
Провинция Саскачеван в Канаде присоединилась к растущему числу регионов по всему миру, вводящих карательные налоги на электромобили, позволяя при этом бензиновым автомобилям «совершать убийства». Но местная группа придумала креативный способ показать, насколько глупым является их налог на электромобили: требуя налог на людей, пользующихся тротуарами.
Новый налог на электромобили в Саскачеване вступил в силу 1 октября и является первым налогом на электромобили, введенным в Канаде. Налог составляет 150 долларов в год за каждый зарегистрированный в провинции электромобиль. В Саскачеване нет никаких провинциальных стимулов для электромобилей. Мы уже рассказывали, как такие налоги необоснованны, несправедливы и продвигаются отраслью ископаемого топлива, и что существуют лучшие способы их внедрения (и худшие способы), и как комбинация налогов за вес + пробег вместе с ценой на углерод была бы гораздо более справедливым и идеальным решением.
Сторонники нового налога на тротуары — небольшая группа налогоплательщиков, называющая себя «Жители Саскачевана за поддержание тротуаров» (SSS) — отмечают, что пользователи тротуаров «выбрасывают меньше выхлопных газов в воздух, способствуют здоровью и снижают расходы на здравоохранение, которые мы будем нести сегодня и завтра, и все это при борьбе с изменением климата» по сравнению с вождением автомобилей с бензиновыми двигателями. В этом отношении тротуары представляют собой общественное благо, и люди, которые выбирают тротуары вместо дорог, делают что-то для блага своих сообществ. То же самое относится и к электромобилям по сравнению с бензиновыми автомобилями (но не по сравнению с тротуарами).
Таким образом, если Саскачеван хочет ввести карательный сдерживающий фактор для того, что определенно должно поощряться, SSS утверждает, что они могли бы сделать то же самое и для тротуаров.
Пресс-релиз их группы действительно подчеркивает нелепость налогов на электромобили, используя густой сарказм:
«Каждый день тысячи людей ходят по нашим тротуарам, толкают тяжелые коляски и тележки для покупок, даже используют моторизованные транспортные средства и велосипеды», — говорит Лу Ацера, президент SSS. «Но способствуют ли они дополнительному обслуживанию? Это гарантирует, что они это сделают».
Группа указывает на то, что она считает тревожным ростом использования тротуаров экологически сознательными гражданами. «Мы наблюдаем гораздо больше людей, чем когда-либо, пользующихся тротуарами», — заявляет Ацера. «Они говорят нам, что делают это, чтобы убрать загрязняющие автомобили с дорог и способствовать общему оздоровлению населения, чтобы мы все платили меньше налогов в долгосрочной перспективе, но они хитры. Они ходят по нам, поэтому мы даем отпор».
«Группа будет проводить наружную (прикрепленную) и радиорекламу и планирует пресс-конференцию, чтобы раскрыть «бетонные доказательства», а также список одобренных SSS видов обуви от популярных брендов, научно оцененных группой как оказывающие меньшее влияние на тротуары, чем большинство обуви. «Это мелочь, которую мы все можем сделать», — говорит Ацера, который лично носит Crocs, когда у него нет другого выбора, кроме как ходить по тротуарам. «Пенопластовая подошва — самая нежная из протестированных нами на данный момент».
Реальные цели группы — не введение налога на тротуары, а использование этого для демонстрации абсурдности налогов на электромобили. Что касается фактических политических предложений, организация предлагает Саскачевану приостановить действие налога на электромобили до достижения более высокого уровня проникновения электромобилей. В нынешнем виде налог будет сдерживать зарождающуюся отрасль, не принося значительных средств (и, возможно, даже обходясь провинции в деньги).
В настоящее время в Саскачеване зарегистрировано около 600 электромобилей, что означает, что налог принесет колоссальные 90 000 долларов в год. Основываясь на средних затратах на ремонт шоссе в Саскачеване, этой суммы достаточно для ремонта примерно 140 метров шоссе (по данным 2015 года) из более чем 26 миллионов метров шоссе в провинции — это 0,0005% шоссе Саскачевана. Но учитывая, что это новая программа, она может даже не покрыть административные расходы нового налога.
В статье-мнении о налоге на электромобили в Саскачеване Джоэл Брюно, профессор экономики в Университете Саскачевана, объясняет, как налог, введенный сейчас, сделает провинцию беднее. Не только административные расходы, возможно, поглотят большую часть выручки от нового налога, но это также подаст сигнал бизнесу, связанному с электромобилями, что Саскачеван недружелюбен к электромобилям, и, следовательно, отвлечет возможные инвестиции в регион (например, в крупный горнодобывающий сектор провинции, который может поставлять компоненты для аккумуляторов электромобилей).
Брюно также отмечает, что это экономически неэффективная политика. Коммунальные службы часто взимают «абонентскую плату» и «плату за использование», например, фиксированную ежемесячную плату за подключение, а затем переменную плату в зависимости от того, сколько ресурса вы используете. Но Саскачеван теперь взимает абонентскую плату за электромобили и освобождает все неэлектрические транспортные средства от этой абонентской платы.
Между тем, бензиновые автомобили платят примерный аналог платы за использование в виде налога на бензин, а электромобили — примерный аналог в виде налогов на электроэнергию. Брюно утверждает, что в идеале все автомобили должны платить абонентскую плату в зависимости от веса и плату за использование в зависимости от пробега (и, поскольку практически все экономисты поддерживают цену на углерод, мы полагаем, что он также поддержал бы ее).
SSS предлагает, чтобы Саскачеван хотя бы дождался появления большего количества электромобилей на дорогах, прежде чем вводить этот налог. Порог принятия, который они выбрали, основан на том, когда Калифорния ввела свой налог на электромобили — когда доля электромобилей достигла 1,3% от общего числа автомобилей.
Но сбор Калифорнии все равно был введен слишком рано, и все равно не помог бы заполнить дыры в транспортном бюджете штата, будучи введенным так рано. Лучшей моделью является Новый Южный Уэльс в Австралии, который принял пакет стимулов для электромобилей, включая налоговые льготы и большие расходы на общественную зарядную инфраструктуру, наряду с будущим налогом на электромобили, который вступит в силу либо в 2027 году, либо когда 30% продаж новых автомобилей будут электромобилями, в зависимости от того, что наступит раньше.
Или еще лучшей моделью было бы ввести налоги на вес, пробег и углерод, и отказаться от неточного и неэффективного метода недофинансирования дорог через слишком низкие налоги на бензин, которые политики никогда не имеют мужества повысить, когда это необходимо, и карательные налоги на меньшинство, которое просто пытается сделать правильное дело для своего сообщества и климата.
Но SSS говорит, что в провинции с мощной нефтегазовой промышленностью эта цель в 1,3% — это все, чего, по их мнению, они смогут добиться. Поэтому они к этому и стремятся.
Чтобы показать, что они серьезно относятся к этому усилию и не просто пытаются сэкономить 150 долларов, SSS даже предложил оплатить ваш налог на электромобиль за вас — или пожертвовать его Обществу охраны окружающей среды Саскачевана (SES). Водители электромобилей в Саскачеване могут предоставить подтверждение по ссылке «верните себе налог» и попросить SSS отправить им чек на 150 долларов или пожертвовать этот чек SES.
Организация также предлагает сторонникам поделиться или ретвитнуть их кампании в социальных сетях (у них есть Twitter и Facebook), отправить письмо представителям Саскачевана (что можно сделать в нижней части их страницы) или помочь собрать средства для их кампании.