
Париж рассматривает полный запрет на невероятно популярные прокатные электросамокаты в ближайшие недели. Сторонники этого плана утверждают, что они загромождают улицы и тротуары, пугают пешеходов и на самом деле не такие уж экологичные из-за их «очень короткого срока службы».
В столице насчитывается 15 000 прокатных электросамокатов, которыми в прошлом году воспользовались 1,2 миллиона человек, большинство из которых — жители Парижа. Однако три оператора электросамокатов в городе — Lime, Dott и Tier — подают заявки на продление лицензий в феврале 2023 года. Но будет ли это сделано, пока неясно, поскольку мэр Парижа Анн Идальго, как ожидается, объявит свое решение в ближайшие недели.
Главная проблема, конечно же, — безопасность. В Париже за первые восемь месяцев этого года было зарегистрировано 337 аварий, связанных с электросамокатами, по сравнению с 247 за тот же период прошлого года. В прошлом году итальянка, шедшая вдоль Сены, трагически погибла, когда ее сбил электросамокат, на котором ехали две женщины. Другой громкий случай — гибель двух подростков на электросамокате в Лионе в августе этого года, что привело к запрету использования электросамокатов для лиц младше 18 лет в этом городе.
Операторы, однако, утверждают, что Париж уже является самым строгим и наиболее регулируемым городом в мире в отношении их бизнеса: только три оператора разрешены в городе по трехлетним контрактам, с автоматическим отслеживанием и ограничением скорости до 10 км/ч в некоторых районах и до нуля при въезде в общественный парк. Париж разрешает электросамокаты только на велосипедных дорожках, и легально на одном самокате может ехать только один человек, хотя это правило часто не соблюдается.
Кроме того, Lime, Dott и Tier заявляют, что указывать пальцем на них несправедливо, поскольку прокатные электросамокаты составляют лишь небольшую долю аварий и представляют меньшее количество смертельных случаев в расчете на поездку по сравнению с мопедами или автомобилями. Франция также является крупнейшим рынком в Европе по продаже электросамокатов для личного пользования, в прошлом году было продано более 900 000 электросамокатов, так что устранение прокатных электросамокатов не решит проблему.
Сторонник запрета, Давид Бельяр, заместитель мэра от партии «Зеленых», отвечающий за транспорт и общественные пространства, заявил изданию Le Parisien, что «был прогресс, но все еще сложно: например, на парковках можно найти электросамокаты, разбросанные по земле, и люди вынуждены их перелезать, в том числе пожилые люди».
Хотя, как давнему жителю Парижа, мне трудно поспорить с этим наблюдением, компании утверждают, что они делают все больше и лучше каждый день благодаря программному обеспечению для геотрекинга — они ссылаются на то, что 96% их устройств припаркованы там, где им положено, а операторы патрулируют город, чтобы перемещать потерянные или упавшие на парковочных местах электросамокаты. Кроме того, парижские компании по производству самокатов изучают способы предотвращения одновременной поездки более чем одного человека на самокате, включая использование датчиков и проверку личности.
Что насчет короткого срока службы прокатного самоката? Париж, как и большинство крупных европейских городов, одним из первых начал использовать прокатные электросамокаты, и ранние модели ломались и выбрасывались легче, а дно Сены было популярным местом назначения для неиспользуемых электросамокатов в Париже. Но времена изменились, говорят операторы электросамокатов: сейчас устройства весят около 30 кг по сравнению с 10 кг. Тем не менее, компании утверждают, что они по-прежнему платят профессиональным дайверам за вылавливание электросамокатов из Сены раз в месяц.
Надеемся, Идальго также не упустит из виду популярность электросамокатов, особенно среди молодых парижан, с одной поездкой каждые четыре секунды в Париже. Недавний опрос Ipsos, проведенный по заказу Dott, Lime и Tier, показал, что 88% жителей города считают электросамокаты частью своего повседневного транспорта, более половины заявили, что уже пользовались ими, причем 82% из этой группы были в возрасте 18-34 лет.