Tesla повышает цены, увеличивает прибыль и маржу, но вынуждена объясняться

Валовая прибыль и доходы Tesla растут до рекордных максимумов на фоне повышения цен, что автопроизводитель объясняет ростом издержек. Компании пришлось оправдываться.

На протяжении последних нескольких лет одной из главных тем в автомобильной индустрии и многих других отраслях было повышение цен.

Tesla не стала исключением, за последние два года повысив цены на свои автомобили почти дюжину раз. Неоднократно автопроизводитель оправдывал повышение цен возросшими издержками из-за инфляции, роста цен на сырье и быстрого увеличения логистических расходов.

Однако высказывались опасения, что Tesla повышает цены, потому что может себе это позволить, учитывая большой портфель заказов и растущий интерес к электромобилям. Это подкрепляется стабильным ростом валовой маржи Tesla за тот же период.

Реклама – прокрутите дальше для получения контента

Это стало наиболее очевидным в последнем квартале, когда Tesla сообщила о рекордной валовой прибыли от производства автомобилей в размере 32,9%:

За последний год валовая маржа Tesla выросла с 26,5%, что уже было одной из самых высоких показателей в автомобильной отрасли, почти до 33%.

В списке факторов, влияющих на прибыль, Tesla указывает как увеличение средней цены продажи (ASP), так и снижение себестоимости одного автомобиля (COGS) в качестве способствующих факторов:

  • (+) рост поставок автомобилей
  • (+) увеличение средней цены продажи (ASP)
  • (+) снижение себестоимости (COGS) на единицу продукции, несмотря на инфляционное давление
  • (+) снижение расходов, связанных с акциями
  • (+) увеличение продаж регуляторных кредитов
  • (-) рост расходов на сырье, сырьевые товары, логистику и ускоренные поставки
  • (-) увеличение операционных расходов

В этом квартале регуляторные кредиты оказали большее влияние, чем обычно, принеся 679 миллионов долларов, но Tesla также заработала больше денег, чем когда-либо, без учета кредитов. Учитывая все эти факторы, Tesla пришлось объяснить причины повышения цен, которое могло показаться жадностью.

Во время конференц-звонка после публикации финансовых результатов Tesla за первый квартал 2022 года генеральный директор Илон Маск счел необходимым объяснить ситуацию. Он заявил, что Tesla повышает цены, основываясь на ожидаемом росте издержек в будущем, поскольку новые автомобили, продаваемые по новым, более высоким ценам, доставляются через три-12 месяцев:

На самом деле, относительно повышения цен я должен упомянуть, что может показаться, будто мы необоснованно повышаем цены на наши автомобили, учитывая, что в этом квартале мы достигли рекордной прибыльности. Но список ожидания наших автомобилей довольно длинный, и для некоторых автомобилей, которые заказывают люди, список ожидания растягивается до следующего года. Поэтому наши цены на автомобили, заказанные сейчас, на самом деле отражают ожидаемый рост затрат поставщиков и логистики, о котором мы знаем и который, как мы полагаем, произойдет в течение следующих шести-12 месяцев. Вот почему мы повышаем цены сегодня, поскольку автомобиль, заказанный сегодня, будет доставлен, в некоторых случаях, через год.

Финансовый директор Закари Киркхорн добавил, что Tesla может «незначительно» снизить цены, если эти ожидаемые затраты не материализуются в будущем.

Мнение Electrek

Слова Маска, безусловно, правдивы, но можно утверждать, что Tesla не очень хорошо оценивала и/или учитывала вовремя эти растущие затраты, поскольку она сообщает о положительном влиянии повышения цен и снижении себестоимости единицы продукции на валовую прибыль.

Кроме того, комментарий Киркхорна о возможности снижения цен не был особенно обнадеживающим:

Если этот рост затрат не материализуется, мы можем немного снизить цены.

Я говорю о словах «можем» и «немного» здесь. Они указывают на то, что Tesla, вероятно, сохранит эти более высокие цены, даже если рост затрат не произойдет, что, по моему мнению, усиливает аргумент о том, что главной причиной повышения цен является то, что Tesla имеет спрос на них.

На мой взгляд, пока Tesla находит покупателей на свои автомобили по таким высоким ценам, они останутся высокими. Хотя это противоречит ранее заявленной цели Маска по снижению стоимости электромобилей, это все еще может соответствовать более широкой миссии Tesla по ускорению перехода к устойчивой энергетике.

Пока Tesla использует эту прибыль для крупных капитальных вложений в наращивание производственных мощностей, я считаю, что это имеет смысл.