Formula E впервые в истории в эти выходные проедет по полной исторической трассе Монако

Formula E возвращается в Монако в эти выходные, но на этот раз все иначе. Вместо того чтобы проходить по сокращенной версии трассы, как это было раньше, они наконец-то проедут по полной версии самой знаменитой гоночной трассы в мире.

Предыдущие гонки Formula E проходили почти по половине трассы — вместо того чтобы подниматься в гору, объезжать казино и спускаться через туннель, они поворачивали направо после стартовой/финишной прямой и возвращались на трассу у марины.

Это дает Formula E уникальную возможность, которую мы никогда раньше не видели — теперь мы впервые сможем провести прямое сравнение между автомобилями Formula E и Формулы 1.

Но сначала небольшой обзор хаотичных событий в Валенсии.

Реклама — прокрутите, чтобы увидеть больше контента

2021 Valencia ePrix Обзор гонки

Эти выходные были историей двух гонок — с уникальной хаотичной гонкой в субботу и относительно «нормальной» процессионной гонкой в воскресенье. Это сделало выходные довольно интересными, независимо от того, какой вы фанат.

Как мы упоминали перед гонкой, на выходные прогнозировался дождь, и погода не разочаровала. Субботняя гонка (пятый этап) была полностью мокрой от старта до финиша, что мы редко видели в Formula E ранее.

Пятый этап начался позади машины безопасности из-за этих мокрых условий, и на протяжении всей гонки на мокром асфальте царил некоторый хаос. Хотя автомобили Formula E ездят на всесезонных шинах с протектором в каждой гонке, эти шины представляют собой компромисс между мокрыми и сухими условиями, никогда не обеспечивая оптимальной производительности ни в одном из них.

Таким образом, мы видели, как много машин вылетало с трассы на протяжении всей гонки. Было несколько выездов в гравий — новый опыт для Formula E, которая обычно гоняет по городским улицам без гравийных зон вылета. И несколько аварий тоже. Эти аварии привели к пяти выездам машины безопасности за всю гонку (включая старт) — рекорд для Formula E. Это привело к одному из самых странных финалов в истории автоспорта.

Машины безопасности — интересная вещь в Formula E. Раньше считалось, что они помогают экономить энергию — более низкие скорости позади машины безопасности означают, что машины могут сэкономить энергию, а значит, им не придется так сильно беспокоиться об энергоэффективности, когда машина безопасности возвращается на пит-лейн. Но в прошлом сезоне было добавлено новое правило, согласно которому за каждый круг позади машины безопасности из запаса энергии каждого автомобиля вычитается энергия, чтобы гарантировать, что эффективное вождение по-прежнему важно даже в гонках, где появляется машина безопасности.

И эффективность в любом случае должна была быть важна в эти выходные. Помимо дождя (который значительно снижает эффективность — шины должны выталкивать воду, что увеличивает сопротивление качению), Валенсия — относительно высокоскоростная трасса с небольшим количеством возможностей для использования рекуперативного торможения, поэтому предполагалось, что использование энергии будет очень высоким, а эффективность будет еще важнее, чем обычно. По этой причине никто особо не хотел лидировать в гонке — все, казалось, были довольны тем, что Ник де Врис удерживает лидерство, ожидая атаки ближе к концу гонки.

Но по мере приближения конца гонки стало очевидно, что все просчитались. Поздний выезд машины безопасности оставил нам всего два круга гонки, когда она вернулась на пит-лейн, и после того, как энергия была вычтена из автомобилей, они все были… почти пусты. У половины поля осталось около 1-2% энергии, чтобы закончить эти два круга, что просто было невозможно. Машины начали замедляться до ползания в отчаянной попытке добраться до финиша, а некоторые просто останавливались на обочине, зная, что они не доберутся.

В итоге восемь машин остановились или были дисквалифицированы из-за ограничений по энергии, включая некоторых, которые лидировали и надеялись на подиум. Еще семь машин стали жертвами столкновений или механических проблем. В результате после гонки было классифицировано всего девять финишеров — один из которых, Жан-Эрик Вернь, медленно пересек финишную черту более чем через четыре минуты после окончания гонки.

Надо уточнить, что машины на самом деле не исчерпали энергию — они просто исчерпали свой лимит энергии. Чтобы гарантировать, что автомобили Formula E работают одинаково независимо от заряда, и сохранить равные условия для всех, им разрешается использовать менее полной емкости аккумулятора. Этот лимит дополнительно снижается, как упоминалось выше, когда выезжает машина безопасности. Поэтому, когда половина поля «исчерпала энергию», машины все еще могли ехать, но правила запрещали им это делать.

