
Arcimoto наконец начала поставки своего трехколесного «транспортного средства для развлечений» (Fun Utility Vehicle), и мы успели прокатиться на нем по Лос-Анджелесу вместе с генеральным директором Arcimoto Марком Фронмайером, который как раз заканчивал свой трансконтинентальный тур.
Мы уже ездили на Arcimoto, но это были ранние версии, и поездки были короче. Теперь, когда у нас появилась возможность опробовать эту забавную штуковину на реальных дорогах (и в реальном трафике), вот наши впечатления.
Прежде всего, должен отметить, что я не мотоциклист. Поэтому я не смогу сравнить этот трицикл с мотоциклом, а скорее с автомобилем. И говоря о мотоциклах, вам может потребоваться мотоциклетная лицензия и/или шлем, чтобы управлять одним из них, так что проверьте местные правила.
Наша поездка на закате началась в час пик в Лос-Анджелесе, так что дороги далеко не пустовали. Но у нас было достаточно пространства, чтобы хорошо протестировать возможности автомобиля в типичных городских сценариях вождения, в том числе на скорости до 90 км/ч.
Типичные сценарии вождения, как видно на фото ниже, включали много смога. Индекс качества воздуха (AQI) был ненамного выше обычного, то есть опасным для чувствительных групп населения. Это довольно часто случается в нашем мире, где все сжигают ископаемое топливо.
Вождение в открытом транспортном средстве доставляет в этом отношении некоторые неудобства, потому что вы находитесь недалеко от выхлопных труб окружающих машин и вынуждены вдыхать все, что они изрыгают. С другой стороны, по крайней мере, вы сами не изрыгаете больше вредных веществ для тех, кто позади и рядом с вами, так что это плюс.
И в мире, где все мы ездили бы на таких машинах, вдыхание всего этого дерьма из выхлопных труб не было бы проблемой. Так что, возможно, нам стоит об этом подумать.
Производительность и эффективность
Говоря об эффективных транспортных средствах, Arcimoto имеет рейтинг 173 миль на галлон бензинового эквивалента (MPGe) — примерно в полтора раза эффективнее, чем небольшой электромобиль, большинство из которых потребляют около 120 MPGe.
Топовая версия «Evergreen Edition» оснащена аккумуляторной батареей емкостью 20 кВт/ч, развивающей 81 л.с. — этого достаточно, чтобы разогнаться до 100 км/ч за 7,5 секунд и достичь максимальной скорости 120 км/ч. Эти 20 кВт/ч обеспечат вам 160 км запаса хода в городских условиях. На трассе дела обстоят хуже: запас хода составит 105 км при скорости 90 км/ч и 50 км при скорости 110 км/ч. Аэродинамика — не сильная сторона таких не закрытых транспортных средств.
В будущем будет доступна базовая модель с аккумулятором на 12 кВт/ч и запасом хода 110 км в городе. Arcimoto также планирует предложить вариант с аккумулятором большей емкости в будущем.
Эти 81 л.с. кажутся вполне достаточными для этой маленькой машинки. Она ощущалась достаточно мощной, даже при разгоне до ~100 км/ч на холм по главной городской дороге. Подача крутящего момента очень плавная. Она не будет отбрасывать вас назад, но ведь мы и не соревнуемся здесь с супербайками или полноприводными драг-рейсинговыми автомобилями.
Управление требует некоторых усилий — это не так легко, как повернуть руль с усилителем. Но с тремя колесами машина кажется достаточно устойчивой. Я пытался раскачать автомобиль на средних и высоких скоростях, и он не ощущался шатким.
Элементы управления
FUV оснащен встроенным информационным экраном, который выводит всю самую важную информацию прямо перед глазами. Но это только «информация», а не «развлечение».
Последнее обеспечивается вашим собственным мобильным телефоном, и для него есть удобный держатель по центру руля. Вместо того чтобы оснащать FUV системой GPS-навигации, предполагается, что вы будете использовать свой телефон. Конечно, есть USB-порт, чтобы вы могли черпать энергию из большого аккумулятора, чтобы ваш телефон всегда был заряжен.
Возможно, Arcimoto добавит больше возможностей в систему в будущем. Сейчас программное обеспечение еще дорабатывается, и автомобиль не способен обновляться «по воздуху», но такая возможность появится «скоро».
Элементы управления автомобилем потребовали некоторого привыкания для человека, который привык к рулю и педалям, но прошло совсем немного времени, прежде чем я почувствовал себя достаточно уверенно, чтобы быстро реагировать на обычные дорожные ситуации. Различные кнопки поначалу немного сбивают с толку, но с небольшой помощью или после нескольких минут изучения руководства разобраться не должно быть слишком сложно.
Торможение осуществляется с помощью рычага рекуперативного торможения на правом руле, похожего на мотоциклетный тормоз, или с помощью механических тормозов, активируемых правой педалью.
А радиус разворота немного больше, чем мне хотелось бы. Крылья касаются кузова при максимальном угле поворота руля, что ограничивает возможность делать более резкие повороты. Парковка может потребовать некоторой практики, но поскольку автомобиль очень маленький, это должно быть намного проще, чем искать место для целого автомобиля.
Для людей, которые используют этот автомобиль как дополнение к обычному автомобилю для поездок по городу и которые не пользуются мотоциклами, было бы неплохо немного потренироваться в управлении в спокойной обстановке, прежде чем выезжать на оживленные улицы.
Безопасность
Приятно то, что Arcimoto, безусловно, будет безопаснее мотоцикла. Три колеса гораздо устойчивее двух, а FUV оснащен не одним, а двумя ремнями безопасности, предназначенными для фиксации водителя по груди.
