Candela C-8: Первый полет самой премиальной летающей электрической лодки в мире

Будем честны: летающих электрических лодок в мире не так уж много. Но даже если бы они были, Candela C-8, несомненно, заняла бы первое место среди премиальных моделей. Эта лодка не только успешно конкурирует с лодками с двигателями внутреннего сгорания в своем классе (и иногда превосходит их по продажам), но и шведская лодка по всему миру набирает обороты, опережая первые поставки, которые состоятся позднее в этом году.

Candela любезно пригласила меня в Стокгольм, чтобы провести несколько дней на первом прототипе C-8, и теперь вы можете присоединиться ко мне, пока я вспоминаю удивительный опыт бесшумного полета над шведским архипелагом.

Если вы раньше не слышали о Candela, вот краткое введение. По сути, этот шведский производитель лодок строит высокотехнологичные электрические лодки, которые потребляют значительно меньше энергии, чем любая другая лодка. Они достигают этого, летая на подводных крыльях, которые очень эффективны. Это означает, что у них может быть гораздо меньшая батарея, но при этом они могут проехать дальше, чем другие электрические лодки.

Другие преимущества включают сверхплавное скольжение без ударов о волны, бесшумную езду и полное отсутствие запаха выхлопных газов в течение всего дня.

Реклама — прокрутите вниз для получения дополнительной информации

По сути, каждая неприятная часть традиционного судоходства улучшена за счет электрического дизайна подводных крыльев Candela.

Ранее протестировав первую летающую электрическую лодку Candela под названием Candela C-7, я имел представление о том, чего ожидать от этой новой лодки.

Оригинальная C-7 уже была очень интересной в использовании, взлетая чуть менее чем на метр над водой на паре высокотехнологичных подводных крыльев с компьютерным управлением.

Но C-8 обещала еще больше с момента ее дебюта в конце прошлого года. Это означает больший размер лодки, большую высоту подъема, возможность справляться с еще большими волнами и кильватерами, полностью закрытую кабину для сна или использования туалета (или и того, и другого!), а также еще более премиальный опыт на палубе 02.

Посмотрите видео моего первого опыта на борту C-8 ниже, а затем читайте дальше, чтобы узнать все подробности!

Видео первого заезда на Candela C-8

Основные обновления C-8

Существует длинный список обновлений C-8, но вот основные из них.

Прежде всего, лодка использует новый двигатель C-POD, разработанный Candela. Эта штука — шедевр технологий и инженерии. Он использует пару противовращающихся электродвигателей, второй с полым валом, для привода двух винтов и обеспечения общей мощности 50 кВт (67 л.с.). Весь блок находится под водой, что помогает охлаждению и означает, что и без того тихие двигатели заглушены практически до полной тишины.

Лодка также производится совершенно по-другому. Легкий корпус C-7 из углеродного волокна был сложной сборкой из десятков мелких деталей. Корпус C-8 теперь представляет собой в основном единый массивный элемент из углеродного волокна, что значительно упрощает и оптимизирует производственный процесс — это хорошо, поскольку сотни заказов стоят в очереди, и Candela быстро наращивает производство, чтобы удовлетворить спрос.

Форма корпуса теперь позволяет полностью убирать подводные крылья из воды при швартовке, что означает, что они остаются чистыми и без морских обрастаний, которые могли бы снизить их эффективность.

Далее, лодка физически больше, чем C-8, и имеет закрытую кабину, которую я упоминал. Там могут довольно комфортно спать два взрослых, а два взрослых с двумя детьми — более тесно. В реальности, однако, это, вероятно, скорее приятное место для отдыха от солнца, а также частное место для удовлетворения естественных потребностей или принятия душа, если вы решите установить это дополнительное оборудование.

Site default logo image

Технология в C-8 также намного более продвинутая, включая режимы следования по маршруту и ​​автономного полета, которые в настоящее время находятся в стадии разработки. Думайте об этом как об автопилоте Tesla, но для летающей электрической лодки.

Фактически, прелесть работы Candela заключается в том, что они разрабатывают как управляющее программное обеспечение, так и аппаратное обеспечение (то есть саму лодку, ее подводные крылья и приводные системы — по сути, все, кроме самих батарей). Важность этого заключается в том, что Candela таким образом может сделать C-8 невероятно удобной в использовании, до такой степени, что у меня нет профессионального опыта в судоходстве, но я летал на ней буквально через две минуты после выхода из дока.