Mercedes оказалась единственной командой, которая, похоже, оставила себе достаточный запас для комфортного завершения гонки. В результате де Врис, который большую часть гонки отлично провел на первом месте, одержал странную, но заслуженную победу. А его напарник, Стеффель Вандорн, стартовавший с последнего места из-за штрафа, сумел финишировать на подиуме на третьем месте. Второе место занял Нико Мюллер из Dragon-Penske, их лучший результат с 2016 года.

Воскресная гонка, шестой этап, была гораздо менее спорной. Было сухо, а поул-ситтер и новичок Джейк Деннис провел гонку, удерживая лидерство и сдерживая всех благодаря агрессивной стратегии управления энергией. Большинство машин позади были рады подчиниться, учитывая хаос предыдущего дня, и никто не представлял серьезной угрозы лидерству Денниса.

Гонка продолжалась относительно плотной группой и без большого количества зрелищных моментов. Были обычные маневры за позицию и все еще достаточно обгонов, но не тот хаос, к которому мы привыкли в Formula E.

Тем не менее, ближе к концу стало немного интереснее, как это всегда бывает в этой серии, и действие немного оживилось благодаря нескольким интересным схваткам в поле. Примечательно, что Деннис получил сообщение по командному радио в середине предпоследнего круга, что ему нужно замедлиться примерно на одну секунду, иначе он пересечет финишную черту слишком рано, добавив еще один круг к лимитированному времени гонки, и снова поставив под угрозу программы управления энергией всех участников. Он это сделал, что привело к небольшой пробке, когда он остановился на апексе последнего шикана, но все остальные подчинились и были рады, что им удалось фактически закончить гонку в тот день.

Деннис в итоге выиграл с поул-позиции, одержав победу от старта до финиша — впечатляющее достижение для новичка в команде, которая покидает серию в конце этого года и не имела выдающегося сезона до этих выходных. Андре Лоттерер и Алекс Линн дополнили подиум для Porsche и Mahindra, показав, что Лоттерер действительно может быть быстрым, когда он не врезается постоянно во всех (что редкость).

В некотором смысле, эта вторая гонка была немного освежающей. Видеть, как автомобили Formula E едут по настоящей гоночной трассе, в сухих условиях, без хаоса, к которому мы привыкли, с обычными стратегическими проблемами и так далее, было приятно. Это была немного «скучная» гонка в этом смысле, но было приятно видеть, что Formula E может показать что-то более традиционное.

Это также сделало чемпионат более интересным, так как ни один из пяти лидеров чемпионата или трех ведущих команд не набрал очков в воскресной гонке. Mercedes и Jaguar по-прежнему значительно опережают, но за ними все очень плотно. И в личном зачете чемпионата еще все возможно, нет явного фаворита на победу в сезоне.

Новости Formula E

После хаоса субботней гонки в Валенсии звучало много призывов к изменению регламента. Сначала серия отрицала, что что-либо изменит, но на этой неделе они уступили. Теперь они по-прежнему будут снимать емкость аккумулятора при выезде машины безопасности, но не после 40-минутной отметки в 45-минутной гонке.

Это даст командам лучший стратегический контроль над тем, что происходит в гонке. Если бы энергия была вычтена раньше во время субботней гонки, команды могли бы реализовать более агрессивные программы энергосбережения и финишировать, хотя и медленнее, чем им хотелось бы. Но поскольку вычет энергии произошел так поздно, это дало командам мало времени на адаптацию.

В других новостях из мира электрических гонок чемпионат электротуринг-каров PURE ETCR получил одобрение FIA и с 2022 года станет FIA eTouring Car World Cup. Это будет другая серия, чем недавно анонсированная FIA серия Electric GT, что дополнит список гонок GT с нулевым уровнем выбросов.

NASCAR также только что объявила о новом регламенте на будущее. Хотя серия придерживается больших V8, они, похоже, разработали этот регламент с учетом возможных будущих гибридных систем. Из статьи Ars Technica:

«Возможность очень легко внедрить гибрид в ближайшем будущем была важна для нас, над этим уже работали NASCAR и индустрия», — сказал Рашбрук из Ford. «Мы можем это сделать. Это будет важно, чтобы мы могли продолжать изучать технические инновации гибридных систем, а также, помимо этого, и полноэлектрических автомобилей».

