
Премьер-министр Канады Джастин Трюдо объявил о крупной сделке с немецким автопроизводителем Volkswagen Group по созданию его первого завода электромобилей за пределами Европы. Канада пообещала группе миллиарды долларов в виде субсидий, аналогичных тем, что предлагает правительство США, для строительства нового крупного завода по производству аккумуляторов на севере.
Еще при руководителе отстраненном генеральном директоре Герберте Дисс, Volkswagen Group публично изложил планы по созданию шести новых заводов по производству аккумуляторов в Европе в этом десятилетии, включая завод в Шеллефтео, Швеция, через совместное предприятие с NorthVolt, открытие которого запланировано на этот год.
В феврале этого года VW Group объявил, что его суббренд Seat переоборудует свои производственные мощности в Испании для размещения нового предприятия по производству аккумуляторов для других электромобилей группы. Имея три завода по производству аккумуляторов в стадии строительства и еще четыре в планах, Volkswagen Group внезапно приостановил разработку, ожидая ответа ЕС на Закон США о снижении инфляции.
Затем Volkswagen Group переориентировал производство аккумуляторов на Северную Америку. В декабре прошлого года новый генеральный директор Оливер Блюме назвал Канаду «одним из логичных вариантов». Однако к марту США стали явной целью для группы, поскольку компания заявила, что ожидает получить от 9,5 до 10,5 миллиардов долларов в виде субсидий и займов по Закону о снижении инфляции (IRA) в течение срока службы своего будущего завода по производству аккумуляторов.
Будучи партнером по свободной торговле с США и стремясь сохранить свои позиции в бурно развивающейся отрасли производства электромобилей, Канада сказала: «Погодите, не так быстро». Министру промышленности Канады удалось договориться с Volkswagen о сделке, которая уравнивает эти американские субсидии в обмен на строительство завода по производству аккумуляторов немного севернее.

Сделка Volkswagen по производству аккумуляторов помогает Канаде не отставать от IRA
Чтобы привлечь Volkswagen Group в Канаду, правительство согласилось предоставить субсидии, которые могут превысить 13 миллиардов канадских долларов (9,7 миллиардов долларов США) в течение следующего десятилетия, пока завод по производству аккумуляторов будет действовать. После завершения строительства новый объект будет эксплуатироваться бизнес-подразделением Volkswagen Group PowerCo и вполне может стать крупнейшей производственной площадкой во всей стране.
Министр промышленности премьер-министра Трюдо Франсуа-Филипп Шампань провел переговоры по этому знаковому контракту, который не только предусматривает ежегодные субсидии на производство для Volkswagen, но и включает грант в размере 700 миллионов канадских долларов (517 миллионов долларов США) на капитальные затраты завода по производству аккумуляторов.
По словам представителей правительства, эти согласованные условия соответствуют тому, что VW получил бы в виде субсидий от правительства США, если бы выбрал штаты своим новым домом. Что еще более разумно, так это то, что согласованная сделка пропорциональна Закону о снижении инфляции. Если американские субсидии исчезнут, то и канадские для Volkswagen тоже. Если они будут сокращены, то и канадские.
Несмотря на проигрыш в борьбе за контракт, США по-прежнему являются местом производства ID.4 на заводе в Чаттануге, штат Теннесси, к которому скоро присоединится новый производственный объект для производства будущих электромобилей марки Scout в Южной Каролине.
Будучи североамериканской страной и партнером по свободной торговле с США, аккумуляторы, собранные в Канаде, должны по-прежнему позволять получать федеральные налоговые льготы на будущие электромобили Volkswagen в США в соответствии с новыми условиями, изложенными в Законе о снижении инфляции, включая новые указания по аккумуляторам, опубликованные Министерством финансов США ранее в этом месяце.
Хотя не все в Канаде в восторге от одиннадцатизначной финансовой помощи Volkswagen, министр промышленности утверждает, что экономическая ценность, которую автопроизводитель приносит стране и ее цепочке поставок, намного превышает субсидии. Шампань и его коллеги считают, что для защиты позиции Канады в автомобильном производстве, особенно в условиях перехода на полностью электрический транспорт, страна должна выйти за рамки простого поставщика важнейших минералов и стать настоящим участником в производстве передовых электромобилей и технологий нулевых выбросов.
Расположение примерно в двух часах езды к северо-востоку от автомобильного центра, такого как Детройт, должно помочь, поскольку именно там планируется размещение канадского предприятия Volkswagen. Ожидается, что его площадь будет эквивалентна 350 футбольным полям, и оно создаст тысячи рабочих мест в Онтарио. Шампань заявил, что в течение следующих 30 лет завод Volkswagen по производству аккумуляторов, как ожидается, принесет Канаде более 200 миллиардов канадских долларов. Если это правда, то эта сделка может окупиться в десять раз в долгосрочной перспективе.