
Когда я впервые начал писать о Candela и летающих электрических лодках компании, я думал, что это крутая технология, испытать которую могут лишь немногие. А теперь, несколько дней назад, я летел над водой вокруг шведского архипелага, размышляя о том, как извилисты пути жизни привели меня сюда.
Теперь я твердо верю, что электрические лодки на подводных крыльях — один из лучших способов принести эффективное электрическое судоходство на озера, реки, заливы, моря и другие водные пути мира, заменив лодки с бензиновыми двигателями. И это лишь отчасти благодаря тому, насколько они веселые!
Электрическое судоходство имеет множество преимуществ: электрические лодки чище и тише, что делает отдых на воде более умиротворенным. Они требуют меньше обслуживания, что делает электрические лодки дешевле в долгосрочной эксплуатации. И использовать их просто приятнее, когда не нужно беспокоиться о всех хлопотах, связанных с бензиновым двигателем.
Главный недостаток — лодки просто не являются очень эффективным видом транспорта. Чтобы перемещать всю эту воду, требуется либо много ископаемого топлива, либо много аккумуляторов. Это главная причина, по которой более высокая плотность энергии бензина так долго доминировала на воде. Маленькие аккумуляторы на воде не обеспечивают большого запаса хода, а большие аккумуляторы — дороги.
Но Candela решила эту проблему, сделав свои лодки намного эффективнее. Главное — просто поднять их из воды и летать над поверхностью.
Посмотрите мое видео ниже, в котором я впервые тестирую летающую электрическую лодку Candela C7!
Электрические лодки Candela на подводных крыльях фактически поднимают корпус полностью из воды, летя примерно на 70 см (чуть более 2 футов) над поверхностью.
Лодка Candela C-7, которую я тестировал, была почти полностью изготовлена из углеродного волокна, что делало ее ультралегкой. С меньшим весом и значительно меньшим сопротивлением лодка легко летит, и ее аккумулятор емкостью 40 кВтч работает намного дольше, чем у любой обычной глиссирующей лодки.
Но самое прекрасное в C7 — это то, насколько легко ею пользоваться.
Подводные крылья — штука капризная. C7 летит на паре из них, но сама по себе она не очень устойчива. Как и в истребителе, компьютеры постоянно корректируют управляющие поверхности, чтобы лодка летела ровно.
Для неопытного капитана (в данном случае меня) это ощущается так же просто, как нажать кнопку. Я просто хватаю ручку газа и двигаю рычаг вперед. Именно здесь проявляются бесчисленные часы инжиниринга и программирования: команда Candela разработала систему управления полетом, которая автоматически поднимает лодку из воды на скорости около 15 узлов.
С этого момента она постоянно вносит крошечные корректировки, чтобы лодка летела плавно.
Это одна из тех вещей, которые звучат просто, но на самом деле совсем не так. И чем лучше она работает, тем меньше вы ее замечаете. А работает она чертовски хорошо.


Мне удалось преодолевать волны от других лодок, а также морские волны, не сбавляя хода. Она просто прорезает их и продолжает свой путь… по большей части. Однажды я попытался преодолеть особенно большую волну от парома длиной более 100 футов, с теми длинными, расходящимися волнами. В тот раз мне не совсем удалось. Вместо этого C-7 приземлилась, и мне пришлось снова дать газу с другой стороны, чтобы снова взлететь.
Даже тогда было довольно удивительно, что лодка просто справилась. Она мягко вернулась на воду с всплеском, а затем сразу же была готова к новому взлету и возвращению на подводные крылья. Микаэль Мальберг из Candela объяснил мне, что такие большие волны от паромов (и некоторые более крупные волны в открытом море) — это те редкие случаи, когда C-7 не может их преодолеть и вынуждена приземлиться и снова взлететь. Но грядущая более крупная электрическая лодка Candela C-8 на подводных крыльях сможет преодолевать более крупные водные препятствия.
Говоря о волнах от лодок, это еще одна странность при катании на Candela. Не только тише, потому что вы не слышите, как вода бьется о корпус, но и когда вы оборачиваетесь и смотрите назад, волны нет. Вы несетесь со скоростью 30 узлов, оставляя лишь едва заметный след из пузырьков, который рассеивается за несколько секунд. Вы буквально могли бы пролететь через зону, где запрещено создавать волны (но не делайте этого), не оставляя следов. Конечно, лучше соблюдать правила.

