
Всего через шесть лет после начала соревнований по созданию солнечных автомобилей среди студентов, Lightyear достигла переломного момента в чистой мобильности. Сегодня компания официально начала производство солнечного электромобиля Lightyear 0 на заводе Valmet Automotive в Уусикаупунки, Финляндия, и нам посчастливилось стать единственным американским СМИ, присутствовавшим на этом событии. Сегодняшний день не только доказывает, что солнечные электромобили возможны, но и масштабируемы, открывая еще более устойчивую ступень развития мобильности с нулевым уровнем выбросов.
Для тех, кто еще не знает, Lightyear начинал как группа студентов-инженеров, выступавших в составе Solar Team Eindhoven, завоевав четыре мировых чемпионата. Ранний успех команды в области солнечной мобильности укрепил корни, которые в конечном итоге проросли в Lightyear — стартап, стремящийся представить миру коммерческую, уличную версию солнечного электромобиля.
В 2019 году Lightyear One был официально представлен, демонстрируя впечатляющий запас хода с помощью солнца. В 2020 году мы получили первый подробный взгляд на ранний прототип Lightyear One за пределами выставки CES в Лас-Вегасе.
С тех пор флагманский SEV от Lightyear сменил название с выпуском его производственной версии, следуя за хорошо задокументированными тестами производительности и эффективности. После того, как мы следили за развитием стартапа с 2017 года, прошлым летом мы наконец получили возможность протестировать Lightyear 0, и он не разочаровал. Как и технология внутри самого солнечного электромобиля, разработанная собственными силами команды Lightyear — группы людей, которые усердно работают, получают удовольствие и «просто понимают», когда речь идет о будущем чистой мобильности.
В 2021 году Lightyear объявила, что ее солнечный электромобиль будет собираться компанией Valmet Automotive в Финляндии — контрактным производителем с более чем 50-летним опытом сборки автомобилей практически для всех автопроизводителей предыдущих поколений. С 2009 года Valmet предвидел необходимость перехода производства на поддержку электрификации и даже собирал недолговечный Fisker Karma.
Приняв CATL в качестве акционера в 2017 году, Valmet Automotive значительно расширила производство аккумуляторных батарей для электромобилей, одновременно поддерживая производство солнечных электромобилей для стартапов, таких как Lightyear, и совсем недавно — Sono Motors.
Я проделал путь из солнечного Лос-Анджелеса в Хельсинки через Париж, а затем более двух часов ехал на машине до морозного Уусикаупунки, чтобы присутствовать на сегодняшней церемонии открытия, и был рад это сделать (я впервые попробовал мусс из оленины, так что это тоже кое-что значит).
Сегодня не только начинается производство Lightyear, но и демонстрируется концепция масштабируемой технологии солнечных электромобилей, которая, как мы надеемся, получит широкое распространение как самая устойчивая форма автомобильного транспорта на сегодняшний день.
Lightyear 0 начинает производство как переход к будущему
Соучредитель и генеральный директор Lightyear Лекс Хофслот как нельзя лучше сказал перед толпой журналистов, высокопоставленных лиц и сотрудников, собравшихся на сцене в нескольких шагах от новой выделенной сборочной линии стартапа:
Этот момент начала производства — это и начало, и конец. Конец главы,
которую мы начали в 2016 году, и это начало настоящей солнечной мобильности. Это достижение
в автомобильной промышленности, как никогда прежде. И хотя мы можем быть первыми, я искренне надеюсь и верю, что мы не будем последними.
В беседе с Хофслотом прошлым летом в Испании и сегодня, после начала производства Lightyear 0, с его плеч, похоже, спал огромный груз. В разговоре с ним он выразил схожие чувства, объяснив, что предыдущие шесть лет, когда он говорил всем «пожалуйста, просто доверяйте мне», закончились, и компания, которую он помог основать, теперь имеет современную сборочную линию, которая скоро будет выпускать жизнеспособные, поставляемые солнечные электромобили, которые будут говорить сами за себя. Я спросил его, что для него значит сегодняшний день лично:
Итак, сегодня есть две знаменательные вехи. Первая — доказательство того, что это возможно, а вторая — доказательство того, что это масштабируемо. На пути к этому моменту потребовалось так много людей. Тысячи людей, которые рисковали, чтобы довести нас до того места, где мы находимся сегодня, за что мы должны быть благодарны. Потому что все их друзья говорили: «Что, черт возьми, вы делаете, ребята? Солнечная автомобильная компания?» Я думаю обо всех, кто остался с нами до этого момента, именно о них я думаю в такой момент.
Командная работа и сотрудничество являются ключевыми столпами стартапа, который вырос из группового солнечного проекта, но эти основополагающие принципы выходят за рамки самого Lightyear. Хофслот поблагодарил нескольких партнеров компании, помимо Valmet, включая Bridgestone, MyWheels и Koenigsegg, который помогает разрабатывать будущие солнечные электромобили, такие как текущая модель компании под названием Lightyear 2.
Я отметил это, когда разговаривал с Хофслотом в июне, но его поддержка солнечных электромобилей выходит далеко за рамки тех, кто носит значок Lightyear, и распространяется на конкурентов стартапа:
Я также хочу отметить и приветствовать большие успехи, достигнутые нашими конкурентами. Мы гордимся достижениями Aptera, Lucid и Sono, которые разделяют нашу преданность чистой мобильности. На самом деле, позвольте мне поправить себя. У нас нет конкурентов. На самом деле, мы все пионеры, стремящиеся к одним и тем же результатам, чтобы оказать положительное, долгосрочное влияние на нашу планету.
Я спросил Хофслота, почему он конкретно упомянул Lucid Motors наряду с другими стартапами в области солнечных электромобилей, такими как Aptera и Sono Motors. Он объяснил, что восхищается успехами Lucid в области эффективности. Формула успешных солнечных автомобилей — это не только аэродинамика, но и эффективность. Lucid преуспевает в обеих категориях, но все же не может сравниться с коэффициентом лобового сопротивления 0,175 Lightyear — в настоящее время это самый аэродинамичный серийный автомобиль в мире.
Обновление Lightyear 2
Наконец, я не мог не спросить о Lightyear 2, который планируется к выходу в 2025 году в ЕС и США по ориентировочной начальной цене около 30 000 долларов — значительно более низкой MSRP по сравнению с начальной ценой в 250 000 евро за 946 экземпляров Lightyear 0, которые будут построены теперь, когда производство официально запущено.
По словам Хофслота, Lightyear представит некоторую информацию о своей второй модели на выставке CES в Лас-Вегасе в январе, за которой последует полный показ дизайна следующим летом. Он продолжил:
Я думаю, люди будут поражены тем, что возможно в больших объемах, потому что, конечно, самый частый вопрос, который мы получаем, — это «Как, черт возьми, ребята, вы переходите от 250 тысяч (евро) к 30 тысячам?» Люди недооценивают Lightyear 0, то, что мы сосредоточились на выборе технологий, которые фундаментально масштабируемы. Это также ставит людей в тупик, почему мы можем это сделать, но мы очень уверены, что сможем достичь этой ценовой точки.
Многие из нас будут на CES в этом году, и мы обязательно будем присутствовать, чтобы услышать больше новостей о Lightyear 2. А пока посмотрите процесс производства Lightyear 0 здесь, в Финляндии, на заводе Valmet.