
Последнее десятилетие соучредители Lightyear работали над опровержением одного общего и непреклонного утверждения — что солнечный электромобиль сделать невозможно. Хотя Lightyear предстоит проделать еще немало работы, прежде чем их новый, переименованный солнечный электромобиль Lightyear 0 начнет производство в этом году, их новейший прототип, готовый к производству, достаточно близок к тому, чтобы стать реальностью для скептиков, и мне повезло оказаться в числе первых людей за пределами его создателей, которые смогли на нем прокатиться.
Содержание
Путь солнечного электромобиля Lightyear от One к 0
Хотя я не сел бы за руль годы спустя, освещение Lightyear компанией Electrek началось еще в 2017 году, когда Solar Team Eindhoven — группа студентов-инженеров и предшественник Lightyear — объявила о запуске стартапа по созданию коммерческой, дорожной версии электромобиля, оснащенного солнечной технологией.
В 2019 году солнечный электромобиль Lightyear One совершил свой официальный дебют, обещая запас хода в 450 миль благодаря помощи солнца. В 2020 году мы получили первый подробный обзор раннего прототипа Lightyear One за пределами CES в Лас-Вегасе.
С тех пор я освещал большую часть прогресса Lightyear в создании серийного солнечного электромобиля — совсем недавно компания объявила, что Lightyear One был переименован в Lightyear 0.
Всего через несколько недель мне представилась эксклюзивная возможность отправиться в пустынную местность Айре-де-Барденас в Испании, чтобы протестировать последние прототипы Lightyear 0 до начала производства солнечного электромобиля.










Тест-драйв солнечного электромобиля Lightyear 0
При входе в Lightyear 0 становится очевидно, что это почти готовый к производству прототип. Огромная красная кнопка аварийной остановки в центре приборной панели — явный признак, но помимо этого жизненно важного элемента для тест-драйвов, подобных тому, в котором мы участвовали, интерьер лишь слегка недоработан. Об этом подробнее ниже.
Для начала сосредоточимся на самой езде. Электромобиль включается, когда вы приближаетесь к нему с брелоком, так что никакой возни с кнопкой старта. Помимо стильного, но экологичного интерьера, вы заметите дисплей водителя, отображающий уровень заряда батареи, скорость и генерируемую солнечную энергию. Также есть мини-версия Lightyear 0, которая показывает, открыты ли двери.
После включения режима движения мой гид и менеджер проекта автомобилей Lightyear, Патрик «Пэдди» Криви, и я отправились в путь. С самого первого поворота меня удивило, насколько тяжелым и жестким показался электромобиль. Пэдди был рад, что я это заметил, и заверил меня, что прототипу предстоит еще много настроек перед началом производства.
Я также сначала заметил много шума ветра, когда мы разогнались примерно до 70 км/ч в испанской пустыне. Являясь чрезвычайно аэродинамичным автомобилем, этот солнечный электромобиль прорезает воздух, как масло — благодаря закрытым ободам колес, которые не выступают по бокам — что также снижает потребление энергии на 3,5%. Мой Lightyear 0 также имел съемные задние крышки колес, что дополнительно снизило потребление еще на 1,9%.
В результате коэффициент аэродинамического сопротивления составляет менее 0,19. Хотя Lightyear 0 официально не тестировался, это число вполне может сделать его самым аэродинамичным электромобилем на сегодняшний день. Это было наиболее очевидно, когда Пэдди отключил рекуперативное торможение.
При движении со скоростью 100 км/ч рекуперация отключилась, и мы просто продолжали движение. Казалось, будто я на бумажном самолетике, наблюдая, как спидометр передо мной медленно, но верно снижается на один км/ч за раз. Когда рекуперативное торможение было включено, мне очень понравился режим вождения одной педалью, но, как я уже говорил, это мой личный стиль вождения.
Ускорение было вполне достаточным, особенно учитывая, что эта функция не является для команды Lightyear приоритетной. Этот солнечный электромобиль кричит о максимальной эффективности как снаружи, так и внутри, и они скорее будут продавать покупателям именно эту характеристику. Например, текущий двигатель Lightyear 0 имеет эффективность 97%, и благодаря решению использовать четыре двигателя в колесах SEV команда смогла отказаться от ненужных компонентов, таких как коробка передач и карданный вал, что еще больше снизило вес.
