Rivian и Lucid Motors подали в суд автодилеры из Иллинойса

В иске, поданном в суд округа Кук, штат Иллинойс, Rivian и Lucid Motors обвиняются в использовании своей бизнес-модели прямых продаж потребителям. В иске также фигурирует госсекретарь Иллинойса Джесси Уайт. Утверждается, что его офис «отказался от своей правоприменительной роли».

Иск объемом 70 страниц был подан Ассоциацией автомобильных дилеров Иллинойса, Чикагской ассоциацией автоторговли и множеством частных дилеров. В нем утверждается, что нелицензионная деятельность Rivian по продаже автомобилей нарушает законодательство штата Иллинойс, которое требует от франчайзинговых дилеров продавать новые автомобили. Кроме того, в иске говорится, что офис госсекретаря «закрывает глаза» на эти нарушения. По словам Пита Сандера, президента Ассоциации автомобильных дилеров Иллинойса:

У нас нет выбора, кроме как подать этот иск, чтобы защитить как потребителей, так и сотни франчайзинговых дилеров по всему штату, которые вносят вклад в местную экономику.

Калифорнийский производитель электромобилей Lucid Motors также фигурирует в качестве ответчика по иску. Lucid приближается к поставке своего флагманского седана Air позднее в этом году. В связи с этим компания начала открывать шоурумы под названием «Lucid Studios». Один из них планируется открыть в Окбрук, Иллинойс, для прямых продаж потребителям.

Rivian, с другой стороны, еще глубже укоренился в «Земле Линкольна». Ранее компания переоборудовала бывший завод Mitsubishi в Нормале, штат Иллинойс, под свой основной производственный центр для своих флагманских электромобилей. R1T и R1S должны быть поставлены соответственно в июне и августе. Rivian уже распродал все автомобили комплектации Launch Edition для обеих моделей.

Реклама — прокрутите, чтобы увидеть больше контента

Кроме того, Rivian работает как минимум над 10 собственными выставочными залами в США. Один будет расположен в районе Фултон Маркет в Чикаго.

Site default logo image

Rivian и Lucid Motors могут поучиться у Tesla

Для автодилеров Иллинойса и их франшиз это не первая битва против прямых продаж электромобилей потребителям. Эти торговые ассоциации применяли аналогичные тактики против Tesla после того, как компания выпустила свой седан Model S в 2012 году. Спустя семь лет автодилеры, госсекретарь и Tesla заключили соглашение, позволяющее автопроизводителю иметь не более 13 дилерских лицензий в штате.

По сообщениям, соглашение включало заверение в том, что госсекретарь Иллинойса Джесси Уайт не будет выдавать дополнительных лицензий другим производителям, разрешающих прямые продажи потребителям. Это одна из причин, по которой Уайт теперь является ответчиком по иску.

Прошлым летом Генеральная прокуратура Иллинойса заявила, что закон о транспортных средствах не требует явно, чтобы новые производители создавали франчайзинговые дилерские центры для продажи своих автомобилей. Хотя это заявление генерального прокурора было сделано в качестве «неформального мнения», оно оставило достаточно пространства для таких новичков, как Rivian и Lucid, для внедрения их модели прямых продаж потребителям в штате.

На данный момент Rivian не комментирует иск. Офис Джесси Уайта планирует изучить иск вместе с генеральной прокуратурой и действовать дальше. Lucid Motors недавно опубликовала следующее заявление:

Иск, поданный IADA, — это не более чем продолжающаяся тактика давления со стороны дилеров и их ассоциации, направленная на ограничение выбора потребителей путем диктата способов покупки новых электромобилей. Lucid намерена полностью соблюдать законодательство Иллинойса при начале продаж, чтобы предложить потребителям другой опыт покупки, соответствующий ее новаторскому электромобилю.

Мнение Electrek

Похоже, что еще один иск лишь затягивает неизбежное. Автомобильные дилерские центры могут исчезнуть в ближайшие десять-двадцать лет. Однако пока что многие потребители по-прежнему рассматривают процесс покупки как посещение дилера, тест-драйв, а затем покупку.

Особенно по мере того, как все больше потребителей хотят приобрести свой первый электромобиль, они, вероятно, захотят «пощупать» его перед тем, как сделать этот шаг к нулевым выбросам. Дилерские центры по-прежнему предоставляют это нам, жителям Среднего Запада, поэтому поводов для беспокойства быть не должно… по крайней мере, пока.

С другой стороны, Tesla доказала, что модель B2C работает хорошо, устраняя головную боль или потерю прибыли от франчайзи и дилерских центров. Rivian и Lucid Motors — лишь два новых игрока в этой сфере, но они могут дать представление о будущем того, как мы будем покупать наши автомобили.

Этот иск менее связан с продажами Rivian и Lucid Motors потребителям в Иллинойсе, а скорее с тем, что Джесси Уайт нарушил свое слово после подписания соглашения с Tesla. Отныне его офис вместе с генеральным прокурором Кваме Раулом должны будут разобраться в этом.

С нашей точки зрения, у дилерских центров есть некоторые основания для своих аргументов в данном конкретном случае. В то же время прямые продажи автомобилей потребителям будут только расти. Если модель продолжит доказывать свою успешность, ожидайте, что автопроизводители с историей последуют этому примеру и закроют некоторые из своих физических точек продаж. В конечном счете, все сведется к той модели, которая принесет наибольшую прибыль после продажи.