Formula E: Новый болид Gen3 стартует в 9-м сезоне в субботу в Мехико

Formula E возвращается с девятым сезоном в этот уик-энд на высокогорном автодроме имени братьев Родригес в Мехико.

Сезон включает в себя новый более быстрый, легкий и гораздо более угловатый болид Gen3, новые трассы и многое другое.

Это первый раз, когда Formula E открывает сезон в Мехико; последние четыре сезона стартовали в Диръие, Саудовская Аравия. В отличие от предыдущих сезонов, первая гонка в этот раз не является парной – будет только одна гонка в субботу, так что если вы подождете до воскресенья, то пропустите прямую трансляцию.

На высоте почти 2300 метров над уровнем моря трасса в Мехико отлично демонстрирует сильные стороны электродвижения. Автомобили с двигателями внутреннего сгорания, которые там соревнуются, сталкиваются с разряженным воздухом, что означает менее эффективное сгорание и меньшую мощность двигателя. С электродвижением такой проблемы нет – электродвигатели одинаково хорошо работают на любой высоте.

Реклама — прокрутите для просмотра контента

Новый болид

Самое захватывающее изменение этого года – новый болид, который сильно отличается от прошлогоднего. Спецификация Gen3 выглядит совершенно иначе, с гораздо более угловатым дизайном.

Он также меньше по всем габаритам – длина, ширина, колесная база, высота и, что самое важное, вес. Меньшие размеры болидов означают больше места на трассе, что потенциально может привести к большему количеству обгонов. Меньшие и более легкие болиды также демонстрируют лучшую производительность, поскольку меньше веса приходится преодолевать в поворотах или при ускорении/торможении.

Но самое большое и интересное изменение заключается в силовой установке. Помимо увеличения мощности до 350 кВт (по сравнению с 250 кВт у Gen2) и максимальной скорости 320 км/ч, болид Gen3 также оснащен дополнительным передним двигателем мощностью 250 кВт специально для рекуперативного торможения. Это делает болид Formula E Gen3 первым болидом Формулы, имеющим силовые установки как спереди, так и сзади.

Это означает, что болид способен рекуперировать до 600 кВт мощности при торможении, что более чем в два раза больше, чем в прошлом году. Таким образом, болиды станут более эффективными и, следовательно, смогут проезжать дальше и быстрее.

На самом деле, энергии, рекуперируемой от двигателей, настолько много, что у болида даже не будет задних тормозов. Вместо задних фрикционных тормозов болид полагается только на свой 350-киловаттный двигатель для торможения. Передние фрикционные тормоза остались, учитывая, что передняя ось выполняет большую часть работы при торможении из-за переноса нагрузки, но передние тормоза не потребуются такими большими, поскольку их дублирует передний двигатель.

Тем не менее, эти две силовые установки не делают болид Gen3 полноприводным. Как и другие болиды Формулы, он по-прежнему получает всю свою мощность ускорения от задней оси. Но теоретически можно было бы перейти на полный привод без значительного перепроектирования болида, поэтому интересно, не ждет ли это болид Gen3 в будущем.

Теперь эта мощность передается через шины Hankook вместо Michelin, поскольку Formula E впервые сменила поставщика шин. Но шины останутся всесезонными, с протектором, подходящими для уличных гонок даже во влажных (или почти влажных) условиях, а не сликами, которые используют большинство гоночных автомобилей и которые обеспечивают гораздо лучшее сцепление в сухих условиях. Так что, благодаря более мощному заднему двигателю и всесезонным шинам, болиды Formula E по-прежнему будут демонстрировать некоторую неустойчивость при выходе из поворотов, проверяя мастерство пилотов на каждом вираже.

Таким образом, баланс при ускорении не сильно изменился, но новый болид должен предложить совершенно иной опыт торможения, к которому пилотам потребуется время привыкнуть, особенно когда они впервые выйдут на трассу в боевом режиме в этот уик-энд. Мы ожидаем интересных возможностей для обгонов в первой половине сезона.

Общая мощность системы рекуперативного торможения в 600 кВт актуальна и в другом отношении. Аккумулятор болида способен к быстрой зарядке постоянным током мощностью до 600 кВт. Эта мощность не только используется в гонке тормозной системой, но и Formula E планирует добавить остановки в пит-лейн для зарядки во время гонки в этом году.

В гонках с такими пит-стопами серия потребует, чтобы каждый пилот совершил короткую зарядную остановку, и это даст доступ к активации «режима атаки» – режима повышенной мощности, который дает болидам прибавку энергии на несколько минут. Это изменение должно добавить больше обгонов и динамики гонкам, а также продемонстрировать зарядку мощностью 600 кВт, что вдвое быстрее самых быстрых потребительских зарядных устройств.

В совокупности все это позволило болидам ехать примерно на полсекунды быстрее на тестовой трассе в Валенсии во время предсезонных тестов в прошлом месяце, причем часть тестов проходила во влажных условиях, что означало, что команды не получили столько сухих кругов, сколько хотели бы. Хотя полсекунды не кажутся большим показателем, в гонках это довольно много – и это сравнение между уходящей силовой установкой и новой.

