
Nissan пригласил нас в Лас-Вегас во время выставки CES 2020, предоставив проживание и возможность лично протестировать новую технологию полного привода e-4ORCE, которая будет использоваться в предстоящих автомобилях на платформе Ariya. Мы смогли опробовать новую технологию на гоночной трассе Лас-Вегас Мотор Спидвей – месте, где экзотические суперкары сдаются в аренду состоятельным клиентам, на фоне полосы огней Лас-Вегаса и пролетающих над головой истребителей F-35 с авиабазы Неллис. Зрелище было впечатляющим.
Nissan неохотно делится информацией о проекте Ariya, который на данный момент является лишь концептуальной «платформой». Однако компания отмечает, что у него есть дверные ручки и множество мелких деталей отделки, которых нет у большинства концептов. Помимо этого, Nissan не дает никаких обещаний, в том числе и о том, появится ли этот автомобиль на рынке. Но я думаю, что он появится, и он может быть весьма привлекательным, учитывая представленные дизайны.
По слухам, Ariya начнет поступать в Японию в 2021 году, а затем быстро появится и в остальном мире. Запас хода составит около 300 миль, а внешний вид будет представлять собой более сдержанную версию Ariya, изображенной ниже, которая, в свою очередь, является более сдержанной версией iMS/X, который Nissan демонстрирует уже несколько лет.
Однако автомобили Ariya не будут одиноки в сегменте среднеразмерных кроссоверов с электроприводом к тому времени. Помимо Tesla Model Y, примерно в то же время дебютирует Ford Mustang Mach E, а также будут представлены Hyundai Kona/Kia Niro/Soul EV и Chevrolet Bolt/EUV. Таким образом, он выходит на конкурентный рынок электромобилей с сильными соперниками. Как Nissan будет дифференцировать свои предложения электромобилей?
e-4ORCE
Одной из технологий, которую Nissan представит в Ariya, является система полного привода под названием «e-4ORCE». Она произносится как «и-форс», а не фонетически «и-фо-орс» или «и-фо-хорс». Идея заключается в том, что благодаря электрической тяге на все четыре колеса можно улучшить характеристики, безопасность и управляемость в поворотах, подавая разное усилие на каждое колесо.
То, что мы тестируем, – это не прототип Ariya. Мы тестируем Nissan LEAF с двумя моторами и инверторами от LEAF и аналогичной батареей емкостью 62 кВт⋅ч. Но колеса остаются такими же маленькими, как у LEAF, и отличаются от больших колес, которые вы видите на прототипе Ariya выше.
Я вслух задаюсь вопросом, не думает ли Nissan в среднесрочной перспективе выпустить Nissan LEAF Nismo с этой технологией? Это определенно помогло бы поддержать энтузиастов спортивных электромобилей до 2021 года.
Вот слайд из презентации Nissan, демонстрирующий принцип работы системы:
Рекуперативное торможение
Еще одним интересным применением технологии полного привода было перемещение рекуперации с передних колес на задние, когда применялось все больше и больше рекуперации. В ходе теста мы попытались замедлиться с равномерным распределением рекуперативного торможения против преимущественного торможения задними колесами, и разница была весьма очевидной.
Когда передние тормоза активно работают, передняя часть автомобиля наклоняется вперед, и кажется, что вы немного переваливаетесь через край. Когда задние колеса поглощают большую часть тормозного усилия, автомобиль остается плоским, поглощая то же количество скорости. Опыт значительно лучше, и это возможно только тогда, когда рекуперация задних колес сильна.
Мнение Electrek
После слишком долгого вступления, возможность сесть за руль полноприводной «мул»-версии LEAF была очень захватывающей. Хотя у нее не было сумасшедшего ускорения, 304 лошадиные силы и более 600 Н⋅м крутящего момента были не похожи ни на один Nissan, который я когда-либо испытывал. Моей задачей было проехать до поворота со скоростью 30 км/ч, а затем полностью нажать на педаль акселератора в крутом J-образном повороте, обозначенном оранжевыми конусами… с только что распыленной водой на трассе. С аллигаторами.
Ладно, шучу насчет аллигаторов.
Даже в обычном автомобиле с ДВС это было бы рецептом катастрофы.
Однако автомобиль с e-4orce, казалось, передавал крутящий момент на внешние колеса, делая поворот намного более управляемым. Или, возможно, это было торможение внутренних колес.
Несмотря на мои посредственные навыки вождения и неспособность держаться внутренней траектории конусов, я все же немного занесло. Но это было управляемо, и казалось, что автомобиль на самом деле помогал мне выйти из заноса и пройти поворот.
Затем мы отключили E-4orce и выполнили тот же маневр. Разница была колоссальной: конусы были снесены, а пассажиры прощались с жизнью. Автомобиль вынесло из-под меня в повороте, он казался совершенно неуправляемым.
Вся разница заключалась в нажатии кнопки и активации технологии e-4orce, помогающей с управлением. Чтобы внести ясность, мы сделали финальный заезд с вновь включенным e-4orce. Я снова на полной скорости вошел в J-образный поворот, и опять, словно рука богини помогла нам пройти поворот.
Будет ли этого достаточно, чтобы продавать автомобили? Честно говоря: не знаю. Модель Nissan LEAF уже приближается к 10 годам, и по сравнению с остальной индустрией, и в частности, с Tesla, технологический прогресс Nissan был ужасно медленным. Вспомните 2011 год. Tesla продавала Roadster, не имея почти никаких собственных внутренних технологий. За последнее десятилетие она разработала все свои EV-технологии, выпустила 3-4 новые модели, а также анонсировала еще 3 новые EV-модели в различных форм-факторах. Nissan выпустил Leaf в 2011 году, лишь несколько раз обновив батареи LEAF и один раз дизайн. Конечно, Япония/Европа получили фургон NV200, и теперь мы смотрим на прототип Ariya третьего поколения, который происходит от прототипа iMX. И да, каждая итерация этих прототипов выглядит немного менее сексуально, чем предыдущая.
Так что я хочу сказать, что Nissan действительно нужно поднять свой уровень, если он хочет оставаться конкурентоспособным в 2021 году, когда это появится на рынке. Это уже не 2011 год, когда Nissan был единственным реальным игроком на массовом рынке электромобилей.
Я также не говорю, что все потеряно. Дизайн прототипов Ariya по-прежнему очень хорош, и они приятны глазу. Технология e-4ORCE/рекуперации очень полезна/отточена и даст ей больше преимуществ перед автомобилями с ДВС. Но после мероприятий, посвященных Mustang Mach E и Tesla Cyber Truck на автосалоне в Лос-Анджелесе в прошлом месяце, поездка на полноприводном LEAF не попадет в мой список желаний электромобилей.