
Шведский производитель электрических лодок Candela не новичок в полетах на своих электрических судах на подводных крыльях. Но сегодняшнее объявление знаменует собой новую веху: грядущий Candela C-8 совершает свой первый полет перед началом серийного производства позднее в этом году.
Candela C-8 взлетает
Candela C-8 прошел стремительный путь разработки, быстро пройдя этап проектирования до сегодняшнего объявления о первом полете.
О нем было публично объявлено как о будущей модели только в августе прошлого года.
Год назад это были лишь наброски на бумаге.
Но никто не ожидает, что компания, производящая электрические летающие лодки, будет работать медленно.
И Candela добилась впечатляющего прогресса, несмотря на глобальную пандемию и, как я могу только предположить, не самую благоприятную погоду для катания на лодках в Швеции в последние несколько месяцев.

Но Candela тоже не может замедляться. Это связано с тем, что C-8 уже стал самой продаваемой электрической скоростной лодкой в Европе (и он фактически продается лучше, чем большинство лодок с двигателями внутреннего сгорания в своем премиум-классе).
Это означает, что у компании накопилась куча заказов, которые нужно выполнить.
После завершения первого полета C-8 поставки стали на шаг ближе. Владельцам предварительных заказов все равно придется подождать еще несколько месяцев до начала полномасштабного производства, но пока они могут хотя бы наблюдать, как прототип делает то, что у него получается лучше всего: летает.
Лодка спроектирована так, чтобы подниматься над поверхностью воды на своих подводных крыльях после достижения скорости 16 узлов, что именно и произошло во время первого полета.
Как вы можете видеть на видео ниже, лодка легко поднимается из воды благодаря своим управляемым компьютером подводным крыльям, которые совершают сотни микрорегулировок в секунду, чтобы поддерживать стабильность лодки.
Полет на подводных крыльях не только делает ход более плавным и тихим, но и снижает энергопотребление примерно на 80%. Это означает, что лодка может обойтись гораздо меньшей и более дешевой батареей, или пройти большее расстояние на батарее того же размера, что и у обычной электрической лодки.
Или, чтобы Candela объяснил это с помощью конкретных данных:
«Что делает подводные крылья такими эффективными, так это резкое снижение сопротивления. Типичный глиссирующий корпус
имеет соотношение подъемной силы к сопротивлению 4:1, в то время как Candela C-8 имеет преимущество подъема 20:1. При крейсерской скорости
20 узлов C-8 может пролететь 50 морских миль на своей батарее емкостью 44 кВтч — в 2-3 раза дальше, чем
обычные электрические скоростные катера с батареями на 300% больше».
Но реальное сравнение — не с другими электрическими лодками, а с лодками, работающими на старомодных двигателях внутреннего сгорания.
C-8 разработан так, чтобы предложить тот же уровень роскоши, который ожидают многие владельцы традиционных скоростных катеров (включая большую солнечную палубу, каюту на двух взрослых и двух детей, морскую ванную комнату и душ и т. д.), но при этом он более удобен в использовании и требует меньшего обслуживания.
А меньшее обслуживание — это большое дело, как знает любой владелец лодки. Двигатель C-POD C-8 обеспечивает мощность 50 кВт (67 л.с.) в небольшом корпусе и имеет почти неограниченный срок службы благодаря невероятно низкому уровню обслуживания герметичного привода. В то время как многие судовые двигатели внутреннего сгорания требуют обслуживания каждые 100 часов работы или меньше, C-POD может работать 4000 часов без какого-либо обслуживания. Для любителя, который выходит в море три-пять часов каждые выходные, это почти 20 лет использования без какого-либо обслуживания.
И чтобы сделать все еще проще, C-8 также оснащен функцией автопилота. Когда водитель отпускает штурвал, C-8 будет автоматически продолжать следовать заданным курсом. Более продвинутые функции будут добавлены в лодки с помощью обновлений по воздуху (OTA).




В прошлом году мне удалось протестировать меньшую электрическую лодку Candela C-7, которая использует аналогичную технологию, но не так продвинута, как будущая C-8. Тем не менее, впечатления от поездки были невероятными.
Без исключения, самый частый вопрос, который мне задают, — как она справляется с волнами и рябью, оставленными другими лодками.
Большую часть времени мне удавалось проходить через волны от других лодок лишь с небольшим толчком, так как подводные крылья автоматически регулировались.
При пересечении волны от большого парома длиной более 100 футов разница в высоте была слишком велика, из-за чего лодка автоматически замедлилась и села на воду. Мне пришлось просто снова взлететь по другую сторону волны, и я был готов к продолжению пути.
Вы можете посмотреть мои впечатления от тест-драйва Candela C-7 на видео ниже.
Несмотря на то, как хорошо C-7 справлялся с волнением и проходил через волны от лодок, C-8 разработан для более крупных волн и более неспокойной воды. Это не означает, что вы должны ожидать гидрофойлирования в бушующем 10-футовом море. Но умеренное волнение должно быть в пределах его возможностей.
Candela, безусловно, отмечает сегодня большое событие первым полетом C-8, но компания в последнее время часто попадала в заголовки новостей, в том числе новости о крупном раунде финансирования, который должен помочь компании построить новый, более крупный завод в Стокгольме для производства своих электрических лодок C-8.
И, как говорит генеральный директор Candela Густав Хассельског, после первого полета до первых поставок C-8 осталось всего несколько месяцев:
«Этот успешный первый полет приближает нас на шаг к серийному производству. Теперь мы проведем тщательную кампанию летных испытаний, чтобы обеспечить надежность и зрелость. Мы планируем поставить первые экземпляры C-8 этим летом».
Стоимостью около 290 000 евро (примерно 329 000 долларов США), Candela C-8, безусловно, не будет лодкой для каждого. Но в отрасли нет недостатка в премиальных бензиновых лодках в этом ценовом диапазоне, что означает, что Candela имеет шанс серьезно повлиять на продажи лодок на ископаемом топливе. И даже если вы не можете позволить себе C-8, это не значит, что вы не можете совершить поездку на одной из впечатляющих летающих электрических лодок Candela. Не только сервисы аренды включают эти лодки, но Candela также готовится поставлять серию коммерческих летающих электрических лодок.
Компания уже работает над пассажирскими паромами и водными такси, которые могут использоваться коммерческими операторами.
Грядущий паром Candela P-30, показанный на рендеринге ниже, должен стать первым в мире электрическим пассажирским судном на подводных крыльях. Он уже был заказан Регионом Стокгольма, где он должен начать работать в 2023 году.
