
На этой неделе появились слухи о том, что Geely, китайский автопроизводитель, стоящий за Volvo, Polestar и Lynk & Co, инвестирует 300 миллионов долларов в Nio. Сообщения об инвестициях поступили из Yuguan Cheshi, медиа-издания на базе WeChat. Это лишь последнее в волне слухов о том, как Nio выберется из своих финансовых трудностей.
ДжоЭнн Ямани, представитель Nio из США, сообщила Electrek, что новости о предполагаемых инвестициях Geely являются «неподтвержденным слухом».
Алиша Уэбб, аналитик Wards Intelligence, изучающая китайский рынок электромобилей, также заявила, что источники в WeChat — это «слухи“. Но она быстро добавила:
«Меня бы не удивило, если бы Nio и Geely хотя бы разговаривали. Nio остро нуждается в деньгах, а Geely может получить доступ к технологиям, которые Nio могла бы использовать. Geely также предоставит Nio доступ к производственным мощностям, в которых она нуждается. Однако Nio покупает готовые технологии, когда это возможно, поэтому я не уверена, что у Nio есть что-то, что нужно Geely».
Уэбб пояснила, что использование Nio производственных мощностей Geely означало бы отказ от оплаты услуг JAC, государственного контрактного производителя, с которым компания работает в настоящее время.
В начале февраля Nio задерживала выплату зарплаты своим сотрудникам. Многолетний инвестор Nio, Hillhouse Capital, китайский инвестор прямых инвестиций, продал свою долю в китайском стартапе умных электромобилей, согласно заявлению SEC от 14 февраля.
Таким образом, Nio активно привлекает средства для облегчения своих финансовых проблем. «Очевидно, что Nio испытывает нехватку капитала. Ей требуется вливание как можно скорее», — сказала Уэбб.
В январе сообщалось, что государственный автопроизводитель GAC Motor Co. привлекает около 1 миллиарда долларов для будущих инвестиций в Nio. GAC, имеющая совместное предприятие с Nio, опровергла это сообщение. Другие опровергли цифру в 1 миллиард долларов, оценив потенциальные инвестиции GAC в 150 миллионов долларов. Есть дополнительные сообщения о финансировании Nio на сумму не менее 300 миллионов долларов в конце прошлого года, включая средства от Tencent.
Между тем, в январе Nio сообщила о поставке всего 1598 автомобилей, из которых 1493 — ES6 и 105 — ES8, что на 11,5% меньше, чем в январе 2019 года. С начала продаж ES8 в июне 2018 года Nio поставила около 33 500 автомобилей.
Уильям Ли, генеральный директор Nio, сказал:
«Мы достигли удовлетворительных результатов в январе, несмотря на вспышку нового коронавируса. В этот период безопасность наших сотрудников и пользователей остается нашим главным приоритетом».
Компания также указала на сокращение рабочих дней в январе из-за праздника Китайского Нового года.
Итак, вернемся к вопросу, почему альянс Geely-Nio имеет смысл.
Во-первых, стоит учесть, что Geely владеет шведским автопроизводителем Volvo. Эти два автопроизводителя, которые действовали как отдельные компании, в этом месяце рассматривают полное слияние.
Слияние Volvo и Geely может использовать американские операции Volvo, уменьшив ее зависимость от проблемного внутреннего рынка Китая. Оно может даже ускорить экспорт автомобилей из Китая в Европу и США, что будет выгодно для Nio, если она станет частью холдинга компании. Polestar — это новый бренд, созданный как совместное предприятие Volvo и Geely. Его автомобили разрабатываются Volvo, производятся в Китае и продаются в Европе и Северной Америке.
«Автомобили Nio выглядят хорошо», — сказала Уэбб. «[В Европе] может быть рынок».
По данным The Verge, в конце 2019 года Nio заявила, что у нее недостаточно наличных средств для финансирования своей деятельности в течение еще одного года.
Проблемы Nio происходят на фоне того, что Tesla стала первым иностранным автопроизводителем, построившим и эксплуатирующим свой завод в Шанхае. Это тот же город, где Nio планировала разработать собственный завод по производству электромобилей. Nio также сталкивается с возросшей внутренней конкуренцией со стороны Byton, Xpeng, Evergrande и других.
Взгляд Electrek
Расшифровать взлеты и падения китайской автомобильной промышленности и ее производителей электромобилей — непростая задача. Слухи о Nio и ее финансовых трудностях будут продолжать циркулировать.
Одно можно сказать наверняка: перспективы Nio, когда-то считавшейся «Tesla Китая», неопределенны. Ожидается, что продажи электромобилей в Китае в этом году снизятся, поскольку правительство переходит от субсидий к квотам для автопроизводителей. По всем признакам, Nio изо всех сил пытается остаться на плаву.
Крупные инвестиции от Geely пока остаются лишь слухом. Но они отражают то, как мировые автопроизводители заключают альянсы и формируют партнерства, чтобы осуществить гигантский переход к электромобилям (и автономному вождению). Потенциал Nio к сотрудничеству с Geely — и, соответственно, с Volvo и другими брендами — мог бы открыть ряд возможностей для вывода ее автомобилей, технологий и маркетинговых стратегий на мировые рынки. Или, по крайней мере, позволит ей продержаться достаточно долго, чтобы продолжать производить и продавать свои электромобили.