Отчет: При текущих темпах внедрения электромобилей автопроизводители не смогут достичь целей ЕС по выбросам CO2

Ожидается, что самый большой прирост продаж электромобилей в мире в этом году будет в Европе. Это связано с тем, что автопроизводители столкнутся со значительными штрафами, если они не достигнут средних показателей выбросов CO2, которые увеличились в 2020 году и продолжают резко расти в ближайшие годы. Новый отчет PA Consulting, глобальной консалтинговой фирмы, показывает, что 13 крупнейших европейских автопроизводителей столкнутся со штрафами на сумму более 14,5 миллиардов евро. Продажи электромобилей растут, но недостаточно быстро.

Как отметило Международное энергетическое агентство в ноябре, PA Consulting утверждает, что увеличение доли внедорожников сводит на нет преимущества от электромобилей. «Выбросы увеличились повсеместно в 2018 году, и все производители теперь готовы пропустить свои цели на 2021 год», — говорится в отчете под названием «Выбросы CO2 растут, автопроизводителям необходимо действовать».

Что может удивить некоторых сторонников электромобилей, так это компания, которую PA Consulting определила как наиболее близкую к достижению целей на 2021 год: Toyota.

Реклама — прокрутите вниз для перехода к контенту

Это связано с большим опережением Toyota в области гибридов. Исследователи PA Consulting ожидают, что к 2021 году продажи обычных гибридов и подключаемых гибридов составят более 71% портфеля Toyota в Европе.

«Toyota рано начала переходить на гибриды, что помогает им снижать выбросы», — написал Майкл Швейкл, эксперт по автомобильной промышленности в PA Consulting, в электронном письме Electrek.

Он отметил, что большая доля гибридов Toyota будет полезна в ближайшие пару лет. Но компании не хватает транспортных средств с нулевым уровнем выбросов, которые ей понадобятся в среднесрочной перспективе. «2025 год остается для них проблемой», — написал Швейкл.

Обратите внимание, что Tesla не была включена в исследование. «Нет выбросов. Нет штрафов», — сказал Швейкл. «Tesla вне игры для регулирования», — сказал он, за исключением «объединения продаж своих электромобилей с другими автопроизводителями, такими как Fiat-Chrysler».

Швейкл отметил, что другие автопроизводители агрессивно инвестируют в электромобили, но внедрение технологий занимает годы — графики не настолько быстрые, чтобы соответствовать нормам. «Volkswagen имеет очень сложный портфель, и он упустил время для перехода на BEV или PHEV», — сказал он.

PA Consulting ожидает, что к 2021 году PHEV и BEV составят около 10% продаж Volkswagen в Европе. Фирма прогнозирует, что выбросы CO2 Volkswagen снизятся со 121,1 г/км до 109,3 г/км в 2021 году, не достигнув целевого показателя в 96,6 г/км. Исходя из этих цифр, Volkswagen придется заплатить штрафы в размере 4,5 миллиарда евро, что является самым высоким показателем среди всех производителей.

Анализ PA Consulting показывает, что производителям потребуется продать более 2,5 миллионов дополнительных полностью электрических автомобилей, чтобы достичь целей ЕС на 2021 год. Это потребует увеличения на 1280% к 2021 году. В отчете говорится:

«Продажа такого количества BEV за такой короткий срок практически невозможна из-за ограничений производственных мощностей».

Что делать? Ускоряться

Исследование содержит длинный список рекомендаций о том, что могут сделать автопроизводители, чтобы восполнить дефицит. Задачи включают увеличение исследований и разработок, повышение запаса хода гибридов и PHEV на электротяге, более широкое использование общих платформ для электромобилей и внедрение эффективных стратегий для умных городов. Также необходима государственная поддержка в виде стимулов и структуры зарядки.

Основной посыл отчета заключается в том, что автопроизводители должны ускорить внедрение технических решений на рынок.

На этой неделе Daimler сообщил Electrek, что немецкий автопроизводитель увеличивает долю подключаемых гибридов и полностью электрических автомобилей в общих продажах в 2020 году в четыре раза. Эта новость появилась после того, как генеральный директор Ола Каллениус признал, что «будет сложно» достичь целевых показателей по CO2 на 2020 и 2021 годы.

В отчете PA Consulting прогнозировалось, что Daimler снизит свои выбросы CO2 со 130,4 г/км сегодня до 114,1 г/км в 2021 году. Но это означало, что он достигнет своей цели в 103,1 г/км и столкнется со штрафами в размере 997 миллионов евро.

Однако в отчете использовалась осторожная оценка, согласно которой Daimler увеличит долю продаж электромобилей и PHEV до 14% к 2021 году. Если Daimler будет действовать быстрее, начав с четырехкратного увеличения доли электромобилей и подключаемых гибридов в 2020 году, доля электромобилей к 2021 году приблизится к 18%, по данным PA Consulting.

Это по-прежнему недостаточно быстро и недостаточно высоко. Швейкл полагает, что Daimler столкнется со штрафами в размере 430 миллионов евро в 2021 году.

PA Consulting оценила европейский портфель электромобилей и PHEV Daimler в 2%–3% в 2019 году.

Методология PA Consulting основана на среднем весе парка автомобилей, количестве регистраций каждого силового агрегата, запланированных выпусках, суперкредитах, будущих тенденциях и других факторах. Отчет 2020 года, опубликованный в январе 2020 года, является пятым годом, когда PA Consulting оценивает прогресс автопроизводителей в достижении целей.

Мнение Electrek

Несмотря на то, что Toyota выглядит хорошо в отчете, Швейкл сказал: «Одних гибридов недостаточно. Важен баланс». Другими словами, каждый автомобиль, независимо от силового агрегата, должен становиться более эффективным, а автопроизводители должны переориентировать продажи на наименее загрязняющие автомобили вместо более тяжелых, использующих мощные, менее эффективные силовые агрегаты.

Нет никаких сомнений, согласно отчету PA Consulting, в важной роли электромобилей и подключаемых гибридов в снижении выбросов CO2. Но Швейкл вновь подчеркнул, что ограничения на производство электромобилей проблематичны в краткосрочной перспективе. Даже для среднесрочной картины мы понимаем, что достижение целей «не будет полностью за счет BEV», как отмечает Швейкл.

Но это лишь подчеркивает необходимость для каждого автопроизводителя немедленно активизировать свои усилия в области электромобилей. Швейкл сказал лучше всего:

«Проблема в объеме. Малые объемы не помогут».