
Хотя жизнь владельцев электромобилей в Норвегии вскоре может стать менее приятной, страна готовится к своему следующему стратегическому шагу на пути к еще более экологичному будущему. Это означает меньше частных автомобилей (даже электрических) на дорогах в пользу пешеходного движения, велосипедов и автобусов.
Норвегия лидирует в мире по внедрению электромобилей: более 65% новых легковых автомобилей, проданных в стране в 2021 году, были электрическими — и щедрые налоговые льготы и преимущества, такие как бесплатная парковка, сыграли в этом не последнюю роль. Но правительство только что объявило о новом плане по отмене освобождений от НДС, особенно для автомобилей более высокого класса, с прицелом на возможное сокращение других льгот.
Первым шагом станет отмена освобождения от НДС для электромобилей стоимостью более 500 000 крон (около 51 700 долларов США) с 1 января 2023 года. Новая схема НДС будет динамичной: чем дороже электромобиль, тем выше будет сбор НДС с следующего года.
Норвежское издание The Local предполагает, что за электромобиль стоимостью более 600 000 крон (62 000 долларов США) будет взиматься НДС в размере 25 000 крон (2 580 долларов США) или около 4%. Электромобиль стоимостью около 1 миллиона крон (103 000 долларов США) может облагаться НДС до 12,5% — что этому базирующемуся во Франции репортеру кажется вполне разумным. Следует отметить, что стандартный НДС в Норвегии составляет 25%, что уже выше среднего показателя по Европе, составляющего 21%.
Норвегия уже поставила цель сократить продажи автомобилей с двигателями внутреннего сгорания до нуля к 2025 году — на 10 лет раньше, чем план, установленный Европейским парламентом на прошлой неделе. Но Норвегия заявляет, что не просто стремится заменить двигатели внутреннего сгорания электрическими аналогами в соотношении 1:1, а мотивировать людей отказываться от личных автомобилей и переходить на пешие прогулки, велосипеды и общественный транспорт, последний из которых особенно сильно пострадал от пандемии COVID-19.
Владельцы электромобилей в Норвегии долгое время пользовались рядом привлекательных преимуществ по сравнению с владельцами автомобилей с двигателями внутреннего сгорания: от снижения платы за проезд по платным дорогам до движения по полосам для автобусов и бесплатной парковки, помимо отсутствия налогов на покупку или импорт. И хотя часть этих льгот уже была сокращена из-за огромного роста числа владельцев электромобилей, правительство вновь пристально изучает эту сферу в надежде увеличить использование общественного транспорта и сократить пробки, особенно в городах и вокруг них. Тем не менее, официального плана пока не опубликовано.
Министр транспорта Норвегии Йон-Ивар Нюгорд заявил в своем заявлении:
Электромобили обеспечивают более экологичный транспорт, но они также создают явную конкуренцию с общественным транспортом в городских районах. Мы должны сделать поездки на общественном транспорте, велосипедах и пешком более привлекательными.
Конечно, Норвежская ассоциация электромобилей, представляющая 110 000 владельцев электромобилей в стране, не в восторге от новых мер по НДС. Кристин Бу, генеральный секретарь ассоциации, сообщила норвежскому СМИ NRK:
Под угрозой вся политика в отношении электромобилей. Это непостижимо плохая идея.
Мнение Electrek
Норвегия уверенно движется к достижению своих целей по полному переходу на электромобили к 2025 году, и хотя это радует, страна готова предпринять следующий шаг, чтобы сделать города, в частности, более пригодными для жизни, безопасными, одновременно сокращая потребление электроэнергии и количество дорожно-транспортных происшествий в целом. Меньшее количество автомобилей на дорогах — единственный путь вперед. В то время как все больше норвежцев, чем когда-либо прежде, водят электромобили, они также проезжают больше километров, чем когда-либо прежде. Фактически, половина поездок на автомобилях в Европе составляет менее трех миль — такое расстояние для большинства людей достижимо на велосипеде, автобусе или быстрой ходьбе. К тому же, учитывая, что Норвегия предлагает так много дополнительных бонусов, например, электромобили, движущиеся по полосам для автобусов (которые на самом деле должны быть зарезервированы для настоящих автобусов), и бесплатную парковку (которая затем создает больший спрос на парковочные места вместо городских парков или зеленых зон), вождение становится «легким» выбором. Но города, забитые автомобилями, и неконтролируемое использование автомобилей — это не та утопическая мечта, о которой мы все грезим, и Норвегия снова готова возглавить этот процесс с видением того, что ждет нас после полного перехода на электричество. Я думаю, все мы можем согласиться с тем, что мир был бы намного лучше с меньшим количеством автомобилей и большим количеством велосипедов, безопасными пешеходными и велосипедными дорожками, а также эффективными автобусами.