Tesla продолжает расти в рыночной стоимости и совсем недавно — в криптовалюте. Заняв первое место, американский автопроизводитель привлекает особое внимание, но это также способствует формированию здоровой группы конкурентов Tesla, особенно в Китае. Ниже представлены несколько крупных игроков, добивающихся значительных успехов на азиатском авторынке. Эти компании уже бросают вызов Tesla в Китае, а некоторые из них, возможно, в ближайшем будущем выйдут на американский рынок.
Китайский рынок электромобилей рос, несмотря на COVID-19
Народная Республика Китай насчитывает почти 1,4 миллиарда человек. Неудивительно, что она занимает крупнейшую долю мирового автомобильного рынка. Более того, государственные нормы, поощряющие новые энергетические транспортные средства (NEV), а также субсидии помогли Китаю сохранить почти 50% мировых продаж электромобилей в 2020 году.
Как и многие отрасли, 2020 год был полон драматических событий и задержек из-за глобальной пандемии. Только с февраля по март карантинные меры остановили производственные мощности и цепочки поставок в Китае. В то же время потребительский спрос снизился. Это внезапное падение продаж электромобилей поставило под угрозу цель китайского правительства по достижению доли NEV в 20% от всех продаж автомобилей к 2025 году.

Однако во второй половине 2020 года рынок электромобилей продемонстрировал значительный рост после смягчения карантинных мер. По данным Международного энергетического агентства, ежемесячные продажи электромобилей превысили показатели июля-декабря 2019 года на всех крупных рынках. В одном только Китае продажи электромобилей выросли на 12% по сравнению с предыдущим годом.
Заглядывая вперед, в наступающем году Китай продолжит использовать свою программу субсидирования NEV для стимулирования потребителей к покупке автомобилей у таких компаний, как упомянутые ниже. Полное прекращение субсидий в Китае было перенесено с 2020 года на 2022 год (хотя проценты по ним все еще снижаются). Следующие два года будут решающими для достижения прогресса в борьбе с Tesla. Говоря о прогрессе, давайте начнем с автопроизводителя, которого называют «китайской Tesla».
NIO — главный конкурент Tesla в Китае на данный момент
NIO — публичный автопроизводитель, основанный в 2014 году и базирующийся в Шанхае. Компания дебютировала со своим первым электромобилем EP9 — двухместным спорткаром — в день основания бренда. NIO быстро зарекомендовала себя как ведущий бренд электрических внедорожников, включая модели ES8, ES6 и новейшую EC6.
Китайский автопроизводитель теперь стремится расширить свое присутствие на рынке электромобилей с недавним дебютом своего первого роскошного седана ET7. Этот новый электромобиль, похоже, будет конкурировать с Model S от Tesla. Подобно Tesla, NIO также активно развивает другие направления рынка электромобилей, включая бренд одежды NIO Life, сервисные центры NIO и NIO Power, которая управляет сетью станций замены аккумуляторов компании.

NIO делает ставку на технологии замены аккумуляторов
Говоря о замене аккумуляторов, это одна из технологий, которая отличает NIO от Tesla как конкурента в Китае. Замена аккумуляторов позволяет владельцам электромобилей легко заменить разряженный аккумулятор или заменить его на более новую модель. Это стало ядром бизнес-модели NIO, отсюда и подразделение NIO Power. Напротив, Tesla несколько лет назад отказалась от технологий замены аккумуляторов. Вместо этого она решила разрабатывать более долговечные аккумуляторы для своих электромобилей.
Тем не менее, NIO использует замену аккумуляторов в свою пользу. Субсидии Китая обычно распространяются только на электромобили стоимостью до 300 000 юаней (46 600 долларов США). Однако существует важное исключение для автомобилей, оснащенных технологией замены аккумуляторов. Это позволяет NIO продавать свои автомобили в премиум-сегменте, одновременно стимулируя потенциальных клиентов скидками по государственным субсидиям. Тем не менее, планы правительства по сокращению будущих субсидий могут скоро поставить под угрозу это ценовое преимущество. Это оставит многие модели NIO дороже, чем Tesla. Ознакомьтесь с нашими последними материалами об этом автопроизводителе, изучив наше руководство по NIO.
Li Auto (Li Xiang) использует иной подход
Двигаясь на север по карте Китая, находим Li Auto. Этот пекинский автопроизводитель, основанный в 2014 году, также имеет производственное предприятие в Чанчжоу недалеко от Шанхая и штаб-квартиры NIO. После IPO на Nasdaq прошлым летом, в ходе которого было привлечено 1,1 миллиарда долларов, Li Auto теперь является публичной компанией.
Хотя Li Auto моложе своего китайского конкурента NIO всего на год, ей предстоит серьезно наверстывать упущенное. На сегодняшний день Li Auto предлагает только один автомобиль — роскошный кроссовер-внедорожник под названием Li Xiang One. Что отличает этого автопроизводителя от других в этом списке, так это тот факт, что Li Auto производит подключаемые гибридные электромобили (PHEV).
Это может показаться уже устаревшей технологией по сравнению с полностью электрическими автомобилями, особенно учитывая, что Китай имеет огромные цели и сроки по снижению выбросов углерода. Однако Li Auto пытается охватить определенный сегмент китайского автомобильного рынка и выступить в качестве моста для потребителей, отказывающихся от устаревших автомобилей с ДВС и переходящих на полностью электрические автомобили.
Является ли Li Auto конкурентом Tesla в Китае? Возможно, пока нет, но есть некоторые интересные сходства. Основатель и генеральный директор Ли Сян сравнивается с генеральным директором Tesla Илоном Маском за его уникальное видение будущего электромобилей. О, и он тоже миллиардер. Неясно, что Li Auto планирует дальше, чтобы попытаться свергнуть Tesla, но, вероятно, это включает в себя второй автомобиль в продаже.

