
Электросамокат Raine One должен был стать гигантским шагом вперед для индустрии, обещая более высокую производительность и более стильный дизайн по более низкой цене. Но после сбора сотен тысяч долларов на предзаказах на Kickstarter и более чем годичного отставания от первоначальной даты поставки, команда дизайнеров Enova, стоящая за Raine One, объявила сегодня, что прекращает разработку самоката без возврата средств.
Как вы можете себе представить, сторонники проекта этим очень недовольны.
В конце 2019 года три молодых предпринимателя из Мельбурна — Джеймс Мерфи, Марк Александр и Мишель Манеринг — запустили кампанию на Kickstarter для электросамоката Raine One.
Они обещали именно то, чего искала индустрия: быстрый и легкий электросамокат, на котором удобно ездить и который оснащен новейшими технологиями.
Веся всего 12 кг (26 фунтов) и развивая максимальную скорость 50 км/ч (31 миль/ч), самокат из углеродного волокна с полной подвеской должен был иметь такие функции, как GPS-навигация, подогрев ручек, встроенный замок и ABS-тормоза.
И все это они собирались сделать менее чем за 1000 долларов.
Это звучало слишком хорошо, чтобы быть правдой, поэтому я решил проверить их и взял интервью для статьи под названием Основатели электросамокатов Raine обещают, что это не мошенничество на Kickstarter.

Помимо того, что я являюсь журналистом, освещающим персональные электромобили, я также являюсь инженером-механиком и магистром делового администрирования.
Поэтому я проверил те части самоката и стартапа, которые казались законными, а те, которые не внушали доверия, — раскритиковал.
В конечном итоге я пришел к выводу, что они, вероятно, смогут что-то выпустить, но самокат будет соответствовать только некоторым из обещанных характеристик.
К сожалению, я ошибся в обоих случаях. Они ничего не выпустили, и самокат не соответствовал ничему из заявленного.

Теперь команда Raine, работающая под брендом Enova Design, опубликовала свое 67-е обновление на странице Kickstarter проекта.
В обновлении команда объяснила, что на выходных они «получили повышение стоимости на несколько сотен тысяч долларов от зарубежной цепочки поставок, занимающейся производством». Они далее уточнили, что «значительная часть увеличения связана с материалами и запчастями», и что «кроме того, стоимость фрахта растет в 2,5 раза выше предыдущего индекса стоимости фрахта».
В конечном итоге команда заявила, что эти повышения затрат стали непреодолимыми, заявив, что они «должны уйти в спящий режим и вернуться, когда рыночные условия будут благоприятными. Мы сокращаем все расходы до тех пор, пока это время не пройдет».
Получив в общей сложности 438 430 долларов от почти 500 сторонников, команда Enova Design объяснила, что возврата средств не будет, потому что все деньги были потрачены. Вместо этого они сказали, что если они когда-либо возобновят проект, клиенты, оформившие предзаказ, получат свои самокаты:
К сожалению, мы не можем вернуть средства сторонникам — они были использованы в проекте, в наших инвестициях в патенты, интеллектуальную собственность, акции и материалы, оснастку. Однако, если и когда мы перезапустимся, мы выполним обещание и предоставим продукт.
Если или когда условия вернутся к возможности поставки, мы сделаем это. Мы знаем, что наша текущая бизнес-модель успешна, мы планируем, что это будет пауза, а не конец.

Теперь клиенты, оформившие предзаказ, естественно, в ярости на трех основателей, утверждая, что последовательность событий не сходится.
Несмотря на то, что поставки задерживаются более чем на год, команда Enova Design, стоящая за электросамокатом Raine One, регулярно предоставляла обновления о ходе работ.
Всего две недели назад команда сообщила в обновлении, что «электромонтажные работы ведутся и идут очень хорошо. Наша команда отлично работает с заводом. Мы завершаем последнее подтверждение печатных плат, заказанные детали скоро поступят, и мы просматриваем спецификации (Bill of Material) для поиска альтернативных компонентов, чтобы компенсировать нехватку. Пока что все альтернативы были утверждены».
Компания, разумеется, столкнулась с задержками производства, связанными с COVID-19, но, казалось, добивалась хорошего прогресса.
Теперь клиенты, оформившие предзаказ и оставшиеся ни с чем, предъявляют им претензии.
«Это очень разочаровывает. Чувствую себя обманутым», — написал один из сторонников. «Вы постоянно обновляли информацию о прогрессе до прошлой недели, и вдруг мы слышим о повышении цен».
«Итак, я понял кризис и ждал без жалоб», — сказал другой. «Я заплатил 1899 долларов за 2 самоката, и это деньги, которые я не могу просто потерять на данном этапе».
Некоторые задались вопросом, когда Raine узнали, что не смогут поставить товар, написав: «Просто раздавлен. Деньги — да, но также и потеря того, чего я с нетерпением ждал, и тот факт, что всего несколько недель назад нам сказали, что поставка все еще состоится в этом месяце, что, должно быть, было откровенной ложью».
Другие пригрозили судебным иском, написав:
Я изначально поддержал этот проект, потому что я военнослужащий США, и мне нужен был легкий транспорт для передвижения на работу и обратно. Я выбрал этот самокат, потому что он был дешевле автомобиля, и я думал, что смогу потратить немного денег. Теперь мне говорят, что меня все время обманывали? Я не перестану заниматься этим вопросом, пока не получу полный возврат средств или самокат. Если мне придется обращаться в Kickstarter или к местным или зарубежным юридическим командам, я верну свои деньги или получу самокат. Это совершенно неприемлемо.

