Механические или гидравлические дисковые тормоза на электровелосипедах: плюсы и минусы каждого

Электровелосипеды — популярное средство передвижения, которое сочетает в себе преимущества традиционных велосипедов с преимуществами современных технологий, обеспечивая легкое (а иногда и мощное) ускорение для велосипедиста. Поскольку электровелосипеды становятся все более популярными, одним из важнейших аспектов, который следует учитывать как новым, так и опытным велосипедистам, является тормозная система. Трудно представить себе более критически важный элемент безопасности на велосипеде, и потребность в надежном и эффективном торможении становится еще более важной при работе с увеличенными скоростями и весами, типичными для электровелосипедов.

Два наиболее распространенных типа дисковых тормозов на электровелосипедах — механические (также известные как тросовые) и гидравлические. Оба имеют рычаг на руле и дисковый ротор на колесе, но отличаются способом прижатия тормозных колодок к этому дисковому ротору.

У обоих есть свои плюсы и минусы, и выбор между ними часто сводится к личным предпочтениям, условиям езды и бюджету. Давайте разберем основные различия между механическими и гидравлическими дисковыми тормозами, чтобы пролить свет на этот вопрос и помочь вам принять обоснованное решение.

Механические дисковые тормоза: основы и преимущества

Механические дисковые тормоза работают по простому принципу: при нажатии на тормозной рычаг натягивается трос, прижимая тормозные колодки к дисковому ротору, прикрепленному к колесу, замедляя велосипед.

Реклама — прокрутите дальше, чтобы увидеть больше контента

Что касается дисковых тормозов, то это максимально простой вариант, поэтому механические дисковые тормоза вы найдете на большинстве бюджетных электровелосипедов. До недавнего времени электровелосипеды стоимостью ниже 1500 долларов обычно оснащались механическими дисковыми тормозами, но ситуация начинает меняться по мере снижения цен. Совсем недавно Lectric eBikes привлекли внимание, вновь представив Lectric XP 3.0 с гидравлическими дисковыми тормозами, сохранив при этом цену в 999 долларов.

Механические дисковые тормоза на электровелосипеде RadExpand

Доступность

Благодаря своей простоте, одним из главных преимуществ механических дисковых тормозов является их стоимость. Они, как правило, дешевле в покупке и обслуживании по сравнению с их гидравлическими аналогами.

Это может стать решающим фактором для велосипедистов с ограниченным бюджетом или тех, кто не нуждается в дополнительных функциях, которые предоставляют гидравлические системы.

Многие считают, что раз механические дисковые тормоза дешевле, значит, они хуже. И хотя гидравлические дисковые тормоза имеют ряд преимуществ (и, соответственно, более высокую стоимость), механические дисковые тормоза все еще могут быть весьма функциональными и эффективными.

propella 7s e-bike
Механические дисковые тормоза: просто, но эффективно

Простота и обслуживание

Механические тормоза относительно просты в обслуживании. Регулировка и ремонт часто могут быть выполнены без специальных инструментов, и система, как правило, более снисходительна к любителям делать все своими руками. Большинство механических дисковых тормозов можно обслуживать с помощью одного инструмента: шестигранного ключа на 5 мм (хотя некоторые могут требовать 4 мм или 6 мм, в зависимости от модели или задачи).

Если вы путешествуете на дальние расстояния или совершаете туры, или просто не держите дома стопку специализированных велосипедных инструментов, возможность починить тормоза с помощью общедоступных инструментов может быть большим преимуществом.

Однако обслуживание — это палка о двух концах, когда речь идет о механических дисковых тормозах. Их легче обслуживать (например, нет гидравлических линий, которые нужно прокачивать), но они требуют гораздо более частого обслуживания. Случайные велосипедисты могут заниматься настройкой тормозов раз в несколько месяцев, а ежедневные пассажиры могут регулировать свои механические тормоза несколько раз в месяц, поскольку тросы регулярно растягиваются при обычном использовании.

Модуляция

Хотя механические тормоза, возможно, и не обеспечивают такой же уровень модуляции (способности регулировать тормозное усилие), как гидравлические, они все же обеспечивают достаточный контроль для большинства обычных и городских велосипедистов.

Если вы не техничный райдер и не катаетесь регулярно по горным тропам или на соревнованиях, то, вероятно, вас не сильно беспокоит пониженная модуляция механических дисковых тормозов. Но когда речь идет о более продвинутой езде, особенно о маунтинбайке, увеличенная модуляция, доступная в гидравлических тормозах, является важной особенностью.

Lectric XPedition e-bike
Гидравлические дисковые тормоза на Lectric XPedition

Гидравлические дисковые тормоза: шаг вперед

Гидравлические дисковые тормоза сложнее механических, поскольку они используют герметичную систему, заполненную гидравлической жидкостью (также называемой тормозной жидкостью). Когда нажимается тормозной рычаг, он проталкивает жидкость по системе, прижимая тормозные колодки к дисковому ротору.

