
На этих выходных Tesla начала предлагать свой долгожданный пакет подписки на Полное самостоятельное вождение (Full Self-Driving) за 199 долларов в месяц. Вместе с пакетом Tesla предлагает аппаратное обновление за 1500 долларов для первых владельцев, у которых установлено старое оборудование, не способное выполнять задачи полного самостоятельного вождения.
Проблема в том, что ранее Tesla сообщала тем же владельцам, что их автомобили способны выполнять задачи полного самостоятельного вождения, и теперь не позволяет этим владельцам воспользоваться новой схемой подписки без повторной оплаты за аппаратное обновление, за которое они уже заплатили.
Обновление: Tesla снизила цену обновления до 1000 долларов. Это по-прежнему на 1000 долларов больше, чем соответствующая цена за то, за что клиенты уже заплатили.
Все Tesla в настоящее время поставляются с «Базовым автопилотом» (Basic Autopilot) — набором функций помощи водителю и безопасности. К ним относятся автоматическое удержание полосы движения, адаптивный круиз-контроль и другие стандартные функции безопасности, такие как экстренное торможение. Они могут помочь снизить стресс, особенно при движении по автомагистрали, и повысить безопасность автомобиля.
Пакет «Полное самостоятельное вождение» идет дальше и добавляет другие функции помощи водителю, позволяющие автомобилю принимать больше решений самостоятельно. К ним относятся:
- Навигация на автопилоте
- Автоматическая смена полосы движения
- Автопарковка и вызов (Summon)
- Контроль светофоров и дорожных знаков
В конечном итоге этот пакет будет обеспечивать полную автономность, но программное обеспечение еще не готово, и водитель должен внимательно следить за дорогой в любое время.
Пакет Tesla Full Self-Driving можно приобрести за 10 000 долларов единовременно или за 199 долларов в месяц по новой схеме подписки. Раньше он стоил меньше, но по мере того, как Tesla выпускала все больше и больше возможностей через обновления программного обеспечения, цена постоянно росла.
С 2016 года Tesla заявляла, что все автомобили Tesla имеют встроенное оборудование для полного самостоятельного вождения, но именно программное обеспечение стоит дополнительных денег. На момент публикации блог Tesla, где они это объявили, все еще доступен на их веб-сайте. На случай, если он перестанет работать, мы сделали скриншоты содержимого блога для потомков:


Владельцам, купившим автомобили Tesla в период с конца 2016 года по середину 2019 года, продали продукт, который благодаря установленному оборудованию был способен к полному самостоятельному вождению. Им сказали, что дальнейшие обновления оборудования не потребуются.
После этой публикации Tesla обнаружила, что их предыдущие компьютеры, обозначенные как Hardware 2.0 и 2.5, не совсем справлялись с задачами полного самостоятельного вождения. Поэтому они разработали собственный чип, который иногда описывается как «Hardware 3.0» или «FSD Computer», и он был более производительным. Автомобили, выпущенные с середины 2019 года, оснащены этим новым оборудованием.
В связи с этим изменением оборудования Tesla заявила, что все владельцы старого оборудования могли бесплатно обновиться до нового, при условии, что они заплатили за Full Self-Driving. У Tesla есть блог, описывающий процесс обновления вашего компьютера до FSD Computer/Hardware 3.0.
Все было хорошо — владельцы, которые пользовались FSD Computer, получали аппаратное обновление вместе с покупкой программного обеспечения, а владельцы без Full Self-Driving ничего не упускали, поскольку у них и так не было этого программного обеспечения.
Но теперь долгожданная схема подписки предлагает более низкий барьер для входа. Владельцы Tesla с автомобилями, выпущенными с конца 2016 по середину 2019 года, могут захотеть попробовать это программное обеспечение и посмотреть, на что оно способно, тем более что оно улучшилось с момента покупки их автомобиля. Возможно, они не знают, понравится ли им настолько, чтобы потратить 10 000 долларов, или они не думают, что будут владеть автомобилем достаточно долго, чтобы это окупилось — причин может быть множество.
