
Генеральный директор и соучредитель E1 Racing Роди Бассо любезно уделил нам время на прошлой неделе, чтобы поговорить об E1, болидах Формулы, электрических двигателях Mercury Marine и о том, каким может быть будущее скоростных водных видов спорта.
Роди Бассо – очень умный человек. Он написал диссертацию в НАСА и в итоге был нанят в качестве консультанта для завершения своей диссертационной работы по недавно рассекреченной FPGA-реализации для бортового анализа данных. После этого Роди перешел в Формулу-1, где он работал инженером по гоночным показателям в командах-доминаторах Ferrari и Red Bull Racing в течение пяти чемпионских сезонов.
Из мира скоростной Формулы-1 Роди ненадолго занял должность главного технического директора в Fiat-Chrysler (FCA), прежде чем перейти на должность директора по гоночному бизнесу в небольшой инженерной компании в Уокинге, Англия, под названием McLaren.
Возможно, вы слышали о них.
Однако совсем недавно господин Бассо решил покинуть гоночную трассу и заняться водными видами спорта – но вместо того, чтобы потягивать пиво и ловить форель с понтонного катера, катер, который имеет в виду Роди, находится совершенно в другом мире.
E1 Racebird

Он называется Racebird. Построенный известными судостроителями Victory, Racebird – это полностью электрический гидрофойл, который, по словам его создателей, специально разработан для «гонок от крыла до крыла» на скоростях до 50 узлов (примерно 58 миль в час – что является безумием на воде). Пилоты E1 смогут продемонстрировать свои навыки, используя узкие и техничные трассы, расположенные близко к берегу в центре прибрежных городских центров (представьте себе Майами, Токио или Монако).
Выглядит он просто потрясающе, с эстетикой в духе «Звездных войн/Последнего звездного истребителя», которая определенно побудила бы меня купить билет на гонку E1 – и я сказал об этом во время интервью с Дэвидом Фулкесом, генеральным директором Brunswick Boats. Brunswick является материнской компанией Mercury Marine, которая разработала как легендарный двигатель DOHC LT5 для оригинального, рекордного Corvette ZR1, так и мощный подвесной мотор, приводящий в движение Racebird. Мы с Дэйвом поговорили о нашей прошлой жизни в GM, и – ну, и так далее, и так далее – я разговариваю с Роди Бассо.
Интервью
ПРИМЕЧАНИЕ: Поскольку Роди находится в Великобритании, мы решили, что лучший способ преодолеть разницу во времени – это письменный формат «вопрос-ответ», на который он ответил в аудиозаписи, и который здесь транскрибирован с небольшими правками.
Джо: У вас, очевидно, есть огромный опыт в автоспорте с Алехандро Агагом и Роди Бассо, но я склонен считать их «парнями, разбирающимися в машинах». У вас много таких людей? Какие «автомобильные» навыки хорошо перенеслись?
Роди: При планировании дизайна и инженерии мы основываемся на мультикультурном подходе и пытаемся взять самое передовое из как минимум трех областей: автоспорт, гонки на катерах и парусный спорт. Конечно, из парусного спорта мы взяли концепцию подводных крыльев… которая была вдохновлена как наблюдением за природой, так и наблюдением за электрическими досками для серфинга, как с точки зрения дизайна, так и популярности, которую они приобрели. Переходя в культуру гонок на катерах, конечно, у нас есть Софи (Хорн, основатель и руководитель отдела дизайна SeaBird Technologies), очень молодой, но очень талантливый дизайнер из индустрии гонок на катерах, затем мы сотрудничали с Брунелло Акампора, который имеет более чем тридцатилетний опыт работы с гоночными и роскошными яхтами, а также прогулочными и рекреационными катерами. Это хорошо охватывает все, что связано с концепцией дизайна, реализуемостью и инженерией катера. И, конечно же, учитывая преимущество во времени, которое автомобильный и гоночный мир имеет в области электрификации и электроники в целом, у нас есть два блестящих инженера в SeaBird Technologies, которые работали со мной над концепцией дизайна и интеграцией, системной интеграцией всего, что связано с низким напряжением (системы управления, «мозг») и высоким напряжением (все, что связано с силовой установкой). Да, безусловно, мы пришли из мира дорог и гоночных трасс, но у нас есть баланс всего в рамках этих трех областей.
