Когда электромобиль, снятый с гарантии, выходит из строя, кого вы позовете?

Моему другу Джиму очень нравится его Mercedes-Benz B-Class Electric 2014 года. Запас хода у него всего 87 миль, но Джим оценивает, что около 70% годового пробега его семьи приходится на B-Class Electric. Именно поэтому было так неприятно, когда в прошлом году двигатель начал так сильно выть, что машиной почти невозможно было управлять. В довершение всего, местный дилер Mercedes-Benz выставил счет на 18 000 долларов за ремонт, предложив заменить весь силовой агрегат.

Я чувствовал себя отчасти ответственным за затруднительное положение Джима. Джим проработал 30 лет в Агентстве по охране окружающей среды, прежде чем выйти на пенсию пару лет назад. Я помог Джиму обдумать его решение о покупке электромобиля в конце 2014 года. Тогда было не так много вариантов. В конечном итоге, он был привлечен стилем и комфортом B-Class с силовым агрегатом от Tesla.

Несколько месяцев назад он написал мне:

Реклама — прокрутите дальше, чтобы увидеть больше контента

Вот моя проблема в двух словах. У меня закончилась гарантия (четыре года или 50 000 миль). И, возможно, кончилась удача. Может, нам стоит ездить, пока он не сломается.

Мне нужно выяснить, что именно вызывает вой. Это проблема с подшипником? Машина внезапно остановится? Кто знает?

Дилер Mercedes-Benz впоследствии снизил стоимость ремонта до 12 000 долларов, предоставив Джиму двигатель по себестоимости и скидку 20% на работу. Но это все равно было дороговато для шестилетнего электромобиля с запасом хода 87 миль.

Прошерстив интернет, Джим обнаружил, что на удивительно большое количество из нескольких тысяч автомобилей с ранними силовыми агрегатами Tesla возникают схожие проблемы. Три проблемные модели: Tesla Roadster первого поколения, Toyota RAV4 EV и Mercedes-Benz Electric. Джим прислал мне эти две ссылки:

http://www.mybclasselectricdrive.com/forum/viewtopic.php?f=8&t=644

http://www.myrav4ev.com/forum/viewtopic.php?f=8&t=251&start=510

Я ответил, назвав механиков из области Залива, любящих электромобили, чтобы получить второе мнение. И он обнаружил на одном из форумов, что QC Charge в Сан-Маркосе, Калифорния (примерно в 30 милях к северу от Сан-Диего), занимается ремонтом этих трех ранних электромобилей, которые используют почти идентичные версии силового агрегата Tesla.

Джим сказал мне:

Я собираюсь отправить машину в QC Charge, чтобы они отремонтировали двигатель. Общая стоимость с доставкой составит около 5000 долларов. Надеюсь, его можно будет отремонтировать, и мы выиграем время, чтобы подумать, каким будет наш следующий электромобиль.

Тони Уильямс, основатель QC Charge, открыл бизнес в 2012 году. Один из его первых продуктов — это порт быстрой зарядки для вторичного рынка, который позволял владельцам Toyota RAV4 EV заряжаться так же, как Tesla Model S. Оба автомобиля используют схожий силовой агрегат, но Toyota решила не устанавливать быструю зарядку на электрический RAV. (Было построено всего 2600 таких внедорожников Toyota. QC оснастил сотни из них своим хаком для быстрой зарядки).

QC Charge в настоящее время предлагает десятки адаптеров, удлинителей и комплектов для электромобилей. И они активно занимаются ремонтом этих Roadster, RAV и B-Class Electric. «В последний раз я насчитал 17 машин перед мастерской», — сказал Уильямс, отремонтировавший несколько сотен электромобилей.

Он объяснил ситуацию, с которой могут столкнуться Джим и другие владельцы электромобилей, снятых с гарантии.

Механик в автомастерской Toyota или в любой мастерской не будет разбирать двигатель. Это не их обычный бизнес.

Они устраняют неисправности автомобилей и заменяют детали. Это их хлеб с маслом. Это означает, что для двигателя, например, может быть сломана деталь стоимостью 3 доллара, датчик скорости или что-то подобное, а они заменят весь двигатель.

Так что они могут взять 15 тысяч долларов или больше за деталь стоимостью 3 доллара.

Уильямс рассказал множество историй о владельцах трех моделей с силовыми агрегатами Tesla, которые полностью потеряли надежду на машины, которые полностью перестали двигаться. Дилеры говорили этим владельцам, что единственный вариант — новый двигатель. Но Уильямсу удалось заставить автомобиль работать за 15 минут, используя недорогие детали со своего склада.

Вот как QC диагностировал автомобиль Джима, что оказалось несложно. Обратите внимание, что Тони Уильямс владеет четырьмя Tesla, все они куплены новыми у компании. Он является поклонником постоянного стремления компании к инновациям. Наш телефонный разговор задерживал его от первой поездки на Model Y, которая только что прибыла в его мастерскую.

Уильямс объяснил, что произошло с электромобилем B-Class Джима:

Это конструктивная проблема, связанная с Tesla. Индукционный двигатель съедает подшипники.

Энергия проходит через поле, которое идет к ротору, заставляя его вращаться, но большая часть этой энергии проходит через подшипники, поскольку это проводящий путь для соединения поля и ротора. Если представить, что такое количество электрической энергии постоянно проходит через эти бедные металлические подшипники, они начинают скалывать подшипники и дорожки качения, и тогда, конечно, подшипники выходят из строя.

Электромагнитной энергии нужно куда-то деться, поэтому ей нужен путь разряда. В двигателе есть путь разряда, но он довольно неадекватен.

Уильямс сказал, что в двигателе всего два подшипника — по одному на каждом конце, каждый диаметром примерно два или три дюйма. Подшипники — единственные движущиеся части двигателя.

Он объяснил, что подшипники также принимают на себя основной удар при проезде через неровности и выбоины, и они могут быть недостаточно смазаны после многих лет использования.

На этих фотографиях показано сердце электродвигателя — «ротор», который вращается, вырабатывая мощность. Наиболее заметный неисправный подшипник виден на этих фотографиях двигателя Tesla GEN1, используемого в Tesla Model S 2012-2014 годов и Toyota RAV4 EV, а также в Mercedes-Benz B-Class Electric Drive. Ротор весит 60 фунтов.

Уильямс прекрасно понимает, что рынок электромобилей вскоре вырастет до такой степени, что тысячи, а затем и миллионы электромобилей будут сниматься с гарантии, и ни традиционные автопроизводители, ни Tesla не смогут эффективно помочь всем этим владельцам с автомобилями вне гарантии.

Мы надеемся франшизировать модель ремонта электромобилей, используя все, чему научились за последние восемь лет. Мы выполняем тяжелое техническое обслуживание вплоть до уровня компонентов. Обычная ремонтная мастерская этого не делает.

Уильямс сказал, что он «активно работает» над созданием франшиз, обучением их ремонту электромобилей и оказанием поддержки в виде глубокой экспертизы и необходимых запчастей. То, что я вижу в плане Уильямса, — это начало общенациональной сети независимых специалистов по ремонту электромобилей, которая должна развиваться для бурно развивающегося мира электромобилей.

Тем временем я услышал от Джима несколько дней назад.

Мы вернули Mercedes в субботу. Никакого воющего звука!

Джим сказал, что счет оказался гораздо меньше, чем запросил дилер. Он добавил: «Надеюсь, мы получим еще пять лет езды на этой машине».