
Extreme E, новая серия внедорожных гонок на электротяге, стартует в эти выходные с первого этапа, Desert X Prix, в пустынях Эль-Ула, Саудовская Аравия.
Сама гонка пройдет в воскресенье с 10:00 до 12:00 UTC (3:00 по тихоокеанскому времени, 6:00 по восточному времени, 13:00 по местному времени Саудовской Аравии) и будет транслироваться не во всех странах. Узнать, как ее посмотреть, можно на сайте Extreme E. В США Fox Sports 1 покажет финальную гонку с задержкой в 15:00 по тихоокеанскому времени / 18:00 по восточному времени в воскресенье (расписание может меняться, проверьте расписание для других сессий). Другие события гонки, такие как шейкдаун и квалификационные заезды, также будут транслироваться в социальных сетях Extreme E.
Extreme E была основана генеральным директором Формулы E Алехандро Агагом с целью проведения гонок на электротяге в различных отдаленных и экологически уязвимых местах для привлечения внимания к проблеме изменения климата.
В этом сезоне запланировано пять гонок, каждая из которых пройдет на фоне различных экологических ландшафтов — Пустыня, Океан, Арктика, Амазонка и Ледник. Каждая гонка призвана подчеркнуть влияние изменения климата на соответствующие экосистемы и то, как электротранспорт может уменьшить углеродный след человечества.
Первая гонка в пустыне посвящена очевидной проблеме — опустыниванию. По мере роста глобальных температур из-за изменения климата многие регионы столкнутся с усилением засухи и обезлесением. Extreme E ссылается на прогнозы, согласно которым, если изменение климата будет продолжаться беспрепятственно, миллиарды людей столкнутся с периодами нехватки воды, а до сотен миллионов будут вынуждены мигрировать, что увеличит число климатических беженцев.
Гонки также будут поддерживать местные природоохранные инициативы. Эта гонка поддерживает усилия по сохранению редких видов морских черепах в Красном море в сотрудничестве с фондом Ba’a Foundation.
Extreme E — это «серия с одинаковыми машинами», что означает, что все команды будут выступать на одном гоночном автомобиле «Odyssey 21», предоставленном Spark Racing Technology, той же компанией, которая строит шасси для Формулы E (совместно с Dallara). Аккумулятор разработан Williams Advanced Engineering, которая поставляла аккумуляторы для автомобилей Формулы E Gen 1.
Odyssey 21 весит 1650 кг (3637 фунтов) и развивает мощность 400 кВт (550 л.с.), что позволяет ему разгоняться от 0 до 100 км/ч (0-62 миль/ч) за 4,5 секунды. Но это внедорожник, а не трековый автомобиль, и с его стальной рамой, усиленной ниобием, увеличенным дорожным просветом и огромными шинами, он способен преодолевать труднопроходимые дороги и градиенты до 130% (более 52º). А время разгона до 62 миль/ч? Оно якобы применимо на любой поверхности, будь то асфальт, песок или гравий.
Ему понадобится вся возможная сцепка на трассе Эль-Ула, поскольку 18-километровая трасса, судя по всему, представляет собой не что иное, как глубокие, мягкие песчаные дюны и узкие проходы между скалистыми каньонами. Вот первые кадры трассы с сегодняшней сессии шейкдауна перед гонкой (заезд начинается примерно через 11 минут):
Мы не знаем, насколько большой аккумулятор у Odyssey 21, но это вряд ли даст нам много реалистичных сравнений — езда по глубокому песку не является типичным сценарием для испытаний расхода топлива по методике EPA.
Поскольку гонки проходят в таких отдаленных местах, энергию необходимо доставлять каким-то образом. Extreme E планирует транспортировать энергию, необходимую для этих гонок, с помощью водородных топливных элементов, заряжаемых от солнечной энергии. Солнечная энергия будет использоваться для расщепления воды на водород путем электролиза, водород будет храниться и доставляться к месту гонки, а затем топливный элемент будет использоваться для зарядки аккумуляторов автомобилей Odyssey 21 между гоночными сессиями.
Квалификация будет состоять из двух заездов по два круга по трассе в формате индивидуальных гонок на время, где по одному кругу пройдет каждый пилот. Шесть из девяти команд с лучшими временами выйдут в гонку «колесо в колесо» в двух полуфинальных заездах по три команды в каждом, а затем лучшие команды в этих гонках будут соревноваться в финалах. Возможно, несколько запутанный формат гонки, и мы надеемся, что он станет более понятным, когда мы увидим его в действии.