Но чтобы получить эту подписку, Tesla требует, чтобы эти владельцы заплатили 1500 долларов авансом за аппаратное обновление, которое ранее предоставлялось всем покупателям Full Self-Driving бесплатно. Помните, это обновление, за которое все владельцы Tesla с конца 2016 года уже заплатили, купив автомобиль, который, как утверждала Tesla, включал оборудование для полного самостоятельного вождения. Вот уведомление, которое появляется в приложении Tesla для владельцев старых автомобилей, желающих использовать новую подписку:

По мере распространения этой информации на форумах Tesla и из уст в уста, многие владельцы выражают свой гнев по отношению к Tesla из-за этих изменений. Мы получили несколько сообщений и прочитали множество яростных комментариев по поводу этого изменения, причем некоторые комментарии даже призывали к судебным искам.
Мнение Electrek
Это не первый случай, когда Tesla нарушает обещания своим первым клиентам.
Tesla сказала первым клиентам, что цены на функцию Full Self-Driving будут постепенно расти, и предложила им зафиксировать свою цену сейчас, пока она не повысилась. Затем, еще до того, как были реализованы какие-либо функции Full Self-Driving, Tesla применила схему «обман с приманкой» и снизила цену, несмотря на то, что программное обеспечение на тот момент еще не было доставлено. Некоторые могут сказать, что это аналогично покупке продукта, который позже подешевел, но разница в том, что первые покупатели здесь не получили никакой выгоды от раннего владения программным обеспечением, поскольку оно на тот момент ничего не делало.
Tesla также недавно нарушила обещание клиентам Tesla Solar Roof, повысив цены на уже подписанные контракты после того, как год или более держала первых клиентов в неопределенности относительно доступности Solar Roof.
Подобные вещи случаются с Tesla часто. На самом деле, еще до упомянутых событий, многие первые владельцы Model 3 покупали свои автомобили с функцией Full Self-Driving, хотя программное обеспечение еще ничего не делало, потому что они думали, что это обяжет Tesla бесплатно обновить их компьютеры, если позже выяснится, что аппаратное обеспечение недостаточно мощное. Таким образом, такое поведение настолько распространено для Tesla, что многие владельцы предвидели это за годы вперед.
Но, несмотря на это, у компании есть лояльные клиенты, потому что они производят хороший продукт и потому что они действительно продвигают отрасль вперед. Tesla сыграла значительную роль в переходе к электромобилям, что необходимо, если мы хотим избежать наихудших последствий климатического кризиса, с которым мы все сейчас сталкиваемся. Они много внедряют инновации, и остальная отрасль наконец-то начинает догонять.
Тот же небрежный темп инноваций приводит ко множеству базовых ошибок, подобных этой. Кто-то в компании должен был помнить об этом обещании и отметить, что было бы неэтично и неразумно взимать со своих лояльных первых клиентов 1500 долларов за продукт, который они уже купили. Но, вероятно, этот сотрудник давно уволился из Tesla, потому что компания перегружает всех, что приводит к высокой текучести кадров и низкой институциональной памяти, даже для вещей, которые все еще доступны на веб-сайте.
Tesla получила определенную снисходительность от владельцев и СМИ. Компания является «стартапом» в сложной отрасли и пытается значительно изменить эту отрасль, и у нее это получается неплохо.
Однако Tesla была основана в 2003 году, 18 лет назад. Это огромная компания с более чем 70 000 сотрудников, ежеквартально получающая доход около 10 миллиардов долларов, и она даже входит в индекс S&P 500. Это больше не «стартап». Она не может использовать это оправдание, когда совершает такие глупые поступки. Ей нужно повзрослеть и перестать лгать своим клиентам. И нам надоело это говорить.
Здесь есть простое решение: отменить плату в размере 1500 долларов за оборудование, за которое владельцы уже заплатили. Мы надеемся, что это изменение произойдет быстро.