Джо: Racebird кажется довольно сложным – в автомобиле есть крен, тангаж и рыскание, но, читая о гоночных катерах, кажется, что там гораздо больше нюансов, и у Racebird нет большого киля или руля, которые можно было бы ожидать. Есть ли какая-то автоматизация или система контроля устойчивости, чтобы удерживать его в стабильном положении?
Роди: Способ, которым Брунелло задумал морскую архитектуру, основан на внутренне стабильной платформе. Это означает, что всякий раз, когда катер отклоняется от стабильного/горизонтального полета, способ, которым подводные крылья ведут себя естественным образом, заключается в том, что катер возвращается в стабильное положение. В любой системе вы пытаетесь обеспечить стабильность только с помощью электронного управления. Вам нужна внутренне стабильная платформа с механической точки зрения и с точки зрения гидродинамики, а затем поверх нее вы можете построить электронную систему, которая может предвидеть и улучшить опыт, сгладить некоторую динамику и поведение, чтобы получить еще большую производительность и быть еще более безопасным.
Джо: А что насчет самих гонок? Видение состоит в том, чтобы все двенадцать предложенных команд гонялись бок о бок, как в Формуле E, или это будет больше в стиле Extreme E, как ралли? Я полагаю, что потребуются серьезные навыки пилотирования (это правильный термин?), чтобы гоняться бок о бок!
Роди: E1 больше похоже на последнее, и да – пилотирование – это правильный глагол, потому что наши катера летают над водой. Спортсмены, один мужчина и одна женщина, будут чередоваться в каждой сессии, чтобы получить максимум от гоночного катера. По нашему мнению, у нас будут равные гонки в квалификации, где будут четвертьфиналы, полуфиналы и финалы в формате гонки. Мы не зафиксировали это на 100%, но четыре или пять катеров будут соревноваться, и тот, кто покажет лучшие круги, выиграет гонку и перейдет на следующий уровень, пока не дойдет до финала и не определит победителя. Мы считаем, что это больше соответствует технологии аккумуляторов, но особенно также соответствует более захватывающему формату. Это также применяется в Формуле E, они только что ратифицировали предложение.

Джо: Что касается электрификации, вы работаете с Mercury Marine над двигателями. С какими проблемами вы столкнулись при использовании электрической силовой установки вместо двигателя внутреннего сгорания?
Роди: Как и со всем движущимся, как только вы определяете силовую установку на основе электрической технологии, вы получаете весь крутящий момент мгновенно. Это основной компонент, который может сделать гонку более захватывающей, если вы сможете эффективно использовать эту функцию. Затем, конечно, есть все остальные аспекты, типичные для электрической системы. Требуется сокращенное количество обслуживания, сокращенное количество деталей для заказа и сборки, а типичным преимуществом является ожидаемый более длительный срок службы компонентов силовой установки. Конечно, это не обходится без трудностей. Есть проблемы, связанные с обеспечением того, чтобы силовая установка могла справляться с крутящим моментом, и вопросом системы охлаждения, который необходимо решить. Если мы гоняемся в океанах или морях, мы должны убедиться, что конструкция системы охлаждения спроектирована так, чтобы она не взаимодействовала с соленым воздухом, и, конечно же, безопасность с нашей системой, разработанной для работы при 600 вольтах.
Джо: Лошадиные силы и крутящий момент имеют разное значение на воде, чем на гоночной трассе, конечно. Когда мы думаем об электродвигателях, мы думаем о мгновенном крутящем моменте – как этот мгновенный крутящий момент приносит пользу конструкции гидрофойла Racebird?
Роди: Это приносит пользу, поскольку время, необходимое для того, чтобы Racebird «взлетел», будет минимальным. Мы сделали ставку на драматический визуальный эффект взлета этих лодок из воды, и такой уровень ускорения возможен только благодаря использованию электрической силовой установки.