Enova Design, со своей стороны, скорее всего, защищена от судебных исков. Проекты Kickstarter, как и большинство краудфандинговых кампаний, не являются витринами магазинов. Сторонники предупреждены, осознают они это или нет, что они фактически поддерживают проект, а не покупают продукт. В обмен на свою поддержку они получают «вознаграждения», обычно в виде разрабатываемого продукта. Это фактически предзаказ, но юридически не обязывающий.
Конечно, компания по-прежнему утверждает, что надеется однажды поставить самокаты, если рыночные условия когда-либо позволят им это сделать.
К сожалению, это не может утешить сотни сторонников, которые потеряли свои деньги и не получили взамен самокат.
Мнение Electrek
Мне очень жаль сторонников. Есть множество проектов на Kickstarter, которые пострадали от сбоев в цепочке поставок и доставке, связанных с COVID-19, и нашли способы справиться с этим. К сожалению для этих сторонников, выбранная ими компания не была одной из них.
Я считаю, что важно внести ясность: не все кампании на Kickstarter или Indiegogo заканчиваются таким образом — на самом деле, подавляющее большинство выполняет свои обещания.
Существуют крупные компании в сфере электрической микромобильности, которые начинали с краудфандинга. ONYX Motorbikes прошли путь от неизвестного стартапа до продажи электромопедов на миллионы долларов в месяц благодаря своей кампании на Indiegogo. Крупнейшая компания по производству электровелосипедов в США, Rad Power Bikes, начала продавать свою самую популярную модель RadRover как проект на Indiegogo. А SONDORS, возможно, самая быстрорастущая компания по производству электровелосипедов, добилась своего метеорного взлета к славе благодаря своему рекордной кампании на Kickstarter.
На самом деле, я сейчас являюсь сторонником кампании по производству электромотоциклов на Indiegogo, которая только что превысила предполагаемую дату поставки, но предоставляет такие подробные и многочисленные обновления о прогрессе, что я нисколько не беспокоюсь.
Но, несмотря на огромные успехи, краудфандинг не чужд и неудачам. Очень немногие провальные проекты являются откровенным мошенничеством, и большинство из них — это печальные случаи неподготовленных предпринимателей, которые взялись за непосильное дело. Вероятно, именно такой случай произошел с проектом электросамоката Raine One от Enova Design.
И это также поднимает этические вопросы не только для сторонников или руководителей проектов, но и для журналистов, освещающих эти проекты. Краудфандинговые кампании — один из самых популярных способов запуска новых электровелосипедов, и я часто их освещаю. Чертовски, SONDORS только что использовал похожий метод для предпродажи настоящих мотоциклов. Как журналист, бывает трудно заранее определить, является ли продукт легитимным или вряд ли будет успешным. По этой причине у меня есть простое правило для проектов, которые я освещаю на Electrek. Я освещаю запуск краудфандинга только при одном из двух условий: либо компания имеет опыт успешной поставки продукции, либо мне предоставляется возможность физически протестировать продукт заранее.
В случае с самокатом Raine One я сделал исключение на том основании, что я брал интервью у основателей, чтобы определить, торгуют ли они «змеиным маслом», или нет. Хотя в то время я сделал все возможное, чтобы указать на области, где, по моему мнению, основатели не дотягивали, я не ожидал, что через полтора года буду писать эту статью.
Но вот мы здесь.
[Примечание: Мы обратились к команде Raine One за комментарием, но на момент публикации не получили ответа.]