
Недавно мне довелось увидеть и протестировать новый Äike T в его родной европейской столице — Таллине, Эстония. Прокатившись на самокате, встретившись с командой, которая его разработала, и совершив экскурсию по заводу, где он собирается, я могу сказать вам, что это один из лучших спроектированных электросамокатов, которые я видел, и вот почему.
История Äike
Чтобы понять самокат Äike T, сначала нужно понять его историю происхождения — я постараюсь кратко.
В 2014 году группа эстонских студентов-инженеров стремилась и в конечном итоге добилась успеха в проектировании и создании электромобилей для гонок в международных соревнованиях. Хотя это было увлекательно, они знали, что никогда не добьются чего-то по-настоящему значительного, просто гоняя на быстрых машинах по кругу. Ключом к преобразованию их знаний в области разработки электромобилей во что-то, что могло бы принести пользу реальным людям, стало сосредоточение на более мелких, легких и доступных транспортных средствах, что привело их от скоростных электрических гоночных автомобилей к утилитарным самокатам, которые могли бы перевозить людей по городам.
Вскоре они основали Comodule как компанию, специализирующуюся на Интернете вещей (IoT), которая сейчас является ведущим поставщиком услуг подключения для легких электромобилей. Многие из этих общих электросамокатов на углу вашей улицы, вероятно, используют технологии Comodule для подключения и работы с приложением.

Когда основатели начали работать с компаниями, предоставляющими услуги совместного использования самокатов, они поняли, насколько недолговечны большинство общих электросамокатов. Говоря откровенно, основные компании по совместному использованию самокатов используют дешевое, низкокачественное оборудование и неустойчивые методы производства. Самокаты регулярно разваливаются и их нелегко починить, поэтому их просто списывают.
Кристиан Марусте, генеральный директор Comodule, решил основать Äike, чтобы создавать лучшие самокаты, делать это устойчивым способом и использовать местное европейское производство, основанное в основном на местных материалах.
Он уже начал с собственных электросамокатов Comodule, разработанных и собранных собственными силами, которые используются несколькими компаниями по совместному использованию — в настоящее время в эксплуатации находится около 3500 таких самокатов. Они настолько хорошо построены, что за более чем два года было списано всего семь самокатов, неспособных продолжать обслуживание. Многие другие компании-производители самокатов списывают столько же единиц за обычный день, не говоря уже о нескольких годах.
В то время как команда изначально сосредоточилась на самокатах для совместного использования, в прошлом году Äike выпустила свою первую модель потребительского самоката. Этот самокат предлагал 10-летнюю гарантию на раму и лучшее в отрасли подключение, отточенное за долгую историю разработки собственного программного и аппаратного обеспечения Comodule.
Электросамокат Äike T, представленный сегодня утром, воплотил весь этот опыт и объединил его с подробными интервью с клиентами и семинарами по дизайну продукта, чтобы доработать продукт до того, что, по их мнению, является лучшим электросамокатом в мире. Получив ранний доступ к самокату для тест-драйва перед запуском, я понимаю, почему команда Äike так хвастается. Это действительно крутой самокат.
Посмотрите юмористическое видео запуска от команды ниже, чтобы увидеть основные моменты самоката. Оставайтесь до конца видео (оно длится менее двух минут), чтобы увидеть, как Кристиан серьезно испытывает водонепроницаемость Äike T.
Äike T создан, чтобы служить долго
С чего бы начать? Эта штука собрана как танк, и почти все ее детали произведены в Европе. Несмотря на элегантно выглядящие односторонние колеса, Äike T рассчитан на райдеров весом до 150 кг (330 фунтов). Я мог бы поставить пять ящиков пива на просторную деку, сесть на них и все равно оставаться в пределах весового лимита.
Это, вероятно, сработало бы довольно хорошо. Дека достаточно широка, чтобы вместить райдера, поставившего ноги рядом, хотя я не уверен, зачем кому-то захотелось бы ездить так. Возможно, это потому, что я привык кататься на электрических скейтбордах, но наличие передней и задней точки опоры на деке кажется мне более устойчивым, позволяя смещать вес при торможении или ускорении. Но если вы любите кататься на самокате, как на напольных весах, вы можете сделать это на Äike T.
Самокат также спроектирован так, чтобы справляться с выбоинами и плохими дорожными условиями, которые могли бы разбить другие самокаты. 11-дюймовые колеса с автомобильными бескамерными пневматическими шинами и дисками помогают повысить долговечность и срок службы. Двигатель в ступице имеет номинальную мощность 350 Вт, хотя, вероятно, выдает еще более высокие пиковые значения мощности.
Äike гордится своим местным производством, как пояснила компания:
Высококачественное производство Äike в ЕС и взаимозаменяемые детали изначально делают все очень прочным, но при этом легким в ремонте. Поскольку все наше производство находится в Европе, мы не сильно затронуты глобальными дефицитами цепочек поставок и усердно работаем над максимально возможным продлением срока службы транспортного средства. В основе прочности — наша гордость и радость — наша прочная алюминиевая и стальная рама.

