
Toyota выплатит штраф в размере 180 миллионов долларов за несоблюдение требований Закона о чистом воздухе в части отчетности о выбросах с 2005 по 2015 год, согласно информации, опубликованной сегодня Министерством юстиции США.
За этот период Toyota затягивала с подачей обязательной отчетности о дефектах, связанных с выбросами, и не информировала EPA о ходе выполнения отзывных кампаний, связанных с этими дефектами. Это привело к увеличению выбросов, росту затрат для потребителей и большей прибыли для Toyota.
Система регулирования выбросов в значительной степени основана на принципе «самостоятельного раскрытия информации», когда производители несут ответственность за подачу отчетов, детализирующих их соответствие нормам. В течение 10-летнего периода Toyota задержала подачу 78 отчетов о выбросах, некоторые из которых были отправлены с опозданием до восьми лет. Компания также не подала 20 отчетов об отзыве автомобилей из-за дефектов, связанных с выбросами, и более 200 квартальных обновлений по этим отзывам.
В пресс-релизе Министерство юстиции заявляет:
Действия Toyota, вероятно, привели к задержке или избежанию отзывных кампаний, при этом Toyota получила значительную экономическую выгоду, перекладывая расходы на потребителей и увеличивая время, в течение которого неисправленные автомобили с дефектами, связанными с выбросами, оставались на дорогах.
«Значительная экономическая выгода», полученная Toyota благодаря этим действиям, никогда не рассчитывается и не указывается в жалобе правительства. В период с 2005 по 2015 год Toyota продавала от 1,5 до 2 миллионов автомобилей в США ежегодно, что означает, что этот штраф составляет около 10 долларов на каждый проданный автомобиль за этот период (без учета временной стоимости денег). С другой стороны, годовой мировой доход Toyota за 2019 год составил 272 миллиарда долларов, что более чем в 1500 раз превышает этот штраф за 10 лет несоблюдения требований.
Это не первый случай, когда Toyota подвергается санкциям за нарушения, связанные с выбросами. В 2003 году автопроизводитель был оштрафован на 20 миллионов долларов за продажу 2,2 миллиона автомобилей с несоответствующими бортовыми диагностическими системами. Соглашение, урегулировавшее это нарушение, было прекращено только в 2014 году, за девять лет до нарушений, охваченных сегодняшним урегулированием.
Сегодняшний штраф представляет собой «крупнейший гражданский штраф за нарушение требований EPA по отчетности о выбросах», хотя и были более крупные штрафы для других автопроизводителей за другие нарушения. VW пришлось заплатить около 25 миллиардов долларов, а Daimler — 2,2 миллиарда долларов за использование устройств для обхода тестирования выбросов в своих автомобилях в период, аналогичный периоду нарушений Toyota.
Помимо штрафа в размере 180 миллионов долларов, Toyota будет вынуждена работать под судебным запретом, гарантирующим соблюдение требований к отчетности о выбросах в будущем.
Имидж Toyota: «зеленый» (подкрашенный)
Toyota долгое время поддерживала имидж экологической ответственности, будучи одним из первых автопроизводителей, выведших на дороги гибридные автомобили. Ее Prius стал самым продаваемым гибридным автомобилем в США и превратился в широко узнаваемый символ экологической ответственности.
Но показатели выбросов всего модельного ряда Toyota говорят о другом. Ее американские автомобили включают множество грузовиков и внедорожников с выбросами выше среднего, что приводит к одним из худших результатов по общим выбросам модельного ряда. Мы ранее писали о стабильно низкой топливной экономичности модельного ряда Toyota (хотя с обновленными данными за 2019 год ситуация немного улучшилась).
В дополнение к (и, возможно, из-за) своей низкой топливной экономичности, Toyota была одной из самых известных компаний, присоединившихся к судебному иску EPA, возглавляемому лоббистами ископаемого топлива, против более высоких стандартов топливной экономичности, наряду с GM, Fiat, Chrysler и другими. Снижение стандартов топливной экономичности, по данным анализа EPA, убьет американцев и обойдется им дорого.
Компания также выступает против электромобилей и проводила рекламные кампании, демонстрирующие научную неграмотность и вводящие в заблуждение, а также неоднократно распространяла дезинформацию об электромобилях. В настоящее время Toyota не продает ни одного полностью электрического автомобиля на аккумуляторах и один электромобиль на топливных элементах — Toyota Mirai. Дорожная карта Toyota показывает некоторые возможные будущие электромобили, но у нас пока мало информации о них.
