
Extreme E возвращается в пустыню, чтобы начать свой второй сезон с Desert X Prix в Неоме, Саудовская Аравия, в это воскресенье.
Серия внедорожных гонок на электромобилях стартовала в прошлом году с двойным фокусом: гонки с использованием устойчивых технологий и привлечение внимания к экологическим проблемам по всему миру.
Каждое место проведения гонок Extreme E выбирается для привлечения внимания к одному из аспектов того, как люди влияют на окружающий мир. Эта гонка, Desert X Prix, фокусируется на опустынивании. Поскольку климат меняется и становится теплее из-за деятельности человека (включая выбросы углекислого газа, в предоставлении которых Саудовская Аравия сама играет большую роль), плодородные земли могут деградировать и сокращаться, превращаясь в пустыню из-за засухи и более высоких средних температур (или из-за чрезмерной обработки почвы).
Это знаменито произошло в «плодородном полумесяце» — районе на Ближнем Востоке, недалеко к северу от места проведения гонки Desert X Prix, где человеческая цивилизация впервые процветала благодаря исключительной плодородности региона. Эта плодородность со временем ослабла из-за деятельности человека, превратив некогда плодородные земли в пустыню.
Четыре другие гонки сезона также посвящены проблемам, связанным с их местоположением:
- Island X Prix,
7-8 мая, Сардиния: Лесные пожары (на Сардинии в прошлом году были ужасные лесные пожары) Обновление: Сардиния теперь примет две гонки с 6 по 10 июля. Ocean X Prix, 9-10 июля, Сенегал или Шотландия (TBD): Повышение уровня моря, загрязнение океана пластиком- Copper X Prix, 10-11 сентября, Чили: Добыча меди, важнейшего минерала для возобновляемой энергетики (Чили добывает больше меди, чем любая другая страна)
- Energy X Prix, 26-27 ноября, Уругвай: Производство возобновляемой электроэнергии (Уругвай получает 98% электроэнергии из возобновляемых источников)
Чемпионат также имеет уникальную структуру команд: каждая команда состоит из одного мужчины-пилота и одной женщины-пилота. Эти пилоты поровну делят обязанности в течение уик-энда, проводя по 50% времени в машине. Автоспорт исторически был сферой, где доминировали мужчины, поэтому это большой шаг для автоспорта в целом.
Extreme E — это «серия стандартизированных автомобилей», что означает, что все команды соревнуются на одном и том же гоночном автомобиле «Odyssey 21», предоставляемом Spark Racing Technology, той же компанией, которая строит шасси для Formula E (совместно с Dallara). Аккумулятор разработан Williams Advanced Engineering, которая поставляла аккумуляторы для автомобилей Formula E Gen 1. Автомобиль перенесен с прошлого сезона без изменений.
Odyssey 21 весит 1650 кг (3637 фунтов) и выдает 400 кВт (550 л.с.), что позволяет ему разгоняться от 0 до 100 км/ч (0-62 миль/ч) за 4,5 секунды. Но это внедорожник, а не трековый автомобиль, и благодаря своей раме из стали, армированной ниобием, увеличенному дорожному просвету и огромным шинам, он может преодолевать ухабистые дороги и уклоны до 130% (более 52º). И это время разгона до 62 миль/ч заявлено для любой поверхности, будь то дорога, песок или гравий.

Неом, место проведения Desert X Prix в этом году, — это название концепции будущего города, который будет расположен в северо-западной провинции Табук в Саудовской Аравии. Хотя город еще не построен, планы предусматривают, что проект города стоимостью 500 миллиардов долларов будет полностью работать на возобновляемой энергии — что, вероятно, повлияло на выбор Extreme E в качестве места проведения гонки. Хотя планы не лишены противоречий.
Последний Desert X Prix проходил в Аль-Ула, также на северо-западе Саудовской Аравии, на больших песчаных дюнах. Хотя автомобили выглядели отлично на дюнах, рыхлый песок приводил к образованию огромных «хвостов» пыли за движущимися машинами, что сильно затрудняло плотное следование автомобилей друг за другом. В результате тот, кто получал раннее преимущество на первом или втором повороте, легко сохранял это преимущество, поскольку преследующим автомобилям приходилось отставать.
В этом сезоне произошли некоторые изменения в правилах: квалификация теперь состоит из двух заездов по пять машин для определения мест в полуфинале, а финал — это гонка из пяти машин, определяемая этими полуфинальными заездами. Все это довольно запутанно, и мы уверены, что будут доработки и изменения, как и в прошлом сезоне.
Однако включение пяти машин в каждый квалификационный раунд, вероятно, усилит важность того, чтобы первым войти в первый поворот, если проблема с пылью сохранится на новой трассе. Поверхность трассы отличается и более разнообразна, чем в прошлом году, но мы по-прежнему ожидаем, что будет подниматься много песка. Это означает, что в начале каждого раунда в эти выходные нас ожидают настоящие жесткие гонки.

