
Ford активно занимается электрификацией: он достойно представил себя на автосалоне в Лос-Анджелесе в этом году и получил большое количество предзаказов на F-150 Lightning. Ford заявил о своем намерении стать крупнейшим производителем электромобилей в мире, значительно увеличив производство в ближайшие несколько лет.
Но даже этого будет недостаточно. По нашим оценкам, с учетом запланированного наращивания производства Ford, F-150 не будут легкодоступны без ожидания на протяжении большей части десятилетия.
Ford уже увеличивал планы производства F-150 и объявлял о крупных инвестициях в расширение производственных мощностей для электромобилей. Но, как мы уже говорили, похоже, компании придется сделать это снова.
В настоящее время Ford планирует произвести 15 000 F-150 в 2022 году, 55 000 в 2023 году и 80 000 в 2024 году. После этого компания перейдет на свою новую полностью электрическую платформу для грузовиков TE1.
Но это 150 000 грузовиков на текущей платформе, и в начале этого месяца Ford сообщил, что у него 160 000 предзаказов на F-150 Lightning, что на 40 000 больше, чем в августе. И Ford теперь говорит, что это число «приближается к 200 000», но это расплывчатая цифра, поэтому пока остановимся на 160 000.
Таким образом, не только весь производственный план Ford на эту модель распродан за три года до начала продаж, но и за последние 2,5 месяца компания продала как минимум шестимесячный объем производства 2024 года. И это несмотря на то, что владельцы предзаказов знают, что их ждет трехлетнее ожидание.
Но это еще не все. Ford подтвердил нам на автосалоне в Лос-Анджелесе, что эта цифра в 160 000 не включает коммерческих/корпоративных клиентов в рамках программы Ford «Ford Pro». Целая комплектация F-150 Lightning, базовая модель «Pro» стоимостью 39 974 доллара, ориентирована на этих клиентов.
Ford также заявил, что не будет отдавать предпочтение заказам с большим количеством опций, а будет производить смесь уровней опций. Конечно, Ford захочет сохранить довольными своих корпоративных клиентов, поэтому часть продаж будет направлена в эту сторону.
Даже если учесть отсев среди предзаказов – людей, которые оформили предзаказ ради интереса и в итоге купили другой автомобиль – все равно кажется, что спрос намного превышает запланированное производство. Конечно, когда грузовик появится на дорогах и пойдут слухи – и когда срок ожидания предзаказа сократится (когда-нибудь ли?) – появятся новые заказы от тех, кто сейчас находится в стороне.
Итак, если сложить все это вместе, получится ситуация, когда при текущих производственных планах этот грузовик будет распродан в обозримом будущем.
Это лучшая проблема, чем отсутствие спроса, но это все равно проблема. Эти клиенты готовы приобрести автомобиль, но просто не имеют доступного продукта, и могут в итоге перейти к другой компании.
Или, что хуже, они купят бензиновый автомобиль, который будет загрязнять атмосферу еще десятилетие. Согласно двум опросам, большинство владельцев предзаказов Lightning перейдут с бензиновых автомобилей, а это значит, что чем больше Lightning будет продано, тем меньше бензина мы будем сжигать, что лучше для всех.
Но в указанный промежуток времени, несмотря на невероятный спрос на Lightning, Ford продолжит продавать миллионы бензиновых F-150, каждый из которых за свой срок службы выбросит около 100 тонн углерода, а также другие загрязняющие вещества, которые образуют смог и вредят здоровью. И именно эти более загрязняющие автомобили должны быть в приоритете для вывода с дорог с целью сокращения загрязнений, а не малолитражные хэтчбеки, с которых начали свой переход на электромобили большинство компаний.
Ford заявляет, что хочет наращивать производство так быстро, как позволит спрос (снова это слово «спрос«), но основным ограничивающим фактором является доступность компонентов для электрификации. Ford уклонялся от ответа, когда мы спрашивали, о каких конкретных компонентах идет речь… но мы все знаем, что это батареи.
Ford тратит десятки миллиардов на производство аккумуляторов и электрических грузовиков, так что он готовится к этому. Но все же кажется, что его производственные показатели значительно недооценивают объем спроса, который мог бы быть на более доступный автомобиль.
В четверг Ford заявил, что планирует произвести 600 000 электромобилей в 2023 году, что означает, что чуть менее 10% из них будут Lightning. В настоящее время бензиновый F-150 составляет около 15-20% от общего производства автомобилей Ford (900 тысяч из 5-6 миллионов по всему миру), что означает, что Lightning будет составлять меньшую долю продаж электромобилей Ford, чем F-150 от общего объема продаж. Учитывая, что Ford планирует меньше электрических моделей, чем бензиновых, на 2023 год, можно было бы подумать, что Lightning может составлять большую долю, чем F-150, так что здесь есть несоответствие.
Но эти 600 тысяч – новое число, появившееся вчера, а план производства Lightning от Ford – несколько месяцев. Мы надеемся увидеть еще одно объявленное увеличение запланированного производства Lightning – предпочтительно до 2025 года – и думаем, что скоро может появиться объявление на этом фронте, поскольку Ford выглядит уверенно в своих усилиях по развитию электромобилей в наших обсуждениях.
Потому что иначе вы никогда не увидите один из этих грузовиков на дилерской стоянке. Все они будут предзаказаны за годы вперед.