Европа хочет запретить новые бензиновые автомобили к 2035 году. Почему не раньше?

В рамках Европейского зеленого курса ЕС принял пакет климатических предложений под названием «Fit for 55». В нем Европа нацелена на сокращение выбросов CO2 на 55% к 2030 году и на полную климатическую нейтральность к 2050 году. Для достижения этой цели Европа планирует сократить выбросы новых автомобилей на 55% к 2030 году и на 100% к 2035 году — это означает отсутствие новых автомобилей с выбросами.

Общеевропейская цель сокращения на 55% к 2030 году основана на уровнях 1990 года, но цель автомобильного сектора на 55% к 2030 году основана на уровнях 2021 года. Цель рассчитывается исходя из продаж новых автомобилей, а не автомобилей в эксплуатации. В 2020 году средние выбросы нового автомобиля в ЕС составили 107,8 г CO2/км, и, вероятно, снизятся в 2021 году, что означает, что новые автомобили в 2030 году должны будут выбрасывать в среднем около 40 граммов CO2 на километр.

Однако с 2035 года это станет несущественным, поскольку все новые транспортные средства должны будут не иметь выбросов.

ЕС также поручает государствам-членам расширять зарядную инфраструктуру по мере увеличения продаж электромобилей. Если продажи электромобилей вырастут на 100%, зарядные станции также должны удвоиться. Зарядные пункты должны быть установлены как минимум каждые 60 км на основных автомагистралях, а водородные заправочные станции — каждые 150 км.

Реклама — прокрутите дальше для получения дополнительной информации

Пакет включает в себя и другие реформы во многих отраслях. Он снижает углеродные лимиты в европейской системе торговли выбросами (ETS), регулирует воздушный и морской транспорт, изменяет практики управления лесами, ставит цель 40% возобновляемой электроэнергии к 2030 году, заставляет проводить реконструкцию общественных зданий и вводит тариф на корректировку выбросов углерода на границе, чтобы выбросы ЕС не переносились в другие страны. См. полный пресс-релиз с пошаговым описанием на веб-сайте Европейской комиссии для получения дополнительной информации.

Это амбициозный и широкий план, охватывающий все основные источники антропогенных выбросов и представляющий собой более строгие цели, чем те, которые ЕС когда-либо устанавливал ранее. Предыдущее законодательство ЕС предусматривало сокращение выбросов парниковых газов на 40% к 2030 году по сравнению с уровнями 1990 года. Но ЕС постепенно сигнализировал о желании улучшить этот показатель, и сегодняшнее официальное представление нового климатического плана подтверждает новую цель в 55%.

Выбросы ЕС уже сократились на 24% с 1990 года, что означает, что им потребуется сократиться еще примерно на 40% от текущих уровней, чтобы достичь этой новой цели.

Однако практически все сокращения выбросов ЕС были обусловлены более чистым производством энергии и регулированием энергоемких отраслей. С 1990 года транспорт не демонстрировал аналогичного сокращения выбросов. Фактически, транспорт — это единственный сектор, в котором выбросы увеличились с 1990 года, и в настоящее время они составляют более четверти общих выбросов в ЕС.

Наибольший рост произошел в авиации, за ней следуют морские перевозки, затем дорожный транспорт. Выбросы от железной дороги снизились. Выбросы от авиации значительно увеличились, поскольку европейцы стали чаще летать дешевыми рейсами по континенту, а не пользоваться более эффективными видами транспорта, такими как железная дорога. Но дорожный транспорт по-прежнему является лидером по выбросам: 72% выбросов транспорта ЕС приходится на дороги, а 60% выбросов дорожного транспорта — на легковые автомобили.

План «Fit for 55» направлен на исправление всех этих увеличений путем целевого регулирования каждого сектора.

Ранее авиация получала бесплатные квоты на выбросы в рамках системы торговли выбросами ЕС (EU ETS), и эти квоты будут постепенно отменены. Морские перевозки ранее игнорировались в ETS, а теперь выбросы от морских перевозок будут включены. Дорожный транспорт будет охвачен новой, отдельной системой, регулирующей распределение топлива.

Системы торговли выбросами работают путем установления лимита на выбросы углерода, а более чистые участники системы могут продавать неиспользованные квоты на выбросы более загрязняющим участникам, создавая экономический стимул для снижения выбросов.

