
В отчете Tesla за 4 квартал в среду компания поделилась некоторой информацией о планах производства на 2020 год. Один из пунктов этих планов гласит, что компания ожидает перестать быть ограниченной в производстве к концу года.
Если это произойдет, это наконец-то может означать конец дефициту запчастей и логистическим ограничениям, которые уже довольно долгое время влияют на сервисные отделы Tesla. Ситуация, безусловно, улучшается, но было бы неплохо увидеть исчезновение этого клейма в опыте владения Tesla.
Tesla активно наращивает производство, пытаясь доставить как можно больше автомобилей. В прошлом квартале они установили новый рекорд по поставкам и производству, демонстрируя хороший прогресс в этом направлении.
Но большую часть прошлого года Tesla прилагала значительные усилия, чтобы достичь 100 000 поставок в квартал, и только в 4 квартале удалось с трудом достичь этой цели, упустив ее примерно на 3 000 в 3 квартале.
В спешке с поставками автомобилей это означало, что все производство Tesla направляется на создание готовой продукции, оставляя мало мощностей для производства запасных частей, которые можно использовать для обслуживания.
Это привело к сложной сервисной ситуации для некоторых владельцев Tesla, которые сообщали о длительном ожидании записи на сервис и еще более длительном ожидании поступления запчастей, пока автомобиль находится в ремонте. Проблема стала настолько серьезной, что были случаи отмены крупных заказов.
Tesla пытается улучшить ситуацию, расширяя свое присутствие в сервисных центрах «на максимальной скорости», но даже это идет медленно. За последний год Tesla увеличила физическое присутствие магазинов и сервисных центров всего на 13%, несмотря на 46% рост продаж Model 3 за тот же период.
Tesla также увеличила количество мобильных сервисных бригад на 81%, что помогло снизить нагрузку на переполненные сервисные центры. Возможно, наиболее значимым стало то, что Tesla прекратила рекомендовать ежегодное обслуживание своих автомобилей, избавив от множества ненужных проверок.
Но ничего из этого не решило проблему нехватки запчастей. Вы можете нанять больше сервисных сотрудников, вы можете сократить количество визитов автомобилей в мастерскую для проверки, но ни одно из этих действий не поможет заменить детали, которые нуждаются в замене, если этих запасных частей нет.
Итак, здесь на помощь приходит наращивание производства Tesla. В настоящее время Tesla имеет мощность для производства 550 000 Model 3 и планирует достичь мощности не менее 650 000 между Model 3 и Y к концу этого года. Но Tesla также прогнозировала поставки всего 500 000 автомобилей в течение этого года — число, которое компании должно быть легко достичь, учитывая их текущую установленную мощность.
Tesla даже прямо упомянула об этом в своем отчете за 4 квартал, заявив, что «производство, вероятно, опередит поставки в этом году». Это будет впервые для компании, которая испытывала ограничения производства с момента начала поставок Model S.
Так что же произойдет с избыточными мощностями? Tesla, вероятно, не будет производить на полную мощность (тем более, что часть этих мощностей не будет запущена до конца года), и некоторые автомобили будут оставаться внутри компании, но большая часть этих избытков может быть использована для сервисных запчастей. Вместо того чтобы завершать производство автомобилей для доставки, Tesla может отправлять эти детали в сервисные центры, чтобы снизить нагрузку там.
Это также поможет с заводской логистикой Tesla, поскольку компания поделилась сравнительными фотографиями между своим заводом во Фримонте и новым заводом в Шанхае:
Эти фотографии показывают гораздо более сложную производственную структуру во Фримонте. При производстве примерно тысячи автомобилей в день во Фримонте требуется перемещать большое количество металла из одного здания в другое в процессе сборки автомобиля.
Таким образом, пропуск этих заключительных этапов и отправка запчастей в сервисные центры могли бы упростить и эту часть процесса.
Чтобы быть ясным — эта статья является спекулятивным упражнением. Но, учитывая заявления Tesla о производстве на этой неделе, это, безусловно, выглядит как правдоподобный выход из проблем Tesla с запчастями.
Мнение Electrek
Несмотря на постоянные разговоры о качестве автомобилей Tesla и плохом опыте обслуживания, я никогда лично не сталкивался с этим. Будучи одним из первых владельцев Model 3 с автомобилем ранней модели и низким VIN-номером, я владею одним из автомобилей, которые должны быть более подвержены поломкам, чем большинство. Но пока все было нормально. Конечно, так и должно быть с любым автомобилем, а анекдоты — это не данные.
Но мы должны помнить, что в Интернете вы слышите в основном от тех, кто чрезвычайно недоволен, и эти голоса усиливаются. И это нормально — компании должны делать все возможное, чтобы предотвратить подобные ситуации, когда владелец может остаться без своей машины на недели, ожидая запчасть, которая на самом деле должна быть на складе.
Tesla еще недостаточно сделала, чтобы остановить подобные ситуации, но выглядит так, что может появиться свет в конце тоннеля. Но пока неясно, будет ли Tesla распределять запчасти таким образом — или даже будет ли спрос выше, чем они думают. Если это так, и они продолжат продавать каждый автомобиль, который смогут произвести, то, возможно, у них не окажется свободных мощностей к концу года. 500 000 общих поставок в 2020 году кажутся заниженной оценкой, но еще предстоит увидеть, насколько она занижена.