Rivian одерживает крупную победу, так как Колорадо принимает закон о прямых продажах электромобилей

Жители Колорадо в обозримом будущем смогут посетить собственный магазин Rivian благодаря новому закону, разрешающему производителям электромобилей продавать напрямую.

В прошлом месяце мы сообщали, что Rivian участвует в продвижении законодательства, которое позволит ей продавать напрямую в Колорадо. Tesla могла продавать напрямую в Колорадо, а другие — нет, из-за запрета на прямые продажи, принятого законодательным собранием штата в 2010 году. У Tesla уже был магазин, поэтому она была освобождена от ограничений. Rivian поддерживала законодательство, позволяющее ей и другим производителям электромобилей также продавать напрямую.

Тогда против законопроекта выступала Ассоциация автодилеров Колорадо, поскольку он позволил бы продавать напрямую любые электромобили. Таким образом, Ford мог бы открыть собственный магазин (магазины) для прямой продажи Mustang Mach-E потребителям, в обход дилерских центров Ford в штате. Та версия законопроекта провалилась, а новая версия разрешает прямые продажи только электромобилей, производители которых исключительно производят электромобили. Вот краткое изложение законопроекта:

Реклама — прокрутите для просмотра дополнительного контента

Этот закон теперь подписан губернатором Колорадо Джаредом Полисом.

Джеймс Чен, вице-президент Rivian по государственной политике, говорит Electrek: «Колорадская инициатива была посвящена тому, как Rivian может наилучшим образом обслуживать своих клиентов и как мы можем их поддерживать. Мы считаем, что производители должны иметь свободу определять, как лучше обслуживать своих клиентов. В штатах, где нам не разрешено продавать напрямую, мы найдем способ поддержать этих клиентов, будь то изменение законодательства, предоставление поддержки из соседнего штата или что-то еще».

Шон Митчелл, ведущий популярного YouTube-канала All Things EV и житель Денвера, помог в продвижении этого закона. Он отмечает работу Денверского клуба Tesla, в частности, их низовую деятельность по установлению контактов с законодателями штата. Шон говорит Electrek:

Дилеры и ассоциация дилеров сопротивлялись на каждом этапе законодательного процесса. Они говорили, что это не необходимо. Что Rivian просто может подать заявку на получение дилерской лицензии. Проблема в том, что Rivian пришлось бы сделать значительные капиталовложения без гарантии получения лицензии. Ассоциация дилеров знает правила игры и тактики — это их домашнее преимущество. Они делают все возможное, чтобы запутать любое бизнес-модель, отличную от дилерской. Это напрямую возглавляется генеральным директором ассоциации Тимом Джексоном. Он искусно подбирает слова в своих возражениях компаниям вроде Tesla и Rivian, чтобы звучало так, будто только дилеры могут обслуживать потребителей. Это просто неправда. Цель этого законопроекта — предоставить потребителям выбор между двумя бизнес-моделями. К счастью, потребители победили со счетом 167.

Президент Ассоциации автодилеров Колорадо Тим Джексон дал интервью (с расшифровкой) журналу CBT Automotive, в котором обсудил эту борьбу. Это ценное интервью для всех, кто интересуется автомобильной дилерской политикой. Джексон подчеркивает, что его основная забота — не стартапы электромобилей, а существующие OEM-производители, которые должны соблюдать свои франшизные соглашения со своими дилерами. Вот несколько основных моментов:

  • Если бы первоначальный законопроект был принят, Колорадо стал бы первым штатом, который позволил OEM-производителю с франчайзинговыми дилерами обойти этих дилеров в штате.
  • Законопроект был внесен, пока его группа отсутствовала в городе в первый день съезда Национальной ассоциации автодилеров. Джексон сказал: «[Этот вопрос] не дает мне спать по ночам. Но что еще более важно, я действительно видел, как моя жизнь промелькнула передо мной в связи с этим вопросом, потому что он не был продуман, но был хорошо реализован путем внезапной атаки».
  • В прошлом существовали модели прямых продаж, когда OEM-производителю разрешалось выкупать своих дилеров и продавать напрямую. По словам Джексона, это, по-видимому, пытались некоторые премиальные бренды, но потерпели неудачу.
  • Интервьюер предполагает, что традиционные OEM-производители были заинтересованы в принятии первоначального законопроекта: «И если уж на то пошло, [традиционные OEM-производители] должны были бы присутствовать в столице штата, поддерживая [дилеров], а не занимать выжидательную позицию и говорить: «Ну, посмотрим, смогут ли они провести это»».

Мнение Electrek

Rivian хотела получить возможность продавать напрямую, и мы рады, что они это сделали. Это просто. Менее очевидно представить, как развернулся бы первоначальный законопроект. Продавал бы Ford свой потрясающий Mach-E Mustang в своих собственных магазинах? Как вы думаете, было бы это лучше или хуже для общего объема продаж в штате? Имейте в виду, что подавляющее большинство продаж новых автомобилей осуществляется через франчайзинговых дилеров.

И я, конечно, хотел бы верить, что когда кто-то заходит в дилерский центр Ford, его привлечет Mach-E, и он выберет его вместо Escape или Explorer. Если это так, то наличие их на дилерских площадках помогло бы ускорить принятие электромобилей. Но франчайзинговые дилеры традиционных OEM-производителей оказались плохими партнерами в продажах электромобилей, поэтому было бы интересно посмотреть, как традиционный OEM-производитель попробовал бы это сделать без дилера, который все испортит.

Что вы думаете? Сообщите нам в комментариях.