Мы вышли из гавани, и Микаэль Мальберг из Candela предложил мне капитанское кресло. «Взлетаем», — сказал он с улыбкой. И все. Опираясь на то, что я узнал от C-7, я выбрал удобный на вид участок воды, выровнял руль прямо и вдавил дроссель вперед, как джойстик Tekken. Лодка ожила, и мы понеслись вперед. В течение нескольких секунд мы превысили 15 или 16 узлов, точку, в которой компьютер берет на себя управление полетом. По мере ускорения я слышал, как плеск воды о корпус стих и затем исчез. Одновременно изменился мой вид, когда я поднялся над водой, как будто стоял на стремянке.

Я фактически ничего не сделал, кроме как дал команду лодке идти, а остальное делали компьютеры. Мы летели плавно, поскольку приводы вносили крошечные корректировки в подводные крылья до 100 раз в секунду, слишком быстро, чтобы я мог заметить. Это создавало ощущение легкости, которое скрывало сложность происходящего подо мной.

Меня также поразила эффективность, с которой лодка выходила из воды. Мы достигли одинаковой эффективности (примерно 1–1,2 кВтч на морскую милю) при 5 узлах и при 20 узлах. Это просто неслыханно. Обычно ваша эффективность падала с увеличением скорости, но разница между отталкиванием воды на 5 узлах и полетом над ней на 20 узлах означала, что мы не теряли никакого запаса хода, двигаясь в четыре раза быстрее.

candela c-8

Когда мы быстро превысили 20 узлов, я начал сбавлять скорость по совету Микаэля. C-8 спроектирована так, чтобы легко развивать скорость 30 узлов (35 миль в час или 55 км/ч), но это была буквально первая C-8 с конвейера, и поэтому она технически все еще была производственным прототипом. Аппаратное обеспечение в основном было готово, но программное обеспечение все еще находилось в некоторой бета-версии. Инженеры все еще настраивают полетный контроллер, особенно выше 20 узлов, чтобы обеспечить максимально плавную езду.

Когда я начал ехать слишком быстро, я почувствовал, что лодка начала совершать более длительные колебания по тангажу, что именно то, что инженеры сейчас сглаживают. У нас даже было несколько непредвиденных посадок, когда лодка опускается с подводных крыльев, и она снова становится обычной лодкой с большим всплеском. Это то, что не произойдет на серийных лодках, но поскольку я был на раннем производственном прототипе, мне посчастливилось испытать мелкие ошибки, которые устраняются до получения лодками последних обновлений программного обеспечения. Это также интересная возможность отметить, что самое худшее, что может произойти в таком «крушении», — это то, что вы просто возвращаетесь к тому, чтобы быть нелетающей лодкой. Это как когда эскалатор выключается и просто становится лестницей. Не идеально, но при всех обстоятельствах довольно удобное условие отказа.

За два дня, проведенных на лодке, мы несколько раз опускались с подводных крыльев в первый день, а второй день прошел как по маслу. Ночью перед моим первым заездом были установлены новые актуаторы в подводные крылья, и поэтому требовалось еще некоторое время для настройки. Возможно, ночь перед тем, как первый журналист вывезет вашу лодку на тест-драйв, — не лучшее время для внесения серьезных изменений, но такова жизнь — вы летаете на той лодке, которая у вас есть.

Тем не менее, я был поражен тем, насколько гладким было ощущение полета. Мы проходили через неспокойную воду и кильватеры от больших паромов, каждый раз легко их преодолевая. Самые большие кильватеры от паромов иногда вызывали небольшие колебания по тангажу, но ничего такого, что могло бы заставить меня пролить каплю кофе. Если вы когда-либо пересекали большой кильватер на обычной лодке, вы знаете, что можете потерять всю свою чашку.

Иронично, но пока я был впечатлен тем, насколько плавно мы летели над бурной водой, Микаэль испытывал почти противоположную реакцию. Он знал, что может быть еще лучше, и что это скоро произойдет, тогда как я уже глупо улыбался от того, что, по сути, было испытанием прототипа. Я полагаю, суть в том, что если это уже так впечатляет, и еще многое предстоит сделать, то конечные серийные единицы, вероятно, будут ощущаться как магнитная левитация.

Это отличная новость для всех, кто страдает от морской болезни. К сожалению, у меня есть это недомогание, что означает, что поездки на паромах и другие морские прогулки часто могут быть для меня несколько некомфортными. Но лодки Candela не качаются и не кренятся на волнах и зыби, поэтому страдающие от морской болезни не будут затронуты (при условии, что они смогут продержаться достаточно долго, чтобы отойти от причала).