Весьма вероятно, что противодействие Toyota электромобилям повлияло на недавно объявленный Японией запрет на бензиновые автомобили к 2035 году. Toyota является крупнейшей компанией в Японии с большим отрывом (удваивая доход от компании на втором месте Honda). Предлагаемый запрет фактически не запрещает бензиновые автомобили, поскольку он по-прежнему будет разрешать продажу новых гибридов, которые на 100% используют бензин для получения энергии.
Ключевой момент
Нарушения Toyota приходятся на тот же период, что и скандал с выбросами «дизельгейт», который потряс VW и многих других производителей. Устройства для обхода выбросов Volkswagen использовались с 2009 по 2015 год, а несоблюдение норм выбросов Toyota происходило с 2005 по 2015 год.
Но в то же десятилетие правительства по всему миру наконец начали осознавать проблему и предпринимать действия по тому, что мы знаем десятилетиями — что мир стремительно нагревается из-за деятельности человека.
Транспорт является одним из крупнейших источников выбросов в мире и крупнейшим сектором выбросов в США, поэтому автопроизводители будут играть большую роль в предотвращении наихудших последствий климатического кризиса, в котором сейчас находится мир.
Вместо этого автопроизводители решили работать против этих усилий, подрывая системы отчетности о выбросах, от которых правительства нуждаются в надежных данных, чтобы создавать эффективные для всех правила регулирования выбросов. Toyota надеялась, что потребители отнесутся к ним с благодарностью за их немного более «чистые» Prius, игнорируя при этом низкую топливную экономичность и нарушения правил выбросов, которые они годами скрывали от правительства.
Нам нужны хорошие данные, чтобы решать наши проблемы и разрабатывать международный план действий, и у нас нет времени терять на исправление ситуации. Неполная информация, являющаяся результатом преднамеренной недостоверной отчетности Toyota, может только навредить усилиям по решению нашей общей проблемы.
Мнение Electrek
Мы не знаем (и, возможно, не можем знать), достаточен ли этот конкретный штраф, чтобы компенсировать общую выгоду, полученную Toyota от своих действий, или общие возросшие затраты, понесенные потребителями. Но готовность Toyota урегулировать спор с правительством, а не сопротивляться, предполагает, что компания считает, что отделается легким наказанием.
Когда частных лиц признают виновными в мошенничестве или краже, они не получают (или не должны получать) прибыль от этого. Если бы кто-то ограбил банк на 10 000 долларов, ему бы не назначили штраф в 1000 долларов и не сказали бы идти дальше по своим делам. Однако компании, которые систематически нарушают экологические нормы, слишком часто получают подобное отношение — не только в автомобильной, но и в других загрязняющих отраслях. Это должно прекратиться, и компаниям, нарушающим правила, не следует позволять получать от этого прибыль.
И с точки зрения сдерживания, штрафы до сих пор были слишком малы, чтобы стимулировать соблюдение. Даже несмотря на то, что Toyota была оштрафована за нарушения, связанные с выбросами, в 2003 году, она снова начала нарушать нормы выбросов в 2005 году, всего два года спустя, и продолжала это еще десятилетие. Очевидно, что первоначального наказания было недостаточно. Сегодняшнее наказание, представляющее собой лишь малую часть того, что Toyota зарабатывает ежегодно, также может быть слишком низким.
Но дело не только в Toyota — кажется, каждый производитель попадает в какой-либо скандал, связанный с обманом при тестировании выбросов. И если это так, то очевидно, что есть проблема с механизмами правоприменения, которые есть у правительства, и эти механизмы могли бы выиграть от некоторых реформ.
Поскольку компании явно не хотят саморегулироваться, нам нужно больше независимых наблюдателей, чтобы привлечь их к ответственности. Затраты на это дополнительное регулирование должны ложиться на автокомпании, которые слишком долго обманывали, игнорируя существующие системы, увеличивали расходы для потребителей и наносили экологический ущерб, от которого страдаем все мы.
Или, вот вам идея. Может быть, нам стоит перейти на транспортные средства, у которых вообще нет выхлопной трубы для выхода выбросов, у которых не может быть ошибок в выхлопной системе или других системах управления выбросами, потому что они вообще не производят выхлопных газов. Тогда компаниям не придется беспокоиться об установке устройств для обмана, потому что нет выхлопа, который можно было бы обмануть.
Поскольку эта проблема так широко распространена среди бензиновых автомобилей, возможно, пришло время полностью отказаться от бензина.