Обновление Tesla FSD 10.69 выходит с повышением цены на $3 тыс., но стоит ли оно того?

Программное обеспечение Tesla «Full Self-Driving», которое в настоящее время стоит $12 тыс., с 5 сентября подорожает на $3 тыс. до $15 тыс. в Северной Америке. Это совпадает с широким выпуском бета-обновления 10.69.2. Ранняя версия обновления только начала распространяться среди бета-тестеров, и поступают первые результаты, позволяющие понять, стоит ли это обновление повышения цены.

Новое обновление начало распространяться примерно среди 1000 тестеров в эти выходные, и списки изменений были опубликованы онлайн. Эти списки похожи на утекшие списки изменений 10.13, которые мы видели в прошлом месяце, с улучшениями в поворотах налево, обнаружении животных и пешеходов, а также улучшенным «ползучим» поведением.

Генеральный директор Tesla Илон Маск, который сегодня утром объявил о повышении цен, назвал это «существенным изменением кода» и «большим шагом вперед».

Повышение цен на Tesla FSD

Учитывая очевидное повышение возможностей, Tesla решила, что пришло время снова повысить цены на программное обеспечение. Цены вырастут до $15 тыс. 5 сентября, хотя «старая» цена в $12 тыс. будет действовать для заказов, сделанных до 5 сентября, но доставленных после этой даты. Это повышение цен произойдет только в Северной Америке – другие регионы пока «в безопасности» со старой ценой, поскольку они обычно получают обновления автопилота позже, чем Северная Америка.

Реклама – прокрутите дальше, чтобы увидеть больше контента

Мы пока не знаем, будут ли какие-либо изменения в подписке Tesla на FSD. Эта услуга в настоящее время стоит $199 в месяц и не подорожала в последний раз, когда Tesla повышала цены на FSD. Но если вы хотите подписаться на автомобиль, купленный между концом 2016 и серединой 2019 года, Tesla возьмет с вас $1000 за оборудование, которое вы уже купили.

Tesla неуклонно повышает цену своего программного обеспечения FSD с момента его первого дебюта. Общепринятое объяснение заключается в том, что по мере того, как программное обеспечение становится более функциональным, оно также становится более ценным, и поэтому цена должна расти.

Но это также служит стимулом для владельцев Tesla покупать программное обеспечение заранее, чтобы «зафиксировать» более низкие цены. Покупатель FSD, который приобрел программное обеспечение несколько лет назад, мог заплатить всего $5000 (хотя ранние покупатели были необоснованно ущемлены в этом отношении) за программное обеспечение, которое сейчас стоит $12 тыс., но теперь может получить ту же выгоду, что и нынешний покупатель.

Каждый раз, когда Tesla повышает цену, некоторые нынешние владельцы решают купить это программное обеспечение, не желая «упустить» будущие обновления. Это чувство срочности подкрепляется публичными заявлениями Маска об автопилоте – который неоднократно предполагал, что у Tesla будут роботакси с автопилотом на дорогах «в следующем году»…

«Полностью автономное вождение?»

Tesla Full Self-Driving, к сожалению, все еще далеко от полностью автономного вождения. В настоящее время система относится к «Уровню 2» по классификации автономного вождения SAE, как и другие технологии помощи водителю, такие как Super Cruise от GM и Intelligent Drive от Mercedes (у Mercedes есть система Уровня 3, Drive Pilot, скоро появится™ в США). Система Уровня 2 требует, чтобы водитель всегда присутствовал и внимательно следил за дорогой, хотя водитель может убрать руки с руля.

Уровень 2 действительно нельзя считать полностью автономным вождением, поскольку водитель всегда несет ответственность за автомобиль. Только достигнув уровня 4, автомобиль можно будет считать полностью автономным, способным принимать все решения без необходимости присутствия водителя в сиденье.

Этот разрыв между брендингом Tesla и фактическими возможностями системы вызвал недовольство как со стороны государственных, так и негосударственных источников, включая недавнюю телевизионную клеветническую кампанию от конкурирующей компании-разработчика программного обеспечения для автономного вождения.

Хотя возможности системы со временем улучшились, она по-прежнему приводит к некоторым пугающим ситуациям, как недавно обнаружил Фред Ламберт из Electrek, когда система чуть не сбросила его с обрыва. На большей части маршрута автомобиль вел себя хорошо, но «большей части маршрута» недостаточно, когда вы находитесь на краю обрыва, проезжаете мимо пешеходов и мотоциклистов, или едете на высокой скорости и т.д.

Тест-драйвы обновления 10.69

Однако это было до обновления. А тест-драйвы после обновления начали появляться на YouTube по мере распространения программного обеспечения среди бета-тестеров. Этот тест показал улучшения и отсутствие вмешательства водителя на протяжении 10-минутной поездки по нескольким непомеченным дорогам:

Вот поездка, которая начинается по грунтовым дорогам, на которых программное обеспечение раньше было способно работать, но часто предупреждало водителя о необходимости немедленно взять управление на себя. Поездка показывает явно ненужное замедление на грунтовой дороге при подъеме в небольшой холм, и в ней было несколько сбоев и странностей, но не было обнаружено ложных торможений на городских дорогах:

Вот анализ незащищенных левых поворотов от Чака Кука, который стал известен своим «поворотом Чака» – сложным незащищенным левым поворотом, который оказался трудным для многих систем автономного вождения/помощи водителю:

Этот поворот фактически был упомянут в списках изменений для 10.69: «Улучшены незащищенные левые повороты с более подходящим профилем скорости при приближении и выезде из зон пересечения центральной разделительной полосы, при наличии интенсивного встречного движения (незащищенные левые повороты «в стиле Чака Кука»)».