В командах по два пилота, и, что является новшеством в автоспорте, все пары пилотов гендерно равны — один мужчина и одна женщина. Вот составы пилотов:
- ABT CUPRA XE – №125 – Маттиас Экстрём / Клаудия Хертген
- ACCIONA | Sainz XE Team – №55 – Карлос Сайнс / Лайя Санс
- Andretti United – №23 – Тимми Хансен / Кэти Маннингс
- Segi TV Chip Ganassi Racing – №99 – Кайл Ле Дюк / Сара Прайс
- Hispano Suiza XITE Energy Team – №42 – Оливер Беннетт / Кристин Джампаоли
- JBXE – №22 – Дженсон Баттон / Микаэла Олин-Коттулински
- Rosberg X Racing – №6 – Йохан Кристофферссон / Молли Тейлор
- Veloce Racing – №5 – Стефан Сарразен / Джейми Чедвик
- X44 – №44 – Себастьян Лёб / Кристина Гутьеррес
В списке много громких имен, включая легенд ралли Себастьяна Лёба и Карлоса Сайнса, двух самых успешных пилотов в истории раллийных гонок. Лёб завоевал больше титулов чемпиона мира по ралли — девять подряд — чем любой другой пилот, а Сайнс ранее удерживал рекорд по самой продолжительной карьере в WRC, проведя 196 гонок.




Среди женских талантов — Сара Прайс, выигравшая 17 национальных чемпионатов по мотокроссу; Молли Тейлор, первая женщина и самый молодой пилот, когда-либо выигравший Чемпионат Австралии по ралли; Кристина Джампаоли Зонка, член первой полностью женской команды WRC; а также Лайя Санс и Кристина Гутьеррес, обе из которых участвовали в знаменитом изнурительном ралли «Дакар».
Талантливы не только пилоты, но и многие известные личности среди владельцев команд. Дженсон Баттон, бывший чемпион Формулы-1, выступает за свою собственную команду JBXE, а его бывший напарник, нынешний чемпион мира Формулы-1 Льюис Хэмилтон, владеет командой X44. Нико Росберг, еще один бывший напарник Хэмилтона и также чемпион мира Формулы-1, владеет Rosberg X Racing. Также участвуют представители американских гоночных династий — команды Andretti и Ganassi.
Мнение Electrek
У Extreme E есть все компоненты, чтобы стать захватывающим зрелищем. Внедорожные гонки на сумасшедше мощных электромобилях с участием лучших пилотов в истории спорта, в экстремальных локациях и с форматом гонки, который гарантированно вызовет хотя бы некоторую путаницу? Это должно быть отличным телевизионным зрелищем.
До старта Формулы E, серии кольцевых гонок на электромобилях, многие в автоспортивном сообществе сомневались, будет ли интересно смотреть гонку без традиционного рева высокопроизводительных двигателей, с составом, включающим многих бывших пилотов F1, и такими странными трюками, как смена автомобилей посреди гонки (что больше не происходит) и предоставление пилотам бонуса мощности за победу в голосовании в Twitter (что все еще происходит, но бонус почти незначителен в новых правилах).
Затем состоялась первая гонка, отличавшаяся невероятно напряченной борьбой, множеством обгонов и, в довершение всего, зрелищной аварией на последнем повороте, когда Нико Прост, лидировавший всю гонку, столкнулся с Ником Хайдфельдом, пытавшимся выйти вперед, отправив Хайдфельда в полет и в барьеры (он не пострадал).
В тот день появилось много поклонников электрических гонок, поскольку мероприятие и серия получили положительные отзывы от большинства зрителей, даже от тех, кто изначально относился скептически. Перенесемся в настоящее — Формула E продолжает радовать захватывающими, напряженными гонками.
Так что, если судить по другой серии Агага, первую гонку Extreme E стоит посмотреть. Присоединяйтесь к просмотру в эти выходные.
Desert X Prix пройдет в воскресенье с 10:00 до 12:00 UTC (3:00 по тихоокеанскому времени, 6:00 по восточному времени, 13:00 по местному времени Саудовской Аравии) и будет транслироваться не во всех странах. Узнать, как ее посмотреть, можно на сайте Extreme E. В США Fox Sports 1 покажет финальную гонку с задержкой в 15:00 по тихоокеанскому времени / 18:00 по восточному времени в воскресенье (расписание может меняться, проверьте расписание для других сессий). Другие события гонки, такие как шейкдаун и квалификационные заезды, также будут транслироваться в социальных сетях Extreme E.