Когда происходят технологические изменения, командам и пилотам требуется время, чтобы привыкнуть к ним, а при таких значительных изменениях мы можем предположить, что кривая обучения будет довольно крутой. Мы не удивимся, если болиды станут еще быстрее после освоения новых технологий в течение оставшейся части сезона.

Новые трассы

Самое большое изменение за последнее время – это календарь гонок, с *четырьмя* новыми трассами, на которых Formula E никогда раньше не выступала: Хайдарабад, Индия; Кейптаун, Южная Африка; Сан-Паулу, Бразилия; и Портленд, Орегон.

Formula e schedule
Обновленный календарь 9-го сезона Formula E / Источник: FIA

Как и в предыдущих сезонах Formula E, особенно во время пандемии COVID, календарь может быть изменен. Ранее серия планировала вновь провести гонку в Сеуле, Южная Корея, которая завершила последний сезон гонок. Но эта гонка была отменена из-за ремонтных работ и заменена Кейптауном. Однако четыре новые трассы еще должны быть сертифицированы FIA на готовность к гонкам, так что вполне возможно, что мы увидим некоторые изменения в календаре.

Хайдарабад примет первую гонку Formula E в Индии, на родине Mahindra Racing, давнего фаворита серии. Кейптаун – не первое посещение Formula E Африки, но предыдущие визиты были в Северной Африке, так что это первый сабсахарский объект, который посетила серия. Сан-Паулу – это первое посещение Formula E Бразилии, страны, одержимой гонками, с долгой историей и яростной фанатской базой в автоспорте, хотя серия много раз посещала соседние Уругвай, Аргентину и Чили. А Портленд станет четвертым местом в США, где проводились гонки Formula E, после Лонг-Бич, Майами и Нью-Йорка. Теперь мы увидели по одной гонке в каждом уголке США. (Простите, Средний Запад – возможно, теперь ваша очередь?)

Другие изменения

Одно долгожданное изменение правил, по крайней мере, среди поклонников автоспорта, – это конец FanBoost.

FanBoost был задуман в первом сезоне Formula E как способ стимулирования вовлеченности фанатов. Фанаты могли голосовать за своего любимого пилота в социальных сетях, и три лучших пилота получали кратковременный прирост мощности, который они могли использовать в любой момент гонки.

Хотя это редко имело большое влияние на гонки, особенно в последние годы, когда прибавки становились короче, многие поклонники автоспорта сразу же отвергли серию, считая, что FanBoost искажает ее чистоту (как это принято говорить среди поклонников автоспорта… почти обо всем).

Как это бывает каждый сезон и даже в середине сезона, пилоты меняли команды, и сами команды также претерпели некоторые изменения.

Действующий чемпион Стоффель Вандорн, победивший в прошлом году с Mercedes, перешел в DS Penske (ранее DS Techeetah) вместе с двукратным чемпионом Жаном-Эриком Вернем. Mercedes был чемпионом производителей в прошлом году, но покинул серию, и их команда теперь находится в руках McLaren.

В дополнение к тому, что McLaren заняла место Mercedes, произошли и другие изменения в командах. Nissan получила полный контроль над командой e.dams, команда ABT вернулась при поддержке Cupra после пропуска прошлого года из-за прекращения сотрудничества с Audi, DS разорвала связи с Techeetah и вместо этого заключила партнерство с Penske, а Maserati взяла на себя команду ROKiT Venturi, вернувшись в гонки в качестве конструктора впервые с 1950-х годов.

Несколько пилотов сменили команды или покинули серию (включая ветерана и давнего сторонника электромобилей Александра Симса, которого нам грустно видеть уходящим). Но мы хотим сосредоточиться на двух новых пилотах: Саше Фенестразе и Джейке Хьюзе.

Фенестраз участвовал в последней гонке прошлого сезона (заменив Джовинацци после травмы руки), поэтому в этом году он, по сути, новичок. Он бывший чемпион Formula Renault Eurocup из Франции и последние несколько сезонов был резервным пилотом Formula E в команде Jaguar.

Хьюз участвовал в нескольких сериях и является бывшим чемпионом BRDC Formula 4, ныне известной как чемпионат GB3, которая является высшей категорией одноместных гонок в Великобритании, откуда родом Хьюз. Он был резервным и развивающим пилотом команды Mercedes последние два сезона и начнет гонки в этот уик-энд с McLaren.

Гонки начинаются в субботу, 14 января, в 14:00 по местному времени Мехико, что соответствует полудню по тихоокеанскому времени, 15:00 по восточному времени и 20:00 UTC. Гонка будет показана с задержкой на CBS Sports Network в США, но будет транслироваться в прямом эфире на cbssports.com и CBS Sports HQ. Тренировки будут транслироваться на YouTube.

Если вы находитесь не в США, вы можете проверить веб-сайт Formula E, чтобы узнать, как смотреть в вашей стране. Если вы не можете найти способ посмотреть гонку в прямом эфире, Formula E обычно загружает хайлайты гонок на свой YouTube-канал в течение нескольких дней, хотя мы не знаем, будут ли они там выкладывать полные гонки, так как это, кажется, меняется от сезона к сезону.