
Мы уже рассказывали о многочисленных налоговых льготах и скидках, которые делают электромотоциклы и другие электромобили более доступными. Но это первый случай, когда мы видим, как страна бесплатно раздает электромобили в качестве способа замены транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания (ДВС).
Первой страной, предпринявшей столь смелый шаг, стала Уганда, где президент Йовери Кагута Мусевени сделал это заявление во время своего ежегодного национального обращения в конце года.
По словам Мусевени, правительство предоставит электромотоциклы в обмен на бензиновые всем угандийцам, которые в настоящее время ездят на мотоциклах с ДВС.
Угандийскому правительству не придется финансировать крупную программу самостоятельно, поскольку, согласно сообщениям новостей, президент приписал капитальные вложения «инвесторам»:
Мы договорились с некоторыми инвесторами о том, чтобы забрать бензиновые мотоциклы, а владельцам предоставить электрические. Этот обмен позволит операторам мотоциклов сэкономить 50% затрат.
Сообщается, что эти инвесторы получат лицензии на эксплуатацию зарядных станций и станций замены аккумуляторов, которые будут использоваться для окупаемости их инвестиций.

Электромотоциклы — это отечественные угандийские модели, которые обычно продаются примерно за 5 миллионов угандийских шиллингов (примерно 1350 долларов США).
Они обычно используются «бода-бода», мототакси, популярными во многих странах Африки. В то время как в некоторых местах вы можете вызвать Uber или Lyft, чтобы встретиться с друзьями, в Уганде принято садиться на мототакси и быстро добираться до места назначения (хотя Uber также управляет службой «бода-бода» в Уганде — вот так).
Многие африканские страны стремились электрифицировать эти большие парки мотоциклов, но объявление Уганды знаменует собой самую крупную на сегодняшний день программу, призванную заменить все мотоциклы с ДВС в стране.
Помимо очевидных преимуществ для окружающей среды, электромотоциклы, вероятно, помогут поддержать независимых операторов мототакси за счет снижения эксплуатационных расходов. Министр науки и технологий Уганды доктор Моника Мусенерo назвала операционные расходы еще более выгодными, чем цифры, озвученные президентом:
Эксплуатация этих мотоциклов на 60% дешевле, чем нынешних, потому что они не потребляют топливо. Зарядка мотоцикла стоит очень мало. У них не так много обслуживаемых деталей, и оператор получает гораздо больше денег. Поскольку они производятся здесь, мы заботимся о мерах безопасности и местных условиях. Например, если его украдут, он сообщит нам, и мы сможем его отключить. Если вы попытаетесь снять детали, он сообщит. Это повысит безопасность мотоцикла.

Мотоциклы предназначены для городской эксплуатации и, следовательно, не имеют очень большого запаса хода. Одна зарядка обеспечивает около 70 км (43 мили) запаса хода.
По этой причине мотоциклы полагаются на сеть зарядных станций и станций замены аккумуляторов. Такие компании, как Zembo, уже управляют более чем дюжиной зарядных станций и станций замены аккумуляторов в столице страны Кампале.
По словам Мусенерo, дополнительные станции уже строятся, чтобы охватить территории за пределами города.
Три станции уже были установлены вдоль дороги Масака в Бувуаме, Лукае и городе Масака. Самый дорогой компонент электромотоцикла — это аккумулятор, и владелец не должен владеть аккумулятором. Они будут арендовать аккумуляторы. Когда заряд упадет, водитель поедет на следующую зарядную станцию, чтобы поменять его, заплатить немного денег, чтобы получить другой, и оставить разряженный аккумулятор на станции.
Эта модель несколько похожа на хорошо известные электроскутеры Gogoro с заменой аккумуляторов. Водители на самом деле не владеют аккумулятором, а вместо этого подписываются на план замены аккумуляторов Gogoro, который позволяет им менять их на местных станциях замены аккумуляторов.
На Тайване существуют тысячи таких станций замены аккумуляторов, и Gogoro быстро расширяет эту модель на международном уровне.

Мусевени добавил, что другие электромобили также получат стимулы для ускорения электрификации.
Как он пояснил:
Мы работаем над планами перехода на электробусы, электромобили и электромотоциклы. Переход на электрический транспорт касается не только мотоциклов. Он также включает в себя автобусы, легковые автомобили, минивэны, пикапы и т. д.
Мнение Electrek
Это интересный способ стимулировать замену загрязняющих транспортных средств на эффективные электромобили. Вместо того чтобы стимулировать конечных потребителей скидками, как это обычно бывает на Западе, Уганда каким-то образом стимулирует компании, производящие мотоциклы и эксплуатирующие станции замены аккумуляторов.
Это своего рода старая модель «бритва и картридж» — получить ручку бритвы бесплатно и стать пожизненным покупателем картриджей. Но в данном случае это своего рода тройная выгода: Уганда сокращает загрязнение, владельцы мотоциклов снижают свои расходы, а компании-производители мотоциклов/аккумуляторов получают огромный приток клиентов для использования своих станций замены аккумуляторов.
Я просто надеюсь, что расчеты здесь сходятся, потому что это звучит почти слишком хорошо, чтобы быть правдой.