Двигаться дальше с меньшими затратами
Хотя плавная и тихая езда — серьезное преимущество электрических лодок на подводных крыльях, возможность использовать гораздо меньше энергии — это ключ к успеху.
На самом деле, я обнаружил, что получал примерно такую же эффективность (около 1 кВтч на морскую милю), когда двигался со скоростью 5 узлов, как и когда двигался со скоростью 22 узла. При 5 узлах я просто плыл по воде, а при 22 узлах — летел над ней.
И лодка, в которой я был, не чистилась довольно долго, что, по словам Candela, снизило бы энергопотребление примерно до 0,8 кВтч на морскую милю. C-7 не может поднять свой основной подводный киль выше ватерлинии, что означает, что для чистки требуется поднять корпус из воды, но грядущая C-8 сможет поднимать подводное крыло выше и позволять проводить чистку, пока лодка находится в воде.
Даже если у вас есть несколько ракушек на вашем киле, ваша эффективность все равно намного выше, чем у глиссирующей лодки, поэтому сравнивать почти не имеет смысла. Есть другие электрические лодки, которые могут обеспечить больший запас хода, чем 50 морских миль на одном заряде у C-7, но они также имеют до 10 раз больше аккумуляторов. Это дорого, тяжело и просто расточительно, когда можно обойтись меньшим.
Некоторым лодкам, предназначенным для других целей, может потребоваться больший запас хода, но 50 морских миль кажутся достаточными для того типа катания, которое мы совершали. Микаэль забрал меня из отеля утром, мы летали по Стокгольмскому архипелагу, пока не проголодались, остановились на обед на воде, затем еще примерно 90 минут летали и снимали, прежде чем вернуться вечером. Как рекреационная лодка для такого использования, она кажется идеальной. Если бы я пытался вернуться в США, мне понадобилось бы больше аккумуляторов. Все зависит от того, что вам нужно для того типа катания, которым вы занимаетесь.
Так что, хотя у нее нет достаточного заряда аккумулятора, чтобы хватило на несколько дней, его хватает для одного веселого дня, а затем вы просто заряжаете ее на причале.

Другим ограничивающим фактором является не аккумулятор, а стоимость. В зависимости от комплектации и обменного курса, лодка стоит в районе 280 000 долларов. Это, безусловно, очень хорошая лодка с красивой работой из углеродного волокна, гигантским экраном навигации и управления, а также очень удобными сиденьями. Деревянные столешницы и другие акценты также добавляют ощущения роскоши. Но не будем ходить вокруг да около: *это дорого*.
Но для лодки на подводных крыльях из углеродного волокна ручной сборки цена вполне соответствует. В мире просто нет ничего подобного — Candela — это оно. Так что, если вы хотите такую, они делают ее вручную для вас.
По крайней мере, так было до тех пор, пока они не представили планы своей лодки C-8, разработанной для более масштабного производства. Таким образом, вы получаете лодку побольше с более совершенной системой двигателей и большей вместимостью практически по той же цене. Так что опять же, это большая сумма денег, но никто не занимается водным спортом ради экономии.
Насколько бы ни была веселой C-7, мне не терпится испытать поездку на C-8 с ее новыми двигателями C-Pod и более просторной планировкой. Там даже есть каюта, в которой могут спать двое взрослых и двое детей, а также туалет и душ. Очевидно, Candela еще многое нам покажет, и если мой первый тестовый заезд был показательным, то у них на горизонте есть очень впечатляющие лодки.