Каркас автомобиля также достаточно прочный, плюс у него есть зоны деформации для поглощения удара при столкновении, что является большим преимуществом по сравнению с двухколесным транспортом, у которого вообще нет каркаса над водителем или вокруг него.
Наконец, возможно, лучшая функция безопасности — это насколько он странно выглядит. А когда что-то выглядит странно, люди замечают ваше присутствие, что помогает избегать аварий.
Стиль
Вот в чем дело: Arcimoto привлекает внимание. Вы это уже знали, просто взглянув на него, но самое интересное — это то, как это влияет на ваш стиль вождения.
Сначала я немного беспокоился, что неопытный водитель на маленьком, тихом, открытом автомобиле на незнакомых городских улицах в час пик может оказаться в довольно опасной ситуации. Но вскоре после начала поездки я заметил, что у меня было много свободного пространства везде, где я ехал по дороге.
Отчасти это связано с тем, что FUV маленький и не занимает много места в полосе движения, а отчасти — потому, что буквально все вокруг меня знали о моем присутствии. И все, казалось, уступали дорогу этим двум странным автомобилям, которые они никогда раньше не видели.
Но дело было не только во внешнем виде, но и в комментариях. Открытые боковины и тихая работа способствовали тому, что другие водители и прохожие оставляли комментарии.
Проезжая по жилому району, женщина, выгуливающая собаку, сказала: «Черт возьми, эта штука потрясающая!» Подъезжая к светофору, водитель черного, помятого BMW X6 M опустил окно и спросил: «Что это за штука и сколько она стоит?»
И на протяжении всей поездки было легко вести непринужденные беседы с Фронмайером, сидя бок о бок на светофоре в одинаковых электротрициклах, без ревущих выхлопных труб, которые пришлось бы перекрикивать. Недостатки открытой конструкции: воздух был прохладным во время нашей поездки, и я определенно чувствовал это в костяшках пальцев. Несмотря на то, что у FUV есть лобовое стекло, ветер легко проникает с боков. Для тех, у кого длинные волосы, это тоже проблема. Конечно, подходящая одежда (шапка/шлем, перчатки и т. д.) — простое решение этой проблемы.
Также будут доступны съемные двери для закрытия боковин автомобиля, что должно уменьшить эффект ветра. А подогрев сидений и ручек доступен на автомобилях с более высокой комплектацией, включая тот, на котором я ехал (факт, о котором я, к сожалению, узнал после нашей довольно прохладной поездки).
Ценность
Arcimoto FUV в настоящее время доступен в комплектации «Evergreen Edition» — топовой модели для ранних последователей. Его цена начинается от 19 900 долларов и включает множество функций, которые не будут стандартными для будущей базовой модели за 11 900 долларов.
Обе эти цены указаны до вычета федерального налогового кредита на электромобили, если вы находитесь в США, который недавно был продлен для двух- и трехколесных электромобилей до конца 2020 года. Это позволит вам вернуть 10% от стоимости покупки, но не более 2500 долларов.
«Evergreen Edition» имеет подогрев сидений и ручек, динамики Bluetooth, съемные двери (жесткие или мягкие), запираемое заднее отделение и кабель для зарядки уровня 1.
Запираемое заднее отделение — большое преимущество при опыте, похожем на мотоцикл, поскольку рюкзаки, шлемы или несколько пакетов с продуктами можно перевозить сзади. Это действительно добавляет функциональности автомобилю для небольших поездок.
Кабеля для зарядки уровня 1 вполне достаточно, особенно если это скорее автомобиль для периодического использования и поездок по городу. Но если вам нужно полностью зарядиться с нуля, зарядка уровня 1 займет около 15 часов. Зарядное устройство уровня 2 займет чуть более трех часов, так что это может быть стоящим обновлением для FUV, которые используются часто.
Планы производства
Arcimoto начал поставки FUV только в штаты Западного побережья: Калифорнию, Орегон и Вашингтон. Пока они поставляют только топовую модель клиентам, сделавшим предварительный заказ, и производят около восьми FUV в неделю. Они будут продолжать в таком темпе в течение нескольких месяцев, но к концу этого года они надеются достичь темпа производства около 200 единиц в неделю, или 10 000 в год. Как только Arcimoto достигнет темпа производства 10 000 единиц, они планируют начать предлагать базовую модель.
С точки зрения продаж, Arcimoto будет продавать частным клиентам и планирует осуществлять оптовые продажи в курортных зонах пояса солнечной энергии. Они уже начали поставки некоторым прокатным компаниям на Ки-Уэсте, Флорида. Благодаря открытому кокпиту и простоте парковки Arcimoto рассматривает это как идеальное транспортное средство для аренды для передвижения по пляжным городам или другим тихим, природным местам:
Arcimoto также имеет в виду другие модели. Они планируют автомобили для экстренных служб и доставки. Они будут хорошо работать, особенно в перегруженных городах. Маленькие фургоны для доставки, подобные этим, весьма распространены в европейских городах и будут становиться все более распространенными, поскольку все больше городов вводят запреты на продажу автомобилей с ДВС и плату за въезд в центр.
Так что у них есть множество направлений для развития, но нам еще предстоит увидеть, что окажется для них самым прибыльным, или, конечно, сколько покупателей они смогут найти для своего причудливого «мобиля для развлечений».
Если вы подумываете о покупке Arcimoto, вы можете перейти на их веб-сайт, чтобы оформить предварительный заказ за 100 долларов.