Когда я посетил завод, компания все еще ожидала результатов лабораторных испытаний на водонепроницаемость своих ранних самокатов, но они ожидают получить рейтинг IPX5 — это означает, что можно ездить в любую погоду (хотя всегда следует соблюдать осторожность при езде во влажных условиях). Äike также протестирован для работы при температурах от -17 до 35 ºC (от 1 до 95 ºF).
В деке находится съемная батарея с замком, емкостью 583 Вт·ч и запасом хода до 40 км (25 миль). Также есть вторая, меньшая встроенная батарея для питания бортовых устройств, таких как GPS-трекер от угона (об этом подробнее позже), когда основная батарея извлекается для зарядки.
И говоря о зарядке, есть порт USB-C для зарядки аккумулятора! Это очень важно, и я умолял производителей внедрить это в электровелосипеды и электросамокаты.
Второй зарядный порт для более мощного зарядного устройства также обеспечит более быструю зарядку примерно за четыре часа, но любой, у кого есть зарядное устройство для ноутбука USB-C мощностью до 100 Вт, сможет зарядить свой аккумулятор Äike за 6-8 часов без необходимости использования каких-либо других проприетарных зарядных устройств или разъемов. Для ночной зарядки или в течение дня на работе этого, вероятно, будет более чем достаточно.

Чтобы защитить его от посторонних рук, самокат оснащен GPS-защитой от угона на базе IoT, которая блокирует самокат и издает «громкую и гордую» сигнализацию, если самокат перемещают после парковки.
Владельцы также будут уведомлены по телефону о том, что с самокатом что-то произошло. Если его все же угнали, GPS можно использовать для его поиска.
Кристиан объяснил мне, что у команды до сих пор «более чем 100% уровень восстановления» украденных транспортных средств.
Мало того, что они восстановили все свои украденные транспортные средства, так еще и когда они приводили полицию к тайнику угонщика, там обычно обнаруживалось и восстанавливалось множество других украденных электромобилей других марок.

То же приложение, которое предлагает GPS-слежение, также имеет ряд настраиваемых пользователем функций. Скорость может контролироваться пользователем (но обычно будет ограничена максимум 25 км/ч в ЕС).
Кристиан говорит, что самокат на самом деле способен развивать более высокие скорости благодаря своему оборудованию, и я предполагаю, что если они выйдут на рынок США, то предложат настройку более высокой скорости.
Райдеры также могут контролировать такие функции, как интенсивность рекуперативного торможения, которое используется для подзарядки аккумулятора и обеспечения дополнительной поддержки герметичным барабанным тормозам. В отличие от дисковых тормозов, которые теряют эффективность во влажном состоянии, барабанные тормоза теоретически могут работать так же хорошо, даже будучи погруженными в воду.
Äike также утверждает, что Äike T имеет самый короткий тормозной путь на рынке. Другие функции приложения включают прямое подключение к службе поддержки клиентов и доступ к обновлениям самоката и приложения «по воздуху» (OTA).

В качестве дисплея самокат оснащен минималистичным цветным дисплеем, который позволяет быстро получать такую информацию, как скорость и заряд аккумулятора.
Райдеры, которым нужна более подробная информация, могут использовать дисплей в приложении, чтобы получить полный набор данных и статистики о поездке. Телефон пользователя можно использовать с устройством быстрого отсоединения, которое крепится сверху на рулевой стойке.
Хотя самокат весит немалые 19 кг (41,8 фунта), он хорошо складывается, что позволяет легко положить его в багажник автомобиля или поставить под стол на работе. Самокат немного тяжеловат, но он также имеет низкий центр тяжести, поэтому во время тест-драйва он ощущался намного легче.
Однако, подняв его, вы почувствуете весь его вес, так что это не тот самокат, который вы захотите носить с собой весь день. Но опять же, кто и как далеко носит самокат? Поднять его на один-два лестничных пролета вполне реально, если вы в относительно хорошей форме.

Начиная с сегодняшнего дня, Äike T будет доступен для предварительного заказа с депозитом в размере 69 евро. Окончательная цена начинается от 999 евро (примерно 1025 долларов США).
Проведя день, осматривая самокат и объекты Äike, а также общаясь с командой, становится очевидно, как гордятся все своей компанией и продукцией, которую они создали.
Кристиан лучше всего объясняет это, говоря:
Äike — это мой настоящий проект мечты, поскольку я чувствую, что мы заполняем огромный пробел на рынке микромобильности. После 7 лет в отрасли я считаю безумным, как бум электровелосипедов в Европе привел нас к продаже около 5 миллионов электровелосипедов в год, причем более 50% произведены в Европе, тогда как при ежегодной покупке более миллиона электросамокатов практически никто не производит их в Европе. Это оставило электросамокаты позади, поскольку подавляющее большинство из них неустойчивы, неудобны или совсем небезопасны.
Äike здесь, чтобы это изменить. Очевидно, есть спрос, и мы здесь, чтобы удовлетворить его, предлагая устойчивую, долговечную, инклюзивную, подключенную к IoT, безопасную и действительно лучшую версию того, что они ищут. В настоящее время мы находимся на этапе запуска, но мы очень хорошо подготовлены к быстрому росту, поскольку мы контролируем весь процесс внутри компании — от проектирования до производства и доставки. Большая часть нашей цепочки поставок находится в пределах 2 часов езды от нашего завода. Мы даже производим собственную электронику и собираем собственные аккумуляторы.