
Продав всего 8 автомобилей в прошлом месяце и 505 всего, Mazda MX-30 2022 года официально распродана в США. Но вернется ли она в следующем году, или это последнее, что мы увидим от этого электромобиля? И если это конец модели BEV – будет ли предстоящая модель PHEV более успешной?
С самого начала Mazda ставила скромные цели для MX-30. Когда мы тестировали ее в прошлом году, Mazda сообщила нам, что ее целью было продать всего 560 единиц в США в первый модельный год, причем все в Калифорнии – штате, который требует от производителей продавать определенное количество транспортных средств с нулевым уровнем выбросов, иначе они столкнутся со штрафами. В итоге, из-за дефицита производства, она не выполнила эту цель примерно на 10%.
В то время казалось, что план состоял в том, чтобы начать продажи электромобилей в Калифорнии, а затем расшириться на другие территории. Mazda заявила, что планирует предлагать модели EV, PHEV и гибриды в зависимости от местных условий, таких как доступность зарядных устройств и дальность поездок. Mazda также предположила, что может изменить размеры батарей для различных регионов.
Европа и Калифорния превысили заявленные Mazda «местные условия», поэтому эти две территории получили полностью электрическую MX-30. Мы предполагали, что она расширится на другие регионы или продолжит продаваться в этих регионах, учитывая, что условия зарядки только улучшаются, а не ухудшаются.
Однако в настоящее время Mazda сообщает клиентам, что MX-30 распродана, и нет информации о том, когда новые модели поступят в продажу.
Не с грохотом, а с писком
Фактически, мы узнали новость о том, что модель официально распродана, больше недели назад, но при этом мы почти нигде не видели упоминаний об этом. Печальные показатели продаж в июле были широко отмечены, но никто не сообщил о том, что модель официально распродана. К этой модели автомобиля относились с таким пренебрежением, что даже ее уход остался незамеченным. В нашем первоначальном обзоре мы задали вопрос: «Mazda MX-30 2022 года не попадает на рынок, но имеет ли это значение?», и ответ, похоже, снова – нет.
С тех пор, как мы впервые услышали, что модель официально распродана, мы пытаемся получить комментарии от Mazda по этому поводу. Mazda подтвердила нам, что всего было продано 505 MX-30, и что модель теперь полностью распродана. Компания отказалась комментировать, поступят ли автомобили 2023 года в дилерские центры или же MX-30 распродана и в других регионах.
Нам удалось найти несколько MX-30 в продаже в Европе, но мы не знаем, поступят ли новые партии или европейский рынок также достиг конца.
Учитывая, что продажи MX-30 начались в октябре прошлого года, это означает, что у нас есть один-два месяца до того, как автомобили 2023 года поступят в дилерские центры, если они были в планах, что наводит нас на мысль, что это не так.
Навсегда распродана?
Итак, похоже, что MX-30 BEV распродана в США, возможно, навсегда, после того как она была доступна только в Калифорнии в течение 10 месяцев и не достигла своей скромной цели продаж на 10%. Поздравляем владельцев – вы получили электромобиль, который даже реже, чем оригинальный Tesla Roadster.
Но каковы дальнейшие планы Mazda? Mazda планирует другие электромобили, поскольку в прошлом году она сообщила нам, что анонсирует три новых электромобиля к 2025 году. Мы надеемся, что MX-30, которая преждевременно ушла из жизни, не будет считаться одним из них.
Несмотря на то, что Mazda не подтвердила это нам на этой неделе по электронной почте, мы знаем, что она планирует выпустить подключаемый гибрид. Mazda упоминала это нам раньше и явно указала в дизайне электромобиля, что больше сосредоточена на PHEV, чем на EV.
Под капотом есть огромное пустое пространство, которое в конечном итоге будет заполнено роторным двигателем, и даже надпись «electric» на машине — всего лишь наклейка. На окне. Mazda явно не прилагала особых усилий, чтобы выделить на этот электромобиль больше инженерных ресурсов, чем абсолютно необходимо.

Таким образом, весьма вероятно, что электрическая модель, выпущенная всего на один год (или пару лет за границей) и проданная в Калифорнии для соблюдения требований к транспортным средствам с нулевым уровнем выбросов, была всего лишь временным решением для «настоящего» автомобиля – PHEV.
Будет ли Mazda MX-30 PHEV лучше?
Мы были разочарованы моделью BEV, но вот что интересно: PHEV, автомобиль, к которому Mazda, похоже, стремилась с самого начала, может оказаться весьма неплохим.
