
Среди европейских автопроизводителей наметился раскол. На прошлой неделе Европейская ассоциация производителей автомобилей (ACEA) попросила отложить сроки ЕС по выбросам CO2. С одной стороны, немецкие автопроизводители, являющиеся членами ACEA, но инвестировавшие в электромобили. Немецкие автопроизводители не хотят отсрочки. Однако генеральный директор Fiat-Chrysler Майк Мэнли, ныне президент ACEA, представляет тех, кто выступает против строгих правил выбросов. Мэнли подписал письмо с просьбой к Европейской комиссии ослабить цели по выбросам CO2.
Помимо ACEA, еще три ассоциации – представляющие европейских поставщиков, производителей шин и предприятия по ремонту автомобилей – подписали письмо Урсуле фон дер Ляйен, президенту Европейской комиссии.
В письме утверждается, что пандемия остановила разработку и производство автомобилей:
Это нарушает наши планы по подготовке к соблюдению действующих и будущих законов и правил ЕС в установленные сроки. Поэтому мы считаем, что необходимо внести некоторые коррективы во временные рамки этих законов.
Transport & Environment, брюссельская некоммерческая организация, продвигающая нулевые выбросы в транспортном секторе, пояснила, что на автомобили приходится 14% всех выбросов парниковых газов в ЕС и 70% выбросов от дорожного транспорта в ЕС.
Группа охарактеризовала правила ЕС по выбросам CO2, вступившие в силу 1 января 2020 года, как «первую значимую цель после многих лет роста выбросов CO2 и отсутствия на рынке моделей электромобилей».
Правила работают. В феврале продажи электромобилей выросли на 92%, в то время как общий автомобильный рынок упал на 7%.
Тем временем немецкие автопроизводители не хотят отказываться от правил по выбросам. Представитель VW заявил:
Законодательство по целевым показателям выбросов CO2 в ЕС принято. Для Volkswagen Group решающей является текущая правовая ситуация. Мы продолжаем наши усилия по достижению целевых показателей парка автомобилей на 2020 год и последующие годы.
Представитель немецкой лоббистской группы автопроизводителей VDA добавил:
Если некоторые производители сильно пострадают и под угрозой окажутся тысячи рабочих мест, тогда, конечно, возникнет дискуссия о целевых показателях выбросов CO2.
Оппортунистические автопроизводители
Юлия Полишсканова, директор по чистым транспортным средствам в Transport & Environment, поддержала решение BMW, Daimler и Volkswagen соблюдать правила по выбросам CO2. Она сказала:
Хотя общее экономическое восстановление имеет решающее значение, мы не должны позволять некоторым оппортунистическим автопроизводителям использовать кризис для бесстыдного отказа от европейских климатических целей для автомобилей. Все три немецких автопроизводителя, VW, Daimler и BMW, справедливо признали, что это не требуется.
Пока слишком рано судить о влиянии коронавируса на автомобильную промышленность, но продажа меньшего количества автомобилей не повлияет на соблюдение закона. Важен тип проданного автомобиля. Любые стимулы для увеличения спроса после возобновления нормальной жизни должны быть ориентированы на автомобили с нулевыми выбросами. Это поможет сохранить рабочие места в Европе, снизить загрязнение и повысить конкурентоспособность нашей автомобильной промышленности.
Хотя европейские лоббисты автомобилей используют коронавирус как причину для отступления, их просьба предшествовала пандемии. В декабре европейская группа поставщиков CLEPA хотела возобновить обсуждение долгосрочных целей по выбросам CO2 в связи со сменой руководства в Европейской комиссии.

Карлос Таварес (PSA) и Майк Мэнли (FCA)
Карлос Таварес, генеральный директор PSA, производителя автомобилей Peugeot, является бывшим президентом ACEA. Он раскритиковал европейских законодателей, утверждая, что более низкие выбросы CO2 каким-то образом сокращают транспортные возможности:
Свобода передвижения — это фундаментальная ценность для наших демократий.
В январе Майк Мэнли, генеральный директор Fiat-Chrysler (FCA), вступил в должность президента ACEA. По прогнозам PA Consulting, FCA может столкнуться со штрафами до 2,4 млрд евро (2,65 млрд долларов) в 2021 году. Компания снизила свои риски, объединив кредиты на нулевые выбросы с Tesla. Но PA Consulting считает, что этот шаг «окажет минимальное влияние на ее способность достичь своих целей».
Ожидается, что PSA и Fiat-Chrysler объединятся к 2021 году. В Соединенных Штатах Fiat-Chrysler поддержал General Motors и Toyota в противодействии праву Калифорнии устанавливать собственные правила выбросов.
Европейская комиссия заявила, что будет придерживаться курса. Представитель сказал:
Комиссия намерена использовать все доступные ей политические инструменты для защиты граждан и смягчения крайне негативных социально-экономических последствий пандемии коронавируса. Мы также должны обеспечить, чтобы восстановление было максимально устойчивым — как в экономическом, так и в экологическом плане.