
Мичиган, родной штат «большой тройки» американской автомобильной промышленности, гарантирует, что закроет дверь для прямых продаж за спиной Tesla, поскольку Rivian готовится пойти по ее стопам.
Во многих отношениях Tesla открыла двери для новых стартапов электромобилей в автомобильной промышленности.
Есть некоторые нематериальные преимущества, такие как изменение психологии потребителей в отношении покупки автомобиля у стартапа без долгой истории, а также явные и конкретные преимущества, такие как помощь в изменении нормативных актов, разрешающих прямые продажи автомобилей без необходимости проходить через старую дилерскую модель франшизы.
Мичиган был полем битвы для Tesla на этом фронте.
Есть несколько штатов, где Tesla запретили продавать свои автомобили напрямую клиентам из-за неправомерного использования старых законов, предназначенных для защиты автодилеров, и Мичиган выделялся среди этих штатов.
Это дом американской автомобильной промышленности, и ходят слухи, что некоторые из этих автопроизводителей были вовлечены в попытки помешать Tesla продавать в Мичигане.
Изменение закона в 2014 году запретило прямые продажи автопроизводителями, что помешало Tesla получить дилерскую лицензию и продавать автомобили в штате.
После попытки изменить ситуацию на законодательном уровне в 2016 году Tesla подала иск против штата, утверждая, что запрет на прямые продажи нарушает торговые законы, и что он был продвинут автодилерами и GM в попытке заблокировать электропроизводителя в последний момент.
С тех пор это был долгий юридический процесс, в ходе которого Tesla пыталась доказать, что на законодателей повлияли автодилеры, чтобы конкретно помешать Tesla продавать автомобили напрямую потребителям в штате.
Ранее в этом году Tesla достигла урегулирования со штатом Мичиган, которое позволило осуществлять прямые продажи и обслуживание автомобилей через некоторые официальные лазейки.
Они официально не разрешили Tesla получить дилерскую лицензию, но разрешили Tesla продавать и обслуживать клиентов в Мичигане через законные лазейки, например, регистрируя автомобили из другого штата для поставок и имея полностью принадлежащую дочернюю компанию, выполняющую обслуживание.
Тот факт, что штат просто сделал лазейку официальной как часть сделки по урегулированию иска Tesla, вызвал некоторые сомнения относительно возможности использования их другими компаниями.
Разумеется, теперь законодательный орган штата рассматривает новый закон, который закроет эту лазейку для любого другого автопроизводителя, идущего по стопам Tesla.
Bloomberg сообщает:
В законопроекте, представленном на прошлой неделе в законодательном собрании Мичигана, будет запрещено любому производителю, кроме Tesla, продавать автомобили клиентам без посредничества дилера, а также владеть и управлять сервисными и ремонтными центрами. По словам представителя Rivian, голосование по нему может состояться уже во вторник.
Джеймс Чен, вице-президент Rivian по государственной политике и бывший главный юрист Tesla, прокомментировал:
Это прямая атака на Rivian, Lucid и любого производителя электромобилей, который появится после Tesla. Автодилеры защищают монополию посредством законодательства.
Автомобильная ассоциация дилеров Мичигана (MADA) поддерживает новый законопроект.
Терри Бернс, исполнительный вице-президент MADA, говорит, что соглашение с Tesla не изменило закон, и новый законопроект это проясняет:
Это урегулирование основывалось на четком наборе конкретных фактов для определенного времени.
Если законопроект будет принят, он запретит любой новой автомобильной компании, у которой никогда не было франчайзинговых дилеров и которая поэтому не может несправедливо конкурировать с ними, продавать автомобили напрямую потребителям в штате.
Мнение Electrek
Это очень глупо. «Четкий набор конкретных фактов для определенного времени», о котором говорят дилеры, — это иск Tesla против штата.
Вот это и есть «конкретный факт» — штат хотел прекратить иск Tesla, потому что это выставляло Мичиган в очень плохом свете — как будто им управляют автодилеры и старомодные автопроизводители.
Я не могу винить Tesla за то, что она согласилась на сделку, вместо того чтобы довести иск до конца.
Они берут то, что могут получить, и им удалось добиться законодательных изменений в других штатах, которые будут полезны для стартапов электромобилей, появляющихся после них.
Просто Мичиган не входит в их число, и теперь Rivian, Lucid и другие должны будут пройти через это снова.