Мнение Electrek

К сожалению, несмотря на широкую направленность этого плана, он мог бы сделать больше для сокращения выбросов от дорожного транспорта. Мы не хотим звучать как заезженная пластинка (нет, правда, не хотим, пожалуйста, просто установите достаточно строгие цели, чтобы нам не приходилось постоянно это повторять), но почему не раньше 2035 года?

Чем раньше мы начнем бороться с выбросами, тем дешевле и проще это будет сделать. И разница в стоимости и сложности огромна, чем дольше мы ждем. ЕС даже признает это, заявляя: «среднесрочные и долгосрочные… выгоды от климатической политики ЕС значительно перевешивают затраты на этот переход».

ЕС уже находится на нисходящей траектории по общему объему выбросов, что является хорошим началом, но транспорт движется в неправильном направлении. Это сектор, который нужно пресекать быстрее, чем любой другой, особенно учитывая, что результаты будут отставать от реализации.

В других секторах, таких как производство электроэнергии, загрязнители будут оцениваться по текущим выбросам. Но в автомобилестроении, согласно плану по ограничению продаж новых автомобилей, те, кто продает загрязняющие автомобили, будут оцениваться по текущим продажам автомобилей, которые будут продолжать выбрасывать вещества в течение десятилетия или более. Большинство автомобилей с выбросами, выпущенных на дороги сегодня, будут продолжать выбрасывать вещества и в 2030 году. Конечно, в 2034 году будут продаваться бензиновые автомобили, которые продолжат выбрасывать вещества до 2050 года, когда ЕС планирует достичь полной углеродной нейтральности.

Как многие из наших читателей знают, новые электромобили уже лучше в эксплуатации, чем бензиновые автомобили, если только у вас нет какой-то специфической ситуации. Существует некоторая нехватка разнообразия, и рынок подержанных автомобилей не так силен, но для домовладельцев, покупающих седан, кроссовер или хэтчбек, опыт владения электромобилем намного лучше, чем опыт покупки нового бензинового автомобиля.

И поскольку с течением времени выходит все больше моделей, и эти модели становятся лучше с более высокой скоростью, чем бензиновые автомобили, мы не можем представить, чтобы кто-то в здравом уме захотел купить новый бензиновый автомобиль в 2030 году.

Честно говоря, все это может быть несущественным. Кто действительно захочет купить бензиновый автомобиль в 2034 году? Остаточная стоимость будет ужасной, автомобили будут казаться устаревшими и менее мощными, будет угроза нехватки бензина, поскольку количество станций закроется из-за нехватки клиентов, и заправка на оставшихся, вероятно, будет дорогой, а вы, вероятно, будете получать странные взгляды от людей, которым не нравится, что вы убиваете их понемногу каждый раз, когда идете в магазин. Так почему бы просто не сорвать пластырь и не установить более ранние сроки?

К счастью, это скорее базовый уровень, чем что-либо еще. По многим другим вопросам ЕС устанавливает базовое число, а затем государства-члены могут устанавливать более высокие целевые показатели, чем это число (например, оплачиваемый отпуск – минимальный уровень ЕС составляет 20 дней, но многие страны предоставляют 25 или даже 30 дней).

Ряд стран ЕС уже предложил прекратить продажу автомобилей с двигателями внутреннего сгорания раньше 2035 года. Несколько стран нацелены на 2030 год, а некоторые даже раньше. Норвегия опережает весь мир с целевым показателем 2025 года – которого не должно быть трудно достичь, учитывая, что бензиновые автомобили составляют менее 10% новых продаж автомобилей. А бывший член ЕС Великобритания дважды переносила свой целевой показатель, с 2040 на 2035, а затем на 2030 год. Другие европейские страны могут увидеть очевидное и поступить так же — и штаты США, такие как Калифорния, Нью-Йорк, Вашингтон и Массачусетс, должны последовать их примеру и также продвинуть свои запреты.

Поэтому мы надеемся, что страны-члены продолжат добиваться своих целей и позволят целевым показателям ЕС служить базой, которая может быть превышена государствами-членами.

ЕС по-прежнему заслуживает признания за этот план, который, кажется, охватывает все, и все же был бы более сильным запретом бензиновых автомобилей, чем любая другая национальная или наднациональная организация, которую мы видели. Он сильнее, чем Китай, Япония, и намного сильнее, чем жалкая цель в 2045 году в США, которая даже не была принята, а только предложена 12 губернаторами. Но мы, как обычно, считаем, что более строгие цели не только возможны, но и необходимы.