
Почти каждый пятый автомобиль в Бергене, втором по величине городе Норвегии, является полностью электрическим. Реальность того, что такое место существует, побудила нефтяные и топливные розничные компании отправиться в Норвегию, чтобы подготовиться к грядущим переменам.
Лондонская Financial Times на этой неделе сообщила, что канадская компания Couche-Tard, международная компания с примерно 15 000 магазинов шаговой доступности, использует Норвегию как «лабораторию» для изучения будущего без автозаправочных станций. Couche-Tard заменила топливные колонки зарядными устройствами для электромобилей на некоторых своих заправках Circle K в Скандинавии.
Компания также запустила услуги домашней и рабочей зарядки в Норвегии. Нефтяные гиганты Shell, BP и Total стали игроками в области зарядки электромобилей.
Когда я год назад посетил Норвегию, Кристин Бу, генеральный секретарь Норвежской ассоциации электромобилей, сказала мне:
Приезжает все больше крупных компаний, нефтяных компаний, сетей АЗС, этих глобальных компаний. Я думаю, это очень хорошо, потому что это означает, что теперь мы начинаем видеть начало перемен.
Бу сказал, что большинство посетителей Норвежской ассоциации электромобилей раньше были в основном журналистами. Теперь это все чаще поставщики топлива. Группа по электромобилям принимала посетителей из нефтяной отрасли из таких мест, как Индия и Латинская Америка.
Год назад я встречался с 20 представителями Shell. Они были здесь, чтобы учиться. К нам приезжает все больше нефтяных компаний, и они просят нас провести презентацию. У нас посетители каждую неделю.
Правительство Норвегии хочет прекратить продажу автомобилей с двигателями внутреннего сгорания к 2025 году. Это менее чем через пять лет.
Обычный пятничный день зимой недалеко от Осло
Insight Research, британская фирма, специализирующаяся на розничной торговле, даже провела в 2018 году «Сафари по норвежскому рынку удобств и электромобилям». Идея заключалась в том, чтобы предоставить на местах взгляд на будущие последствия электромобилей для розничной торговли на автозаправочных станциях для руководителей этой отрасли.
Исследование Boston Consulting Group, опубликованное в прошлом году, показало, что как минимум четверть автозаправочных станций по всему миру рискуют закрыться к 2035 году. BCG рекомендует сетям АЗС изменить свой подход с «ориентированной на транспорт бизнес-модели» на ориентированную на клиента с улучшенными продуктами и услугами.
Владельцы придорожных магазинов шаговой доступности пытаются понять, как добавить ценность помимо топливных колонок. Идея включает предложение премиальной еды, пунктов выдачи посылок на месте, авторемонт и автомойки.
«С электрической мобильностью возникает целый ряд новых бизнес-моделей», — сказал Хакон Стикcруд, старший директор по электронной мобильности европейского бизнеса АЗС Couche-Tard Circle K.
Бу предостерегает этих ритейлеров от того, чтобы думать о будущем, используя старые модели. Большая часть зарядки электромобилей происходит дома, поэтому только придорожные заправочные пункты имеют относительно высокий спрос. «Бизнес-кейс сложен. Вы пользуетесь ими только тогда, когда отправляетесь в дальние поездки», — сказал Бу.
Boston Consulting Group пришла к выводу: «Главное здесь то, что топливные ритейлеры должны предпринять агрессивные действия, включая закрытие некоторых станций, чтобы их деятельность оставалась прибыльной».
Мнение Electrek
Как отмечает Financial Times, по оценкам Bloomberg New Energy Finance, 57% автомобилей, проданных в мире в 2040 году, будут электрическими. Норвегия преодолела этот порог в прошлом году.
Нарушение всей цепочки поставок ископаемого топлива будет значительным. Эти прогнозы внушают страх нефтяным компаниям и топливным ритейлерам — по крайней мере, тем, кто понимает, что изменения уже происходят. Умные люди отправляются в такие места, как Норвегия, чтобы лучше понять, как подготовиться.
Тем временем поклонники электромобилей — и все, кто любит дышать чистым воздухом или хочет избежать наиболее серьезных последствий изменения климата — видят надежду в мире, где автозаправочные станции являются пережитком прошлого.