
Водители, использующие GM Super Cruise, с большей вероятностью демонстрируют отвлекающее поведение за рулем при использовании систем частичной автоматизации вождения по сравнению с водителями Tesla Autopilot и Nissan ProPILOT, согласно новому исследованию IIHS.
Исследование основывалось на опросе водителей, которым было предложено самостоятельно сообщить о том, какие действия они совершали и считали безопасными во время использования частично автоматизированного программного обеспечения для вождения. Все три группы сообщили о более высокой вероятности выполнения отвлекающих задач за рулем при включенных системах частичной автоматизации. Другие системы помощи водителю в этом опросе не рассматривались.
Статистически водители Nissan ProPILOT были наименее склонны заниматься отвлекающими действиями за рулем, а водители Super Cruise в среднем были наиболее склонны, хотя пользователи Tesla Autopilot были более склонны заниматься некоторыми задачами, чем водители Super Cruise. Водители Super Cruise чаще всего заявляли, что они «комфортно относятся к своим системам как к полностью самоуправляемым» (53% по сравнению с 42% для Autopilot и 12% для ProPILOT), хотя ни одна из трех систем на самом деле не является полностью самоуправляемой.
Исследование включало несколько вопросов, в том числе сравнение того, считают ли водители определенные действия безопасными при включенной или выключенной системе, считают ли водители, что они лучше справляются с определенными действиями при включенных системах, и так далее. Здесь мы воспроизведем таблицу, показывающую, какие действия водители сообщили, что совершают чаще при включенной системе, но для получения других результатов вам придется перейти по ссылке на исследование.
Процент водителей, которые совершают эти действия чаще при включенной системе: | GM Super Cruise | Nissan ProPILOT | Tesla Autopilot |
Прием пищи | 56 | 18 | 34 |
Употребление напитков | 35 | 23 | 39 |
Отправка текстовых сообщений | 45 | 15 | 34 |
Использование приложений на телефоне | 8 | 9 | 23 |
Просмотр видео на телефоне | 3 | 5 | 20 |
Использование ноутбука/планшета | 6 | 5 | 18 |
Разговор по мобильному телефону | 48 | 17 | 33 |
Разговор по Bluetooth | 42 | 30 | 45 |
Разговор с пассажирами | 47 | 29 | 43 |
Сон | 2 | 3 | 10 |
Прическа/макияж/груминг | 11 | 5 | 18 |
Чтение книги/бумаги | 2 | 2 | 16 |
Без рук на руле (несколько секунд) | 47 | 15 | 41 |
Без рук на руле (более нескольких секунд) | 35 | 6 | 46 |
Наблюдение за пейзажем | 63 | 29 | 47 |
Отведение взгляда от дороги (более нескольких секунд) | 58 | 19 | 39 |
IIHS отмечает, что это пока предварительные данные – они основывались на самоотчетах и окрашены различными демографическими характеристиками владельцев, использующих эти три системы, в зависимости от доступных моделей, оснащенных ими. Tesla и Super Cruise имеют более мужскую аудиторию, а Super Cruise ориентирован на более старших водителей, в то время как Tesla привлекает более молодых (при более широком охвате Nissan). Пользователи ProPILOT assist сообщали об использовании своей системы чаще, чем пользователи Tesla и Super Cruise.
Эти демографические причины могут объяснить, почему более молодые и технически подкованные пользователи Autopilot чаще используют периферийные устройства – приложения на телефонах и ноутбуки – чем более пожилые пользователи Super Cruise.
Большинство водителей сталкивались с «напоминаниями о внимании» – предупреждениями системы о необходимости уделять больше внимания дороге или вернуть руки на руль. Хотя некоторые считали эти напоминания назойливыми, большинство считали их полезными и заявили, что они повышают безопасность системы. IIHS заявляет, что такое широкое принятие напоминаний потребителями предполагает, что системы напоминания о внимании могут быть добавлены в большее количество автомобилей без частичной автоматизации, поскольку отвлекающее вождение является проблемой безопасности независимо от автомобильных технологий.
Большинство водителей также сталкивались с неожиданным поведением системы, которое требовало вмешательства водителя, при этом водители Autopilot гораздо чаще сталкивались с таким неожиданным поведением. Пользователи ProPILOT и Autopilot чаще держали руки на руле, когда требовалось такое вмешательство, а водители Super Cruise реже держали руки на руле (Super Cruise позиционируется как система «свободные руки», но другие требуют периодического рулевого управления).
IIHS предостерегает водителей о необходимости осознавать ограничения систем частичной автоматизации вождения и не выходить за эти пределы. Также призывается к дальнейшим исследованиям поведения водителей при использовании этих систем, чтобы лучше понять, используют ли водители их надлежащим образом и как потребителей можно лучше информировать об их возможностях.
Мнение Electrek
Представленные здесь данные интересны и проливают немного больше света на различные сенсационные видеоролики, которые мы видели о водителях Tesla, спящих за рулем, или сообщениях о том, что Autopilot является причиной наибольшего числа аварий с участием систем помощи водителю (несмотря на то, что он также имеет наибольшее количество пройденных миль на этих системах). И, с другой стороны, они также более детализированы, чем ежеквартальный отчет Tesla о безопасности Autopilot, который просто сравнивает пройденные мили на Autopilot с общей безопасностью транспортных средств, не учитывая условия вождения, демографические данные, возраст автомобиля, другие системы безопасности и т. д.
Логично предположить, что водители чаще совершают эти действия за рулем. Если вам нужно что-то взять с заднего сиденья, посмотреть на трудночитаемый знак, сделать телефонный звонок и т. д., то лучше делать это с поддержкой системы, чем без нее. Никто не может ожидать идеального внимания от каждого водителя в любой момент, хотя мы можем работать над минимизацией отвлечения и усталости водителя и обеспечением наличия резервных систем и предупреждений, чтобы помочь водителям в моменты невнимательности.
Я уверен, что большинство водителей, которые использовали эти системы, с большей вероятностью совершали некоторые из перечисленных выше действий. Во время моей недавней дорожной поездки протяженностью 2200 миль я разговаривал по Bluetooth и с пассажирами, пил и ел закуски, держал руки на руле более нескольких секунд и любовался пейзажем. На извилистых или загруженных дорогах я был полностью сосредоточен, но на открытых прямых участках дороги или в медленном трафике я не чувствовал себя небезопасно, позволяя Autopilot управлять автомобилем, пока я делал что-то другое в течение нескольких секунд (или отдыхал ногой).
В конечном счете, ответственность за автомобиль по-прежнему лежит на водителе, и эти системы могут использоваться как инструменты для повышения безопасности и улучшения вождения, либо злоупотребляться способами, попадающими в заголовки газет. Больше таких исследований не только улучшит то, как мы внедряем эти системы, как упоминает IIHS, но, надеюсь, также приведет к менее сенсационным сообщениям об их возможностях (или их отсутствии).