
Губернатор Калифорнии Гэвин Ньюсом только что объявил о запрете продажи новых бензиновых автомобилей с 2035 года. Штат потребует, чтобы все новые автомобили и грузовики, продаваемые после этой даты, были транспортными средствами с нулевым уровнем выбросов. Жители Калифорнии по-прежнему смогут эксплуатировать бензиновые автомобили после этой даты, а также покупать и продавать подержанные бензиновые автомобили.
Этот шаг является самым агрессивным из объявленных на данный момент в США и окажет существенное влияние на автомобильную промышленность в целом, учитывая лидирующую роль Калифорнии в вопросах чистоты воздуха. Но дело в том, что он должен быть еще более агрессивным.
Выбросы на душу населения в Калифорнии являются одними из самых низких среди всех штатов. Жители Калифорнии выбрасывают в среднем около 9 тонн CO2 в год, в то время как США выбрасывают около 16 тонн CO2 в год на человека.
Но непропорционально большая доля выбросов Калифорнии приходится на транспорт — в то время как 28% выбросов США приходится на транспорт, в Калифорнии этот показатель составляет 41% (данные за 2017 год). И наибольшая доля этих транспортных выбросов приходится на личные автомобили.
Таким образом, если Калифорния хочет сократить выбросы, лучший способ сделать это — сосредоточиться на личных автомобилях. Тем более, что Калифорния имеет «разрешение» Закона о чистом воздухе, которое позволяет ей устанавливать собственные правила чистоты воздуха и в результате тринадцать других штатов автоматически принимают эти правила. Эти штаты представляют около трети населения США, так что, по сути, куда идет Калифорния, туда идет и вся страна.
Другие штаты предлагали более агрессивные запреты, чем этот (например, 2030 год в Вашингтоне и Гавайях), но ни один из них пока не вступил в силу. Ранее Калифорния рассматривала возможность запрета бензиновых автомобилей к 2040 году, что делает этот запрет еще более агрессивным, чем ее предыдущая идея. Лос-Анджелес, крупнейший город Калифорнии, предложил запретить бензиновые автомобили к 2030 году (город также принимает Олимпийские игры в 2028 году — это была бы хорошая возможность/крайний срок, чтобы показать миру, что он серьезно относится к этому).
Но вот в чем загвоздка: Калифорния сейчас горит в одних из крупнейших лесных пожаров, которые когда-либо видела штат. Несколько недель назад по всему штату были побиты рекорды высоких температур. Пожарный сезон становится длиннее и разрушительнее каждый год. И это происходит по всему миру, с апокалиптическими пожарами, охватившими Австралию и Бразилию за последний год, среди других экстремальных погодных явлений.
Это то, что происходит сейчас, а не через 15 лет. Эти катастрофы вызваны человеком, и они усугубляются потеплением нашей планеты, а это потепление вызвано сжиганием нефти для транспорта, больше, чем какой-либо другой деятельностью.
Так стоит ли нам с этим ходом смириться с еще 15 годами удлиняющихся пожарных сезонов? 15 лет, в течение которых миллионы людей будут задыхаться от загрязнения ежегодно и у детей будет развиваться астма, как от выхлопных газов самих автомобилей, так и от дыма, вызванного массивными лесными пожарами? 15 лет зафиксированного изменения климата, которое будет продолжать влиять на этот мир и все виды, на нем обитающие, даже после окончания этого 15-летнего периода?
И даже после этих 15 лет автомобили все равно будут эксплуатироваться. Эти автомобили будут продолжать выбрасывать загрязнения в легкие всех нас еще долгие годы. Автомобиль с ДВС, купленный новым в 2034 году, может прослужить до 2050-х годов, и вы будете дышать ядом от него большую часть оставшейся жизни.
Но, возможно, все это не будет иметь значения. Продажи электромобилей быстро растут, и, как и другие новые технологии, изменения могут происходить быстрее, чем кто-либо ожидает. Всего десять лет назад «первопроходцами» были единственные люди, владевшие смартфоном — а сейчас более половины мира ими пользуется.
Это показывает еще один способ, которым этот запрет несколько бессмыслен — маловероятно, что кто-либо в Калифорнии захочет купить автомобиль с ДВС после 2035 года. Поскольку электромобили начинают доминировать в штате, бензиновые заправочные станции (которые и так работают с очень низкой прибылью) будут вынуждены уйти из бизнеса, что сделает бензин менее удобным, чем он уже есть. И, будем надеяться, Калифорния и другие юрисдикции наконец-то займутся введением цены на углеродные выбросы, чтобы бензиновые автомобили платили за часть 5 триллионов долларов субсидий, которые они получают ежегодно во всем мире.
Наконец, Калифорния установила посредственные цели и достигла их раньше. Штат планировал сократить общий объем выбросов до уровня 1990 года с пикового значения 2004 года к 2020 году. Им удалось достичь и превзойти эту цель, достигнув ее в 2016 году. Так что, возможно, Калифорния сможет сделать то же самое снова с бензиновыми автомобилями — и добиться фактически нулевых продаж до 2035 года.
Но если это так, то зачем устанавливать цель? Как говорится, «стремись к луне, потому что, даже если ты промахнешься, ты приземлишься среди звезд». Этот запрет мог бы и должен быть более агрессивным, и должен служить для стимулирования промышленности и поведения потребителей к более быстрым изменениям, чем те, которые произойдут естественным образом. По мнению Electrek, покупать новый бензиновый автомобиль — это уже плохая идея. Между загрязнением, удобством зарядки и даже простыми финансовыми причинами, такими как вероятное падение остаточной стоимости в ближайшие годы, для подавляющего большинства людей просто нет смысла устанавливать бензиновый двигатель на свой подъезд сегодня.
Так почему же мы делаем вид, что кто-то посчитает это хорошей идеей аж до 2035 года? Давайте превзойдем цель Калифорнии и установим лучшие цели — не только в Калифорнии, но и по всему миру.