В целом, это была плавная поездка. Это определенно электромобиль, он определенно реален, и он, безусловно, невероятно эффективен.
Экстерьер
Когда подъехали первые два прототипа, на ум пришли две мысли: «Черт, какая длинная штуковина» и «Черт, какой маленький зад». Возможно, я выбрал бы лучшие слова, но я говорю о машинах — сосредоточьтесь. Солнечный электромобиль Lightyear 0 также довольно низкий, что в совокупности способствовало его каплевидной форме и невероятной аэродинамике.
В этой конкретной модели Lightyear любая часть кузова, не являющаяся солнечными элементами или стеклом, выполнена из углеродного волокна. Как видно на изображении выше, есть два цвета: Zenith, глянцевая сплошная серебристая краска, которая является базовым цветом каждого Lightyear 0, и Sand, матово-металлический серый, который на самом деле является пленкой.
Клиенты, которым посчастливится приобрести Lightyear 0, могут выбрать покраску или пленку для своего солнечного электромобиля, что дает больше возможностей для кастомизации экстерьера. Кроме того, аэродинамические крышки колес являются опциональными и могут быть добавлены или сняты.
Солнечная технология Lightyear
Главная звезда экстерьера (и, по сути, всего электромобиля) — это технология солнечных элементов. Экстерьер Lightyear 0 вмещает 782 монокристаллические кремниевые солнечные элементы IBC, разделенные на 28 независимых групп, общей площадью пять квадратных метров запатентованной солнечной технологии Lightyear на одном автомобиле.
Солнечные элементы и композит под ними, гладкое стекло сверху — эти элементы могут не только изгибаться (солнечные элементы обычно не любят изгибаться или морщиться), но и изгибаться в двух разных направлениях. Это технология, которую Lightyear весьма откровенно предлагает другим производителям через свой побочный бизнес по солнечным крышам.
Честно говоря, не всем понравится внешний вид Lightyear 0 EV, но есть много людей, которые будут от него в восторге. Невозможно угодить всем, так почему бы не угодить тем, кто заинтересован, в полной мере, предлагая максимальную эффективность и бесплатный запас энергии от солнца. А я упомянул, что он аэродинамичный?





Интерьер
Переходя внутрь, я заметил лишь несколько мест, которые нуждались в доработке и тонкой настройке в Lightyear 0 (кроме, конечно, самой настройки электромобиля). Некоторые компоненты центральной консоли и рулевого колеса были напечатаны на 3D-принтере, но служили лишь временной заменой более изящных компонентов, которые либо были в пути, либо только что прибыли в штаб-квартиру Lightyear для будущих версий.
Центральная планшетная система работает на программном обеспечении, разработанном Lightyear на базе платформы Android, и уже предлагает некоторые крутые функции, которых я раньше не видел. Поскольку это солнечный электромобиль, на экране отображается масштабированная карта солнечных элементов, показывающая, сколько солнца собирает каждая группа в реальном времени. Чем сильнее солнечный сигнал, тем темнее оранжевым цветом отображается группа на экране. Если бы птица нацелилась на ваш сверкающий Lightyear 0, солнечный электромобиль может предупредить вас, чтобы вы очистили его, чтобы максимально использовать эту технологию сбора солнечной энергии.
Подобно Audi e-tron, боковые камеры были опущены с передней стойки, присутствовавшей на предыдущих прототипах Lightyear, вниз, на передний фартук. Команда объяснила, что это устраняет необходимость в шарнире локтя и естественным образом еще больше увеличивает аэродинамику автомобиля.
Моей самой большой претензией к компонентам интерьера во время движения была камера заднего вида. Я обнаружил, что экран слишком мал, чтобы эффективно видеть, что находится позади меня, особенно при быстром взгляде с дороги. К счастью, команда Lightyear уже признала эту проблему, и в серийной версии Lightyear 0 будет установлен более крупный и широкий экран для водителя.