Превью гонки 2021 Monaco ePrix

А теперь к главному событию: Formula E в Монако, на полной трассе, впервые в истории.

Как упоминалось выше, Monaco ePrix всегда проходил только на половине традиционной трассы Монако. На карте трассы ниже представьте, что автомобили поворачивают направо на первом повороте, но вместо того, чтобы подниматься в гору к второму повороту, они съезжают на боковую дорогу, чтобы вернуться на трассу на hairpin (шпильке) у 11-го поворота, а затем продолжают движение оттуда.

Site default logo image

Теперь мы впервые увидим классические участки трассы, такие как hairpin и туннель.

И, конечно же, это поднимает вопрос о прямом сравнении Формулы 1 и Formula E. Теперь, когда две серии впервые пройдут по одной и той же трассе, мы получим прямое сравнение относительных скоростей.

Ну, по крайней мере, *относительно* прямое. Первый поворот трассы Монако будет изменен для гонки в эти выходные, возвращаясь к первоначальной планировке 1929 года, которая должна обеспечить несколько более быстрый вход в первый поворот для длинного участка в гору до второго поворота. Также были внесены некоторые изменения в шикан после туннеля, который, похоже, должен обеспечить немного более низкую скорость на выходе.

Ожидается, что Formula E будет намного медленнее Формулы 1, и это никого не должно удивлять на данном этапе. Бюджеты Формулы 1 составляют сотни миллионов долларов в год, в то время как у автомобилей Formula E относительно небольшие затраты на разработку — все автомобили имеют одинаковое шасси, кузов и систему хранения энергии, и разрешены лишь незначительные доработки силового агрегата. Formula E также ездит на уличных шинах, а не на сликах, что может давать отставание в несколько секунд на круге, особенно на такой трассе, как Монако, где механическое (в отличие от аэродинамического) сцепление имеет первостепенное значение.

Кроме того, хотя электромобили сегодня могут сравниться и превзойти бензиновые автомобили на обычных улицах, в дрэг-рейсинге и на одиночных кругах, длинные высокоскоростные гонки — это другая история. Аккумулятор Formula E имеет емкость 54 кВт⋅ч, тогда как 100 кг топлива, которое разрешено использовать автомобилям Формулы 1 в гонке, эквивалентны почти 900 кВт⋅ч энергии. Они просто работают на разных уровнях.

Более подходящим для сравнения с Formula E будет уровень гоночного азарта, генерируемого гонкой. Хотя Гран-при Монако — это яркое зрелище, оно известно как чрезвычайно скучная гонка, где практически никогда не происходит обгонов. Гонка знаменито решается в субботу, когда тот, кто займет поул-позицию, скорее всего, выиграет и в воскресенье. Трасса слишком узкая и извилистая, чтобы машины F1 могли обгонять друг друга.

Хотя трасса в Formula E та же, обгоны гораздо лучше. Поскольку автомобили Formula E в меньшей степени полагаются на прижимную силу и более схожи по производительности, шансов на обгоны больше. Мы видели это в предыдущих итерациях Monaco ePrix, но теперь у нас будут новые зоны для обгонов на расширенной трассе — в частности, вход в hairpin и выход из туннеля. Так что, хотя это будет более медленная гонка, чем в F1, она, вероятно, будет более интересной.

Наконец, поскольку мы теперь едем по полной трассе, мы увидим еще одно прямое сравнение: с будущими автомобилями Formula E поколения Gen 3. Когда мы вернемся в Монако через два года с автомобилями нового поколения, мы не только увидим, как они сравниваются с текущими автомобилями Gen 2, но и увидим, насколько это поколенческое улучшение сократит разрыв между Formula E и Формулой 1.

Так что настройтесь на гонку в эти выходные, она должна быть интересной. К тому же, принц Монако любит электромобили, так что это как раз подходящая гонка, чтобы поддержать своим просмотром.

Гонка начнется в 7 утра по тихоокеанскому времени / 10 утра по восточному времени / 2 часа дня по UTC / 4 часа дня по местному времени Монако. Гонка будет транслироваться в прямом эфире на CBS Sports Network в США (трансляция начнется через 24 часа после публикации этого сообщения), или, если вы находитесь в другом месте, зайдите на сайт Formula E, чтобы узнать, как смотреть гонку в вашей стране. Если вы не можете найти способ посмотреть гонку в прямом эфире, Formula E обычно загружает хайлайты гонок на свой YouTube-канал в течение нескольких дней.