
Япония планирует поэтапно отказаться от продаж новых бензиновых автомобилей к середине 2030-х годов, сообщает японская общественная вещательная компания NHK.
План еще не окончательный (ожидается больше информации к концу года), и он по-прежнему будет разрешать продажу обычных гибридов на бензиновом двигателе. Так что это шаг вперед, но он напоминает недавно объявленный Китаем запрет на бензиновые автомобили, который на самом деле не запрещает бензиновые автомобили.
Страны и регионы в последнее время наперебой объявляют о запрете продаж бензиновых автомобилей. Многие европейские страны объявили о запретах, и несколько штатов США рассматривают их, большинство из которых произойдет в 2030-х годах (Норвегия, как всегда, опережает всех). Некоторые даже перенесли свои сроки, как Великобритания, причем не один раз, а дважды (что, мы надеемся, произойдет и с запретом в Калифорнии в 2035 году).
Таким образом, Япония — новейший участник этой группы, и ее присоединение имеет большое значение. Япония исторически является одной из самых влиятельных автомобилестроительных стран в мире, пользуясь репутацией производителя надежных и доступных автомобилей. Исландия, конечно, прекрасна, но в этом отношении Япония имеет несколько большее значение.
Но Япония также отставала в области электромобилей. Toyota, Honda и Mazda в настоящее время не продают в США ни одного полностью электрического автомобиля, хотя Honda недавно начала продавать Honda e в Европе, а Mazda MX-30 скоро появится на дорогах.
Nissan преуспел лучше своих соотечественников, возглавив список одним из самых продаваемых электромобилей в мире — Leaf. Но этот автомобиль скоро проведет десятилетие как единственная глобальная модель электромобиля Nissan, к которой в следующем году присоединится электрический кроссовер-внедорожник Ariya.
Так что, в целом, японские автопроизводители по-прежнему фокусируются на гибридах или даже на топливных элементах, а не на электромобилях.
Более того, многие японские автопроизводители активно выступали против электромобилей, публикуя вводящую в заблуждение рекламу и делая публичные заявления отрицая существование спроса на электромобили (см.: Honda, Toyota, Mazda). Это давняя тенденция среди них, которые имели раннее преимущество в гибридных технологиях, но позволили остальной отрасли обойти их в области электромобилей.
Вот здесь и появляется слово «электрификация». Новый японский запрет на бензиновые автомобили по-прежнему разрешит продажу автомобилей на бензиновом двигателе, если они оснащены гибридным электрическим двигателем. Это означает, что бензиновые автомобили в целом станут немного более экономичными. Но прирост эффективности от гибридизации относительно невелик, тогда как прирост эффективности от электрификации может быть огромным. Кроме того, электромобили не требуют ископаемого топлива для работы, в то время как обычные гибридные автомобили по-прежнему на 100% зависят от нефти для передвижения.
План еще не доработан, но, похоже, Япония пока четко обозначила свои намерения. Возможно, они усилят его или установят более раннюю дату, чем сообщалось вчера, но, учитывая медленный прогресс страны в производстве электромобилей, было бы несколько удивительно, если бы они это сделали.
Мнение Electrek
Я знаю, что многим читателям кажется глупым, когда я критикую топливную экономичность гибридов, но цель состоит в том, чтобы показать, что гибриды (не подключаемые) по-прежнему полностью зависят от бензина и не могут получать энергию из других источников. Гибрид, проданный в 2035 году, будет продолжать сжигать бензин до 2050 года или даже позже — после того, как Япония заявит о достижении нулевого уровня выбросов углерода.
Так почему же не раньше, и почему не полностью электрические?
Ответ, похоже, заключается в том, что мощная японская промышленность застряла на гибридных автомобилях и не заинтересована в инновациях.
Но, как и в случае с другими подобными запретами, вполне вероятно, что рынок будет развиваться быстрее, чем предполагает этот государственный мандат. Даже несмотря на то, что мы уверены, что рынок будет работать быстрее, автопроизводители полагаются на эти государственные сигналы, чтобы определить сроки выпуска новых моделей, поэтому правительства могут помочь подтолкнуть их в правильном направлении, даже с запоздалыми запретами.
Неужели кто-то действительно думает, что в «середине 2030-х годов» в Японии, густонаселенной стране, которая в основном не ездит на дальние расстояния и в основном принимает новые технологии (например, их электропоезд со скоростью 360 км/ч), будет действительно много людей, желающих приобрести бензиновый автомобиль?
Нам не только нужно быстрее отказаться от нефти, если мы хотим иметь хоть какой-то шанс избежать наихудших последствий изменения климата, но и Японии нужно перестать обманывать себя, думая, что гибриды — это решение, или что они останутся жизнеспособными так долго в будущем.
Если Япония хочет оставаться конкурентоспособной в мировой автомобильной промышленности, ей будет полезно подать сигнал своим автопроизводителям, что гибридные автомобили не будут приемлемы после 2035 года. Такой слабый запрет не только вредит населению мира из-за сжигания большего количества ископаемого топлива, изменения климата и загрязнения, но и вредит Японии экономически, гарантируя, что японские автопроизводители будут продолжать отставать в технологической гонке.
Японское правительство должно привести своих автопроизводителей в порядок и дать им понять, что им нужно иметь готовые электромобили к «середине 2030-х годов» (предпочтительно гораздо раньше), а не только «электрифицированные».