Хотя Mazda еще не завершила разработку деталей для PHEV, мы думаем, что он будет оснащен такой же или очень похожей батареей, как и у электромобиля.
Если это так, это означает, что у него будет примерно такой же запас хода, как у электромобиля, за вычетом небольшого количества из-за увеличенного веса и сложности небольшого роторного двигателя, который Mazda планирует использовать – так что по запасу хода, скорее всего, около 90 миль.
При таком раскладе MX-30 PHEV попадет в ту же категорию, что и BMW i3, как PHEV, который действительно можно использовать как электромобиль практически во всех ситуациях. Но вместо большой батареи для редких поездок на расстояние более 90 миль, он будет использовать бензин. (Еще одна замечательная вещь, которую сделала i3, – это предложение двигателя в качестве опции, показывая людям, что PHEV добавляют сложности и стоимость, и делают автомобиль менее производительным, чем если бы вы выбрали полностью электрический вариант.)
Существует множество PHEV с небольшим запасом хода и настолько маленькими батареями, что водители часто не утруждают себя их зарядкой, и они были включены только по причинам соответствия требованиям или для получения налоговых льгот или других преимуществ. Если Mazda сохранит sizable батарею в MX-30 PHEV, он будет намного более универсальным в качестве полноэлектрического автомобиля в большинстве ситуаций, чем большинство существующих на сегодняшний день PHEV.
Подобное произошло с Honda Clarity, которая была мультиэнергетическим автомобилем (BEV, PHEV и FCEV). Мы объявили версию BEV мертвой при рождении, когда были объявлены детали, потому что она просто не была конкурентоспособной с остальным рынком в то время. Но версия PHEV на самом деле была довольно разумной с точки зрения характеристик в то время, выгодно отличаясь от Chevrolet Volt, одного из немногих PHEV того времени с достаточным балансом запаса хода на электротяге, чтобы водители действительно удосужились его зарядить.
Новый налоговый кредит на электромобили в рамках Закона о снижении инфляции применяется к PHEV, поэтому Mazda теоретически все еще может получить доступ к нему с подключаемым гибридом, а не с чисто электрическим автомобилем. Но налоговый кредит не распространяется на транспортные средства, произведенные за пределами Северной Америки. В настоящее время Mazda собирает MX-30 на своем заводе в Хиросиме, что означает, что он не будет соответствовать требованиям. Но один из ее заводов, в Саламанке, Мексика, собирает CX-30, бензиновый аналог MX-30.

Но еще одна большая проблема с этим планом заключается в том, что PHEV просто не очень популярны. Продажи всех «зеленых» автомобилей сейчас растут, но электромобили демонстрируют постоянный рост с момента их появления, в то время как PHEV отстают от электромобилей последние десять лет, а гибриды практически достигли плато до прошлого года.
Возможно, PHEV станут более популярными благодаря новым налоговым кредитам, но кажется, что потребители в основном предпочитают полностью электрические автомобили подключаемым гибридам. Как только вы почувствуете удовольствие от вождения на электричестве, неприятно снова почувствовать, как заводится двигатель.
Но, возможно, это потому, что у нас не так много хороших PHEV с большим запасом хода на электротяге. Последний, i3, имел отличительный внешний вид, который нравился одним и не нравился другим. А Volt был надежным, удобным автомобилем, но GM решила двигаться в другом направлении, как и Honda с Clarity. Все три этих автомобиля больше не производятся.
Ford Escape и Toyota RAV4 PHEV имеют запас хода около 40 миль, что является минимумом для того, чтобы автомобиль был пригоден для использования на электротяге при выполнении обычных ежедневных задач. Но Mazda может иметь вдвое больший запас хода на электротяге, чем эти автомобили, а RAV 4 Prime имеет базовую цену 40 тысяч долларов – значительно выше, чем 33 тысячи долларов за MX-30 EV (которая, несомненно, будет выше, когда добавят двигатель, но, надеюсь, не на 7 тысяч долларов выше).
Таким образом, существует ниша для PHEV с большим запасом хода и хорошей ценой. Mazda может заполнить эту нишу с MX-30 PHEV, и она может действительно предложить хорошее ценностное предложение для тех покупателей, которые все еще ищут PHEV в наши дни.
Нам по-прежнему разочаровывает то, что Mazda, похоже, отказывается от своей модели BEV, но если она сможет хорошо реализовать свой подключаемый гибрид, это может стать хорошим дополнением к электрифицированному ландшафту.
(Также, как мы должны добавлять к каждой статье о Mazda: Пожалуйста, электрифицируйте Miata уже. Пожалуйста!)