфортным он ощущается для длительной смены.
Rizon — это новый бренд от Daimler Trucks, полностью ориентированный на нулевые выбросы в сегменте классов 4-5. Грузовики такого размера не требуют коммерческих водительских прав, и вы, скорее всего, увидите их в своем районе, выполняющими задачи местной доставки, аренды оборудования, переезда бизнеса и тому подобного. Поэтому приятно иметь чистую, тихую работу вместо шумных и зловонных дизельных автомобилей.
Daimler уже несколько лет занимается электрическими грузовиками, представляя Freightliner eCascadia, eM2 и другие модели, которые мы уже тестировали. Но Freightliner как бренд лишь частично электрический, тогда как Rizon планирует выпускать исключительно грузовики с нулевым уровнем выбросов.
На данный момент Rizon предлагает четыре модели — два размера, обозначенные как e16 и e18 (полная масса 7257 кг и 8165 кг), с двумя конфигурациями батарей, обозначенными как M и L. Батареи «M» имеют два модуля LFP-батареи по 41 кВт⋅ч, а батареи «L» — три. Запас хода будет сильно зависеть от применения, конфигурации и нагрузки, поэтому сложно назвать единую цифру, но версии «M» должны обеспечивать запас хода 112-177 км, а версии «L» — 177-257 км.
Стоит отметить, что меньшая батарея «M» на 500 кг легче батареи «L», что оставляет больше от общей полной массы 7,257 или 8,165 тонны для полезной нагрузки, вместо того чтобы возить с собой лишние батареи. Поэтому выбор меньшей батареи может быть выгодным, если полезная нагрузка важнее запаса хода для транспортных средств с короткими фиксированными маршрутами.
Нам удалось совершить короткую поездку на версии e18L на мероприятии, организованном Velocity Truck Centers на трассе Irwindale Speedway, где мы также тестировали электрический мусоровоз Battle Motors и первую в США полностью электрическую подметально-уборочную машину. Подобные мероприятия помогают менеджерам автопарков понять, как эти электромобили будут работать.


Однако у нас была частичная загрузка в виде старого 12-цилиндрового дизельного двигателя, закрепленного в кузове. Поэтому наш опыт не совсем точно отражал ощущения полностью загруженного автомобиля, но в кузове было по крайней мере что-то массивное.
Вождение было плавным и маневренным, ничего похожего на то, что вы ожидаете от грузовика. Несмотря на относительно низкую пиковую мощность в 175 л.с. (что сопоставимо с другими грузовиками классов 4-5 — они обычно не предназначены для поддержания высоких скоростей), он обладает достаточным крутящим моментом — 317 фунт-фут. А ровная кривая крутящего момента электромобиля означает, что вам не придется постоянно переключать передачи в громоздкой трансмиссии.
Ускорение ощущается быстрее, чем у дизельного грузовика, более плавное благодаря отсутствию передач и тише из-за отсутствия громкого дизельного двигателя. А плавность и тишина важны — вибрирующий дизельный двигатель может сильно нагружать кузов в течение долгого рабочего дня.
Рекуперативное торможение регулируется, и на самом высоком уровне оно достаточно мощное, хотя нам хотелось бы, чтобы оно было немного сильнее (особенно если грузовик был полностью загружен). Радиус поворота также впечатлил, особенно для такого большого транспортного средства.
Rizon уделил особое внимание комфорту водителя в своих грузовиках, добавив функции, которые чаще встречаются в потребительских автомобилях, чем в коммерческих. Грузовики оснащены подогревом сидений и руля, тремя относительно удобными сиденьями с поясничной поддержкой для водителя и бесключевым запуском. Сенсорный дисплей отвечает за функции информационно-развлекательной системы.


Множество функций безопасности входят в стандартную комплектацию, таких как предупреждение о слепых зонах, ассистент экстренного торможения и предупреждение о выезде из полосы.
Rizon использует разъемы J1772 и CCS для зарядки, с поддержкой переменного тока мощностью 19,2 кВт и постоянного тока мощностью 104 кВт. Для грузовика класса 4 или 5 зарядка переменным током мощностью 19,2 кВт может быть достаточной для ночной зарядки в большинстве случаев.
Такие решения упрощают установку по сравнению с необходимостью устанавливать большие, дорогие зарядные устройства постоянного тока и подключать к ним высокие уровни ампер (а также соответствующие плату за мощность от некоторых поставщиков услуг). В настоящее время многие автопарки пытаются понять, как интегрировать электромобили, особенно с учетом новых строгих правил для грузовиков на уровне штата Калифорния и федерального уровня США, и зарядка стала одним из потенциальных препятствий.
Один момент, который стоит отметить: Rizon пока не планирует использовать NACS. Мы видели огромную поддержку NACS в сегменте легких автомобилей, но среднетоннажные и тяжелые грузовики не спешат присоединяться к NACS, в основном потому, что многие из них ждут предстоящую систему Megawatt Charge System (MCS), в разработке которой участвуют Daimler, Tesla и многие другие.

Но Rizon не планирует использовать MCS, поэтому они могли бы перейти на NACS. И это могло бы стать полезным шагом для коммерческих клиентов, поскольку одно из преимуществ NACS перед J1772 заключается в том, что он поддерживает входное напряжение 277 В, что является одной из фаз трехфазного коммерческого электропитания 480 В. Это означает более дешевую/простую установку зарядных устройств для зданий, работающих от сети 480 В. (Наш представитель Rizon не слышал об этом потенциальном преимуществе, когда мы спрашивали его, может ли компания перейти на NACS.)
Пока это не так важно, и J1772 и NACS совместимы через адаптеры, но мы задаемся вопросом, не перейдут ли будущие грузовики Rizon на NACS.
Часто бывает трудно получить точные цены в сегменте средне- и тяжелых грузовиков, но Rizon заявляет, что их грузовики «обычно будут стоить в районе 150 000 долларов». Это дороже дизельных грузовиков, которые они заменяют, но доступны государственные льготы, которые могут значительно снизить эту цену — до 40 000 долларов льгот по закону об инфляции и дополнительные льготы, доступные в некоторых штатах, таких как Калифорния. И, конечно же, вы экономите деньги на топливе и техническом обслуживании в течение срока службы.
В целом, грузовик Rizon представляет собой значительный шаг вперед для среднетоннажных коммерческих транспортных средств, с плавной и тихой работой, а также значительным акцентом на комфорт водителя, что должно сделать его привлекательным выбором для водителей и операторов автопарков.