Xpeng (Xiaopeng Motors) также является конкурентом Tesla
Xpeng Motors — еще один китайский автопроизводитель, надеющийся стать конкурентом Tesla. Основанная в 2014 году, компания является самой южной китайской автомобильной компанией в списке, со штаб-квартирой в Гуанчжоу. Xpeng вышла на биржу прошлым летом на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE), привлекая 1,5 миллиарда долларов (вот вам, Li Auto).
С 2018 года Xpeng выпустила два электромобиля. Сначала это был внедорожник G3, за которым последовал седан P7 в 2019 году. Генеральный директор Xpeng намекнул на третью модель, седан, но никаких дальнейших подробностей не было. P7 — явная попытка конкурировать с седаном Tesla Model 3, в то время как G3 больше похож на Model Y, хотя и дебютировал двумя годами ранее.
В то время как Xpeng в настоящее время работает в Китае, она также недавно начала поставки в Норвегию. В свое время компания имела дочернее предприятие в США. Компания кратко владела разрешением от Калифорнийского DMV на проведение тестов беспилотного вождения. Эта технология экспоненциально развивается среди крупных игроков автомобильной отрасли, таких как NIO и Tesla. Xpeng Motors пока не раскрыла никаких планов по выходу на рынок США, но ее огромные раунды финансирования на NYSE должны воодушевлять автопроизводителя.

Kandi Technologies остается уникальной на нескольких рынках
Из перечисленных выше конкурентов Tesla в Китае Kandi Technologies является одной из старейших. Тем не менее, компания остается крошечным, но мощным игроком на рынке электромобилей. С момента своего основания Kandi производила автомобили по дизайну других китайских компаний, таких как Geely. Она также поставила более 40 000 электромобилей городам по всему Китаю в рамках крупнейшей в мире программы каршеринга.
В отличие от многих других конкурентов в Китае, Kandi известна своими компактными и доступными электромобилями. В настоящее время автопроизводитель предлагает три модели в Китае: универсальный электромобиль K23, внедорожник Maple 30X и K27, который очень похож на электрический Mini Cooper. Что также отличает Kandi Technologies, так это то, что компания специализируется на других видах транспорта, таких как электрические трехколесные велосипеды, квадроциклы и даже карта.
Kandi America
Что действительно делает Kandi самой уникальной в этом списке, так это то, что она является единственным автопроизводителем, предпринявшим путешествие за границу для продажи электромобилей в США. Kandi America дебютировала в 2019 году и вскоре получила одобрение Национальной администрации безопасности дорожного движения (NHTSA) на экспорт электромобилей в США. На веб-сайте Kandi America в настоящее время принимаются предварительные заказы на четырехдверные электромобили K23 и K27. Их стоимость составляет 20 000 и 10 000 долларов соответственно, после вычета федерального налогового кредита для электромобилей.
Kandi обещала начать поставки в США к концу 2020 года, но с тех пор обновлений не было. В настоящее время автопроизводитель сталкивается с коллективным иском, в котором утверждается, что компания завысила некоторые свои показатели выручки. Тем не менее, Kandi — первый китайский автопроизводитель, прокладывающий путь для других конкурентов в Китае, чтобы расширяться и бросать вызов Tesla.

Другие конкуренты Tesla в Китае?
Мы кого-то упустили? Есть ли еще китайские автопроизводители, о которых нам следует знать? Дайте нам знать в комментариях ниже.