Кстати, отсутствие бортового следа означает, что лодки Candela не должны замедляться в зонах без следа, установленных для защиты береговой линии. В таких местах, как Венеция, Италия, где водные следы нанесли ущерб, лодки Candela получают пропуск и могут летать на полной скорости. Стоит отметить, что некоторые зоны без следа устанавливаются для защиты морской жизни, например, в районах обитания ламантинов во Флориде. В таких ситуациях, определенно следует опускаться с подводных крыльев и ехать медленнее. Но в районах, где зоны без следа предназначены исключительно для защиты лодок, доков и собственности вдоль берега, след, эквивалентный каноэ, у C-8 означает, что вам не нужно замедляться.

Пока мы летели по архипелагу, я воспользовался возможностью протестировать радиус поворота C-8. Черт возьми, какой он резкий! Сначала я немного колебался, чтобы не делать слишком резких поворотов, совершая более плавные повороты, когда показания дисплея говорили мне, что я прохожу 5, а затем 6 градусов крена.

Микаэль призвал меня перестать «нянчиться» с ней, и я потянул руль сильнее, чувствуя перегрузки, когда мы резали воду круче. Я уверен, что мои глаза расширялись, когда мы прошли 12 градусов крена на экране, но Микаэль казался спокойным, так что я воспринял это как хороший знак.

Я не знаю, насколько дальше я мог бы ее разогнать, но лодка определенно была готова к этому. Я думал, что летающей лодке потребуется более широкий радиус, но я был поражен тем, насколько резко мы могли поворачиваться, оставаясь над поверхностью.

Мне кажется, я не могу подобрать подходящих слов, чтобы описать это ощущение, и это печально, потому что это буквально моя работа. Но ощущение резкого поворота на бесшумной летающей электрической лодке — это то, для чего в английском языке не разработано достаточно слов. Это, в равной степени, неестественное и плавное ощущение, которое заставляло меня чувствовать себя Томом Крузом морей, проносившимся по воздуху на высоте около 3 футов.

Имея чуть менее 50 кВтч батареи, мы провели пару часов на воде, разбитых короткими остановками для смены камер и извлечения дронов из воздуха.

Я не получил лодку с полностью заряженной батареей, но и не вернул ее пустой, хотя я не совсем уверен, сколько времени занял бы ход, если бы я попытался сделать и то, и другое.

Трехфазная зарядка на причале может зарядить лодку примерно на 25% за час. Двухчасовая остановка на обед может добавить 50% к уровню заряда. C-8 также будет иметь опцию быстрой зарядки постоянным током, которая может «заполнить бак» менее чем за час, хотя это, вероятно, не потребуется многим владельцам, которые используют свои лодки для отдыха в выходные, а не для непрерывных дневных поездок.

Если вам нужно быстро подзарядить лодку, они могут предоставить ее с помощью быстрой зарядки постоянным током в качестве опции.

Site default logo image

Последний сюрприз ждал меня, когда пришло время вернуться в гавань и подойти к причалу. C-8 на удивление легко маневрировать. Если вы когда-либо швартовались на моторной лодке, вы знаете, что это не так просто, как парковать машину. Это не совсем так сложно, как швартовать космический корабль, но имеет некоторое сходство. В отличие от немедленной реакции на автомобильные команды, маневрирование лодкой на низкой скорости похоже на управление в замедленной съемке. Вы даете команду рулю или дросселю и ждете несколько секунд, прежде чем ваши действия дадут результат.

Но с C-8 система управления fly-by-wire и мощная мгновенная тяга C-POD значительно облегчают маневрирование лодкой на низких скоростях. Даже без помощи носового подруливающего устройства я смог легко пришвартовать лодку с первой попытки, хотя Микаэль давал мне несколько полезных подсказок.

В конечном итоге, опыт тестирования C-8 только укрепил то, что я уже знал: летающие электрические лодки Candela — это будущее судоходства в целом. Они могут проехать дальше с меньшей батареей, они предлагают лучшую езду, и с ними просто приятно плавать. Не зря паромы и водные такси движутся в этом направлении — это просто лучше.

Это не дешево, около 300 000 евро, но опять же, это цена сопоставимых премиальных бензиновых лодок такого же размера (28-29 футов). Так что, если у вас уже есть деньги на покупку лодки, такая лодка может оказаться в вашем бюджете. Мой бюджет точно не позволяет, но мне хотелось бы прокатиться на пароме Candela в Стокгольме в следующем году!