Произошли изменения в составе пилотов и команд, появились несколько новых пилотов, а также много перестановок между командами:
- ABT CUPRA XE – Нассер Аль-Аттия / Ютта Кляйншмидт
- ACCIONA | Sainz XE Team – Карлос Сайнс-старший / Лайя Санс
- Genesys Andretti United Extreme E – Тимми Хансен / Кэти Маннингс
- Chip Ganassi Racing – Кайл ЛеДюк / Сара Прайс
- McLaren XE – Таннер Фауст / Эмма Гилмур
- JBXE – Кевин Хансен / Молли Тейлор
- Rosberg X Racing – Йохан Кристофферссон / Микаэла Олин-Коттулински
- Veloce Racing – Лэнс Вулдридж / Кристин GZ
- X44 – Себастьян Лёб / Кристина Гутьеррес
- XITE ENERGY RACING – Оливер Беннетт / Тамара Молинаро
Некоторые пилоты сменили команды, но главная новость — это выход McLaren в этот вид спорта. McLaren — одна из самых известных гоночных команд в мире, выступающая в Формуле 1 с 1960-х годов и имеющая больше побед, чем любая другая команда, кроме Ferrari.

Это будет первый выход McLaren во всеэлектрические гонки, а благодаря 50% соотношению мужских и женских пилотов в Extreme E, это также первый раз, когда McLaren выставляет на старт женщину-пилота. Возможно, это немного поздно для этих двух вех, но, тем не менее, это кажется хорошим шагом вперед для автоспорта.
Учитывая акцент Extreme E на защите окружающей среды, каждая гонка дает серии возможность помочь в решении проблем с местными экосистемами. Extreme E сотрудничает с местными благотворительными организациями для создания «программы наследия» в каждом месте проведения гонок, надеясь оставить долгосрочный след. На Desert X Prix Extreme E снова сотрудничает с фондом Ba’a, местной благотворительной организацией, специализирующейся на природоохранных мероприятиях Красного моря, особенно в отношении находящихся под угрозой исчезновения морских черепах. Extreme E также провел посадку деревьев перед X Prix.

Алехандро Агаг, основатель Extreme E и соучредитель Formula E, также только что анонсировал новую планируемую поддерживающую серию «Extreme H», которая будет проходить в тех же местах, что и Extreme E, по тем же выходным. Этот чемпионат будет включать электромобили на водородном топливе, и его планируется запустить к четвертому сезону Extreme E. Прототипы будут построены в следующем году, по сути, просто заменив аккумулятор Odyssey 21 на водородный топливный элемент, сохранив при этом электрическую силовую установку.
Extreme E уже использует водород для хранения энергии для зарядки своих электромобилей через мобильные топливные элементы, поскольку водород более портативен, чем аккумуляторы, и в местах проведения их гонок нет электросетей. Водород генерируется с помощью солнечной энергии, и Extreme H планирует генерировать свой водород таким же образом.
Прошлый сезон по сути был противостоянием двух команд: Rosberg X Racing и X44 шли ноздря в ноздрю на протяжении всего сезона — команды принадлежали бывшим товарищам по команде и чемпионам Формулы 1 Нико Росбергу и Льюису Хэмилтону. На последней гонке они закончили сезон с одинаковым количеством очков, но Rosberg X Racing выиграли чемпионат благодаря тай-брейкам — RXR выиграли три гонки против одной у X44.
На пути к чемпионству мы наслаждались по-настоящему зрелищными гонками (хотя первая гонка в пустыне была менее зрелищной из-за проблемы с пылью), с непредсказуемыми заездами по сложной местности. Было много сумасшедших моментов на различных гонках, и электрические внедорожники выглядели потрясающе, взбираясь по камням, песочным дюнам и преодолевая грязевые трамплины, так что определенно стоит настроиться, чтобы увидеть, что произойдет.
Desert X Prix состоится в воскресенье в 12:00 UTC (4:00 PST, 7:00 EST, 15:00 по местному времени Саудовской Аравии) и будет транслироваться не во всех регионах. Узнать, как его посмотреть, можно на сайте Extreme E. В США Fox Sports 1 покажет финальную гонку с задержкой в 22:00 PST / 1:00 EST в воскресенье вечером / понедельник утром и покажет часовую программу с лучшими моментами в понедельник вечером в 17:00 PST / 20:00 EST (расписание может меняться, проверьте расписание для времени других сессий). Вы сможете найти некоторые предгоночные мероприятия и закулисные материалы, транслируемые в социальных сетях Extreme E.