Материалы интерьера были современными и плюшевыми, создавая ощущение комфорта и стиля. В заднем ряду также достаточно места. Багажник меня приятно удивил, так как там много места для груза, при условии, что груз не слишком высокий. С откидывающимися задними сиденьями вы, вероятно, могли бы поместить приличного размера доску для серфинга сзади.
Он определенно мог бы вместить двух человек для ночлега, но у меня сложилось впечатление, что клиенты, готовые выложить 250 000 евро за этот автомобиль, не будут слишком заинтересованы в кемпинге на нем. А я бы хотел! В любом случае, этот автомобиль явно близок к готовности к производству (SOP).
Интересные характеристики, а также будущее Lightyear 0 EV и за его пределами
Соучредитель и генеральный директор Lightyear Лекс Хёфслот сообщил, что в первый день тест-драйва Lightyear 0 EV получил около 43 км запаса хода только от солнца, причем день был облачным. За четыре часа нашей групповой поездки примерно треть запаса хода пришлась на энергию из неба, что позволило нам использовать всего 20% аккумулятора автомобиля.
Как мы уже упоминали, Lightyear 0 будет стоить 250 000 евро, и будет выпущено всего 946 экземпляров. Во время этой поездки я узнал, что это число было выбрано потому, что расстояние, которое может проехать Lightyear, составляет 946 триллионов километров. Мне удалось посидеть с Лексом в первый день и обсудить Lightyear 0, а также солнечный электромобиль Lightyear 2 и дальнейшие планы.
Хотя большинство генеральных директоров стартапов могут испытывать смешанные чувства по поводу сравнений с Tesla и Илоном Маском (особенно в наши дни), Хёфслот быстро отдал должное американскому автопроизводителю за предоставление не только доказательства концепции масштабируемых электромобилей, но и модели продаж, которой можно следовать. Генеральный директор Lightyear не очень доволен чрезвычайно высокой ценой флагманского автомобиля Lightyear, но рассматривает Lightyear 0 как аналог оригинального Roadster в доказательстве того, что солнечные электромобили возможны и могут быть чертовски крутыми.
Там, где Lightyear планирует отойти от первоначальной стратегии Tesla, это с их второй моделью, Lightyear Two. Вместо выпуска Model S и Model X, Lightyear нацеливается напрямую на модель для обычного потребителя и стремится представить солнечный электромобиль по цене 30 000 евро… чего Tesla до сих пор не удалось достичь.
Заключительные мысли
Lightyear — это компания, соучредителями которой стала группа молодых людей, которые десятилетием позже создали солнечный электромобиль на грани опровержения скептиков… и все они по-прежнему остаются молодыми людьми. Дух компании и процессы проектирования кричат об эффективности и устойчивости, и Lightyear 0 выглядит очень верным бренду.
Лично я был впечатлен тем, сколько технологий, представленных в Lightyear 0 SEV, компания разработала самостоятельно. Особенно двигатели, инверторы и программное обеспечение. Начав с пяти сотрудников и дойдя до 500, Lightyear, судя по тому месту, где я стоял (и ехал), готова наконец вывести солнечный электромобиль на рынок, даже если это будет ограниченная серия для первого выпуска.
Лично я скептически отношусь к тому, что компания сможет достичь цены в 30 000 евро за Lightyear Two, особенно если текущие проблемы с цепочками поставок продолжатся и после этого года. Тем не менее, Lightyear владеет многими технологиями, которые понадобятся их следующему солнечному электромобилю, и наличие контрактного производителя, такого как Valmet, в своем углу будет не только полезным, но и жизненно важным для масштабирования.
Возможно, эта цена в 30 тысяч евро может стать следующей целью, которую команда Lightyear установит на своей дартс-мишени в офисе – как только они добьются успеха в создании солнечного электромобиля с Lightyear 0.
Общее ощущение среди всех теплых, дружелюбных сотрудников Lightyear на этой неделе было волнение и сдержанная гордость. Это был долгий путь, и они так близки к достижению цели, поставленной много лет назад; они должны гордиться. Однако пока им нужно будет использовать весь витамин D, который они могут получить, и довести Lightyear 0 до финишной черты.
Надеюсь, тогда они смогут отключить режим вождения одной педалью и перейти к следующему проекту.