Tesla может продавать в Колорадо, а Rivian — нет. Дилеры выступают против нового закона, который это изменит

В Колорадо был представлен новый законопроект, SB 167, который позволит производителям электромобилей обойти запрет штата на прямые продажи.

Запрет был принят в 2010 году, что означает, что магазин Tesla в штате «действует на основании права, приобретенного до введения новых правил», хотя Tesla не имеет права открывать другие магазины. В штате все еще есть несколько представительств, но технически это «галереи».

Запрет в Колорадо был принят в ответ на банкротство GM в 2009 году. Цель заключалась в спасении местных дилерских центров, которые могли потерять свои лицензии во время банкротства.

Реклама – прокрутите дальше, чтобы узнать больше

Это отличается от многих других запретов на продажи по всей Америке. Многие другие запреты на продажи в штатах являются многолетними и были введены для защиты местных дилерских центров от конкуренции со стороны производителей, поскольку компании росли до такой степени, что могли открывать собственные дилерские центры и подрывать бизнес местных предпринимателей, которые вложили много времени и капитала в развитие своего дела.

Tesla с самого начала имела другую модель продаж по нескольким причинам. Tesla выросла в эпоху Интернета, поэтому они могут легче продавать свои автомобили таким образом, вместо того чтобы иметь местного дилера в каждом городе. Это важно для небольшого производителя, потому что трудно иметь торговое представительство повсюду, а существующие дилеры могут пренебрежительно относиться к новому небольшому бренду.

Это особенно актуально, когда дилерам требуется специальная подготовка для ответов на вопросы об электромобилях. Даже для брендов, которые продают электромобили, опыт работы с дилерами электромобилей не очень хорош.

(Кстати, сегодня мы опубликовали статью о том, что VW должен предоставить дополнительное финансирование дилерам, чтобы стимулировать их продавать электромобили. Отсутствие поддержки дилеров — постоянная проблема в мире электромобилей.)

Поэтому в начале своей деятельности Tesla наняла вице-президента по розничной торговле Джорджа Бланкеншипа, который ранее занимался разработкой моделей розничных продаж Gap и Apple. Компания открыла собственные магазины в местах с высокой проходимостью, с квалифицированным персоналом, что обеспечивало лучший опыт розничных продаж.

Колорадо был одним из первых штатов, на которые ориентировалась Tesla, поскольку он относительно богат, прогрессивен, особенно в вопросах экологии, и в то время предлагал очень щедрые льготы для владельцев электромобилей (половина стоимости автомобиля до 5000 долларов). Они открыли там магазин до введения закона 2010 года, что означало, что они были «дедушкированы».

С тех пор штат во многих отношениях поддерживал Tesla и электромобили. В начале этого года Колорадо официально принял мандат ZEV Калифорнии в ответ на смехотворные действия Агентства по охране окружающей среды США (EPA) в отношении законов о топливной экономичности. Губернатор Джаред Полис поддерживает SB 167.

Rivian стремится следовать модели, аналогичной Tesla, поскольку эта модель подходит и им. Но они не подпадают под то же исключение, что и Tesla в законодательстве Колорадо, поэтому им необходимо, чтобы этот новый законопроект был принят.

Колорадо важен для Rivian. Штат является одним из крупнейших покупателей электромобилей в США, занимая четвертое место по продажам электромобилей на душу населения. Он также полон именно тех покупателей приключенческих грузовиков/внедорожников, на которых ориентируется Rivian со своими R1T и R1S.

По словам Джеймса Чена, вице-президента Rivian по государственной политике (который ранее занимал ту же должность в Tesla), Rivian планировал открыть свой первый магазин в мире в Колорадо. Компания поддержала законопроект, который разрешил бы прямые продажи производителям, которые исключительно производят электромобили, но этот законопроект провалился в прошлом году в законодательном органе, поставив под угрозу планы Rivian по открытию магазинов.

Законопроект прошлого года не распространялся бы на производителей, которые также производят автомобили с ДВС. Законопроект этого года был изменен таким образом, чтобы производители автомобилей с ДВС могли открыть дилерский центр для продажи своих полностью электрических автомобилей, но не гибридов или автомобилей с ДВС.

Это означало бы, что Ford мог бы открыть дилерский центр для продажи Mustang Mach-E, а VW — для продажи своих электрических автомобилей серии ID.

Ассоциации дилеров не любят модель Tesla/Rivian, потому что они видят в ней угрозу своему бизнесу. Штатные ассоциации дилеров также обладают политическим влиянием, имеют много денег для лоббирования и обеспечивают множество местных рабочих мест, поддерживающих их бизнес. Законодатели во многих штатах опасаются вставать у них на пути, чтобы не потерять политические взносы и голоса избирателей, связанных с дилерскими центрами.

Тим Джексон, генеральный директор ассоциации дилеров Колорадо (который описывает себя как «футуриста», но при этом постоянно негативно относится к электромобилям), говорит: «этот законопроект — решение в поисках проблемы», и что он поставит под угрозу инвестиции дилеров.

Он говорит, что закон штата уже позволяет производителям открывать собственные дилерские центры, если у них нет других в штате, и что новый закон не нужен. Но закон неоднозначен — он допускает это «И» и включает производителей, у которых были магазины до 2009 года. Это можно интерпретировать так, что требуется и то, и другое, поэтому SB 167 исключает это назойливое вхождение слова «И» из законодательства Колорадо.

Если бы действующий закон был истолкован таким образом, то, безусловно, была бы проблема. Если Tesla — единственный стартап в области электромобилей, которому разрешено продавать автомобили в Колорадо, это дает им большое несправедливое преимущество перед любым другим производителем электромобилей. Это странная позиция для Tesla, поскольку многие другие штаты запрещают их дилерские центры, что дает им несправедливое преимущество.

По большей части общественное мнение на стороне производителей электромобилей, а не дилеров. Автодилеры стабильно занимают одно из последних мест по уровню доверия среди профессий в Америке, ниже маркетологов, страховых агентов и членов Конгресса. Немногие люди любят посещать автосалоны, а общение с знающим сотрудником в магазине производителя в торговом центре гораздо менее нервирует, чем погружение в дикие территории автостоянки для торга.

Но это не привело к большому законодательному успеху для Tesla. Было провалено больше законопроектов о прямых продажах, чем принято, и Tesla по-прежнему «заблокирована» от владения дилерскими центрами во многих штатах. Тем не менее, компания нашла способы доставлять автомобили во все 50 штатов, обходя запреты дилеров, совершая сделки в близлежащих штатах и отправляя их через третьих лиц.

Но на создание этой системы потребовалось много усилий, а обход лазеек просто усложняет все без особой причины. Rivian и другим производителям электромобилей было бы лучше, если бы они могли избежать этих усилий и просто продавать свою продукцию.

Если вы житель Колорадо и хотите оставить комментарий по этому законопроекту своему законодателю, вы можете найти их информацию здесь.