Кук кажется очень воодушевленным поведением 10.69 на его повороте, и это кажется значительным улучшением по сравнению с предыдущими версиями. Он все еще чувствовал необходимость вмешаться в некоторых испытаниях, но кажется, что автомобиль понимает концепцию ожидания на разделительной полосе для встраивания в поток трафика – большую часть времени.

Однако Кук обнаружил, что некоторые ранее вызывавшие беспокойство проблемы были перенесены в 10.69 и все еще требуют доработки:

А некоторые другие тестеры посчитали, что слишком много внимания уделяется «повороту Чака», при этом в обновлении сохраняются несколько (неназванных) «базовых проблем управления», которые должны были быть решены к этому времени:

(Необъяснимо, Маск отверг эту критику, предполагая, что бета-тестеры – группа, приглашенная Tesla для тестирования этого программного обеспечения на наличие ошибок – не должны критиковать программное обеспечение, которое они должны критиковать)

Таким образом, хотя программное обеспечение решает некоторые проблемы, предстоит еще много работы. Хотя многие ожидают/надеются, что Tesla скоро достигнет Уровня 4, 10.69 еще не там.

Меняет ли FSD стиль вождения?

В настоящее время Tesla Full Self-driving не предполагает больших изменений в том, как водитель использует свой автомобиль. Вам по-прежнему нужно сидеть на сиденье и следить за дорогой. Вы не можете попросить свой автомобиль высадить вас и отправиться на парковку самому, или приехать за вами домой после ночной вечеринки, или самостоятельно вести машину, пока вы читаете газету, работаете с электронными таблицами или смотрите фильм.

Автопилот дает определенные преимущества, такие как снижение когнитивной нагрузки во время длительной поездки. Многие водители говорят, что чувствуют себя более отдохнувшими по прибытии в пункт назначения при вождении с включенным автопилотом. Но эти преимущества в основном включены в базовый пакет автопилота, который есть у всех Tesla, включая удержание полосы движения и адаптивный круиз-контроль на автомагистралях.

Кроме того, есть преимущества в области безопасности – но они, опять же, включены во все Tesla.

Tesla даже выделяет некоторые функции из FSD в «Enhanced Autopilot», пакет, который время от времени был доступен и в настоящее время стоит $6000. Он включает Navigate on Autopilot и Auto Lane Change, которые автоматически направляют вас к съездам и развязкам, Autopark для помощи при парковке и Smart Summon, который может подогнать ваш автомобиль к вам с другой стороны парковки.

В настоящее время единственная функция FSD — это остановка на знаках «Стоп» и светофорах, а с FSD Beta – Autosteer на городских улицах.

Хотя это приятные функции, трудно утверждать, что они стоят $15 000. Такая сумма денег позволяет совершить множество поездок на такси или через приложения для вызова такси, где вы действительно можете переложить управление на кого-то другого. Или, если вам нужно больше оборудования, после нового налогового кредита на электромобили от Закона о снижении инфляции, он может даже покрыть стоимость целого Chevrolet Bolt 2023 года, если у вас также есть доступ к государственным или местным кредитам.

Стоит ли Tesla Full Self-driving своих денег?

Итак, судя по тому, что мы видели, и после предстоящего повышения цены, стоит ли FSD своих денег?

К сожалению, это не тот вопрос, на который *мы* можем ответить для всех, потому что экономическая ситуация и потребности у всех разные.

Хотя ранние тестеры, кажется, в целом довольны улучшениями в обновлении, $15 000 — это все еще высокая цена. И это, безусловно, не «более доступно», чем предыдущая цена, как когда-то заявлял Маск о цели Tesla:

Для ранних владельцев Tesla, которые купили FSD еще в 2016 году, трудно сказать, что тысячи долларов, которые они потратили, принесли плодотворные результаты, учитывая, что автомобили до сих пор не могут ездить сами по себе. Некоторые из этих автомобилей могут достичь конца своего срока службы до того, как будет решена проблема полностью автономного вождения, в результате чего эти деньги будут потрачены на программное обеспечение, которое фактически так и не было доставлено.

Для этих владельцев Tesla может в конечном итоге предложить какую-либо «программу лояльности» – как она сейчас действует в Китае, предлагая FSD за полцены, если владелец купит еще одну Tesla и имел FSD на своем первоначальном автомобиле. Хотя, вероятно, стоит просто разрешить передачу лицензии – особенно для владельцев, которые владеют FSD годами и получили от него мало или никакой пользы (учитывая, что FSD Beta по-прежнему заблокирована за «оценкой безопасности», из-за чего владельцам приходится соответствовать требованиям для программного обеспечения, которое они уже приобрели).

И если полностью автономное вождение Уровня 4+ действительно будет решено, до такой степени, что автомобили смогут функционировать как беспилотные такси (за пределами геозондированных областей, как это делают GM Cruise и Google Waymo в настоящее время), программное обеспечение может стоить больше, чем сам автомобиль. Но это большое «если», особенно учитывая, что программное обеспечение должно будет удовлетворить регулирующие органы безопасности, прежде чем разрешить автомобилям ездить без водителя.

Таким образом, вопрос о том, стоит ли это своих денег, остается таким же, как и всегда: считаете ли вы, что ценность Full Self-Driving будет расти в будущем, достаточно быстро, чтобы платеж в $12 000 сейчас (или $15K после 5 сентября) «окупится» как «инвестиция»?

Если верить Илону, вам придется подождать до «следующего года», чтобы узнать. В любом году.