Джо: В самом начале Формулы E у нас были машины, которые заезжали в пит-стоп в середине гонки, после чего пилот выходил из одной и садился в другую. К счастью, серия отошла от этого благодаря вашей работе над батареей McLaren, но видите ли вы что-то подобное от E1? Если да, то сколько времени потребуется, чтобы Racebird смог пройти гонку на одной зарядке. Если нет, то в чем разница? Просто ли в том, что 8 сезонов разработки батарей сделали технологию намного лучше?
Роди: Смены катера не будет. Учитывая сочетание передовых технологий аккумуляторов и формата гонки, который мы разрабатываем в настоящее время, мы позаботились о том, чтобы все, что связано с фазой зарядки, было «скрыто» от болельщиков. Давайте вспомним, что первый сезон Формулы E был восемь лет назад, и технология аккумуляторов значительно развивалась (и будет развиваться!).
Джо: Формула E стала известна своими «fan boosts» и «attack mode» – они кажутся отличными для гонок, будет ли E1 использовать нечто подобное?
Роди: Пока ничего не определено, но мы абсолютно думаем о новых способах повышения зрелищности во время гонки, и это может – и будет включать, по мере возможности, вклад болельщиков как на месте, так и удаленно.
Джо: В Формуле E также участвуют громкие имена, такие как Jaguar, Nissan, Andretti, Porsche, и многие другие. Какие громкие имена вы привлекли или надеетесь привлечь в E1? Увидим ли мы команду под брендом Weichai/Ferreti или Benetti, или это будут команды, известные из других традиционных автоспортивных дисциплин?
Роди: Мы нацелены на создание микса. Мы мультикультурны, поэтому хотим мультикультурного подхода. Поэтому, безусловно, мы очень заинтересованы в привлечении значимых игроков из морской индустрии, но у нас большой интерес со стороны спортсменов, приходящих из гонок на катерах, автоспорта и парусного спорта. Затем, конечно, есть профессиональные гоночные команды в гонках на катерах, которые все ближе и ближе к заключению сделки. Это будет микс, и да – это будет уникальной характеристикой E1.
Джо: Говорят, что гонки совершенствуют породу. Какие новые технологии E1, по вашему мнению, первыми «просочатся» в коммерческие лодочные продукты?
Роди: Я бы сказал, что само сочетание подводных крыльев и электрической силовой установки уже является инновационным сочетанием, и, по крайней мере, в том виде, в котором мы его задумали, что отличается от существующих решений, тогда я хотел бы сосредоточиться на управлении и интеграции для электрической силовой установки. Что также важно, и я бы не стал это упускать из виду, это часть навигационных технологий, которые мы разрабатываем с нашим партнером Navico, очень важным игроком в области электроники для морских применений. Мне нравится говорить, что мы – развивающийся проект, у нас есть убедительная отправная точка, отличная платформа, но в ближайшие 3-4 года мы будем работать с командами и заинтересованными сторонами, чтобы понять, что позволить командам разрабатывать самостоятельно, чтобы добиться отличия на воде, и я с нетерпением жду следующего поколения Racebird, потому что это, безусловно, будет хорошая возможность предложить прорыв для морской индустрии, с некоторым перекрестным влиянием на SeaBird (который разрабатывает Софи) – решение для роскошного тендера, а также концепцию флота, которая будет производной от Racebird с точки зрения инженерии. Конечно, это будет отличаться, не для одного человека, а для семи, и управляемость будет больше направлена на удовольствие и лучшее применение для рекреационной лодки, с большей электроникой, чтобы пассажиры просто наслаждались поездкой. Это появится очень скоро.
Джо: Последний вопрос: вы будете участвовать в гонках в Майами?
Роди: Мы хотим участвовать в гонках в Майами, это знаковое место. Оно представляет собой центр притяжения для всей морской индустрии, поэтому мы определенно должны там быть, и мы уже ведем переговоры с местными организаторами о заключении долгосрочного соглашения о проведении гонок в Майами.
Взгляд Electrek
Роди Бассо и его партнеры – это те люди, о которых вы думаете, когда говорите: «Электрифицируй все», и они – гонщики до мозга костей. Они абсолютно уверены, что то, что они делают, и шоу, которое они устраивают, помогают продвигать дело электрификации и сокращения выбросов углерода – а тот факт, что это хорошее шоу, является бонусом.
Источник | Изображения: E1, SeaBird.