Это используется в автомобилях уже столетие, но гидравлические тормоза стали популярны на электровелосипедах только за последние 5-7 лет. До этого они в основном считались предметом роскоши только на самых лучших велосипедах. Теперь же вы найдете их как на бюджетных моделях, так и на более дорогих электровелосипедах (хотя на более дорогих моделях установлены гидравлические тормоза значительно более высокого качества).

ride1up rift XR e-bike
Ride1Up Rift XR использует четырехпоршневые гидравлические дисковые тормоза для еще большей тормозной мощности

Мощность и точность

Одним из самых больших преимуществ гидравлических дисковых тормозов является превосходная тормозная мощность и точность. Гидравлические тормоза требуют меньшего усилия для срабатывания и более равномерно передают это усилие на ротор. Это означает, что легкое нажатие на рычаг гидравлического тормоза может обеспечить сильный тормозной эффект.

Многие люди используют всего один палец для нажатия на тормозной рычаг гидравлических дисковых тормозов, оставляя больше пальцев на руле для лучшего контроля.

Дополнительная тормозная мощность также может быть полезна на более тяжелых электровелосипедах или электровелосипедах-грузовиках, особенно при перевозке пассажиров.

Лучшая модуляция

Гидравлические дисковые тормоза обеспечивают лучшую модуляцию по сравнению с механическими. Этот превосходный контроль позволяет велосипедистам эффективнее тормозить в различных условиях, что особенно полезно для маунтинбайка или езды по неровной местности.

Опять же, если вы обычный велосипедист, который не слишком сильно преодолевает технические участки, вам, вероятно, не придется слишком беспокоиться о нюансах модуляции тормозов.

aventon abound e-bike
Электрический грузовой велосипед Aventon Abound использует гидравлические дисковые тормоза

Низкое обслуживание

Гидравлические дисковые тормоза требуют меньшего регулярного обслуживания, чем механические, поскольку они саморегулируются при износе колодок. Для обычных велосипедистов может быть достаточно ежегодной замены тормозных колодок, хотя более частые ездоки могут нуждаться в их замене несколько раз в год.

Для большинства велосипедистов, особенно тех, кто в основном ездит в городском или развлекательном стиле, никогда не потребуется прокачивать гидравлические дисковые тормоза или менять масло. Однако любителям электро-маунтинбайков может понадобиться выполнять эти шаги чаще, особенно на более сложных, но и более склонных к обслуживанию гидравлических дисковых тормозах, устанавливаемых на дорогие электро-маунтинбайки.

Таким образом, хотя обслуживание гидравлических тормозов требуется гораздо реже, чем механических, когда обслуживание необходимо, оно, как правило, более сложное и может потребовать профессиональной помощи из местного веломагазина.

Вердикт: взвешивание плюсов и минусов

При выборе между механическими и гидравлическими дисковыми тормозами для вашего электровелосипеда, многое зависит от ваших конкретных потребностей, стиля езды и бюджета.

Гидравлические тормоза обеспечивают превосходную производительность по мощности, точности и модуляции. Они являются отличным выбором, если вы часто ездите по холмистой местности, занимаетесь внедорожными приключениями или просто хотите получить лучшую производительность и готовы за нее платить. Они также помогают избежать опасной ситуации, которая может возникнуть, когда новички не должным образом обслуживают свои механические тормоза, позволяя тросам растягиваться до точки, когда тормозная мощность снижается до небезопасного уровня.

С другой стороны, механические дисковые тормоза (при правильном обслуживании) по-прежнему обеспечивают достаточную тормозную мощность для большинства велосипедистов и условий, особенно для тех, кто использует электровелосипеды для поездок на работу или неспешных прогулок. Их более низкая стоимость, простота и легкость обслуживания делают их практичным выбором для многих ситуаций.

Механические дисковые тормоза все еще могут справиться с работой

В заключение, хотя гидравлические дисковые тормоза, как правило, превосходят механические по производительности и управляемости, важно помнить, что механические тормоза имеют свои преимущества, которые не следует упускать из виду. Им может не хватать сырой мощности и тонкой модуляции гидравлических систем, но они по-прежнему надежны, долговечны и более чем достаточны для многих велосипедистов и сценариев езды.

В мире электровелосипедов, где скорости могут превышать скорости традиционных велосипедов, безопасность имеет первостепенное значение, и эффективность ваших тормозов играет решающую роль. Если вы регулярно ездите в сложных условиях, таких как крутые спуски или неровная местность, дополнительные вложения в гидравлические тормоза могут быть оправданы благодаря улучшенной тормозной мощности и управляемости.

Тем не менее, если ваши поездки обычно проходят по ровным асфальтированным дорожкам или умеренным подъемам, а ваши главные соображения — доступность и простота обслуживания, то механические дисковые тормоза должны вам хорошо служить. Хотя они могут не предлагать «наворотов» гидравлических систем, они по-прежнему обеспечивают надежную работу и безопасность, что является неотъемлемой функцией любой тормозной системы.

Прежде всего, какую бы тормозную систему вы ни выбрали, крайне важно поддерживать ее в хорошем состоянии и регулярно проверять на безопасность. В конце концов, даже лучшая тормозная система может работать только настолько хорошо, насколько хорошо она обслуживается.